Евгений Хавтан («Браво»): «Когда что-то идет не так, я всегда виню в первую очередь себя»
НАДЕЯЛСЯ ЛИ 30-ЛЕТ НАЗАД НА ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ «БРАВО»?
— Большинство групп, которые появились в 70–80-е, никогда не мечтали о продолжительной музыкальной карьере. В 1983 году сам факт того, что мы будем играть на больших площадках и выпускать пластинки, был полным нонсенсом. Я до этого играл в группах и знал, как это выглядит: несколько молодых людей собрались неплохо провести время, поиграть на танцах-выпускном, иногда получить небольшие деньги, но это максимум! Мне группа была нужна просто для того, чтобы быть в форме как музыканту.
КАК ВЫХОДЯТ ИЗ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ?
— Лучшее средство — хорошие песни. Когда мне кажется, что что-то идет не так, я всегда виню в первую очередь себя. Никакие продюсеры, промо-компании, нефтедоллары тебе не помогут, если у тебя нет хороших песен. Тех, которые спустя 10–20 лет будут трогать сердца новых поколений. Публика не постоянна, но консервативна. Вообще, самые большие предатели — это поклонники. Они никогда не будут ждать и возиться с тобой, как твои близкие и друзья. Самые ярые фаны «Браво» 80-х отвернулись от нас, когда ветер подул в другую сторону. Публика хочет слышать 35-ю копию одной и той же песни. Если публика поддержит — значит хорошо, и роман сложился.
О ТЕХ, ДЛЯ КОГО «БРАВО» АССОЦИИРУЕТСЯ С ЖАННОЙ АГУЗАРОВОЙ
— Мне больше интересно мнение наших сегодняшних поклонников, которые сейчас ходят на наши концерты, а Агузарова не поет с «Браво» больше 25 лет. На новой пластинке будет мой дуэт с Машей Макаровой. Все должно происходить естественно. Я написал музыку к нескольким песням и отослал ей «болванку». Она выбрала одну мелодию и вместе с приятелем Михаилом Виноградовым написала текст. Приехала в студию, и мы все сразу записали.
О СТИЛЕ СЕГОДНЯШНЕГО «БРАВО»
— Это фьюжн — смешение многих музыкальных стилей. В том числе и 50–60–70-е годы, но это достаточно далеко от того, с чего мы начинали. Сегодня я вижу и слышу именно так. Ретро мне близко, но не хочу остаться в истории с песнями, которые я написал 20 лет назад.
Глупо делить музыку на жанры и классифицировать, это бессмысленно. У меня есть ряд любимых артистов, которые все делают, на мой взгляд, очень правильно. Например, Морисси, Пол Уэллер, Джонни Мар. Они выглядят абсолютно органично, без элементов «клоунады», часто свойственной музыкантам, долго находящимся на сцене. Пол Уэллер начинал как «мод», потом занимался соул-музыкой, а сейчас идет совсем другой, но своей дорогой. Или Джонни Мар — одно из главных звеньев группы Smiths. Он тоже записал две свои последние пластинки совсем в новом ключе.
О 80-Х ГОДАХ
— Почему мне нравится это время? Все, что происходило до 90-х годов, было искренним и настоящим. Мои герои бит-музыки и рок-н-ролла, многих из которых уже нет в живых, — все они были настоящими, а на скроенными по каким-то законам шоу-бизнеса. Ты ставишь пластинку и с первой песни погружаешься в эпоху. При этом понимаешь, что становишься частью времени, когда все теоремы моей любимой музыки только изобретались.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ ДЛЯ СТИЛЯ «БРАВО»?
— Одежда, пожалуй, меньше, чем 10–20 лет назад. Стилистика важна, но для меня важнее звук. Сейчас у нас появилось винтажное электропиано Wurlitzer конца 60-х. Оно дико тяжелое, но такого звука не даст ни один сэмплер или синтезатор.
О НЕСООТВЕТСТВИИ МУЗЫКАНТОВ «БРАВО2 РОК-Н-РОЛЛЬНОМУ ИМИДЖУ
— Мы никогда не вписывались во все эти типичные для русского рока клише: пивное пузо, джинсы, вытянутая футболка с ничего не обозначающей надписью. Не важно, сколько тебе лет. Ты должен следить за собой, если выходишь на сцену.
КАК МУЗЫКАНТАМ «БРАВО» УДАЕТСЯ СОХРАНИТЬ ЯСНОСТЬ УМА?
— Думаю, что просто иногда надо посмотреть на себя со стороны. Самоирония — важнейшая черта для музыканта. Мне не нравится, когда нас называют «рок-легендами». Что из себя представляет это клише, мы отлично знаем. Пусть лучше будет просто — московская группа «Браво».
О МОСКВЕ
— Ну, я по-прежнему люблю Москву, особенно когда еду по ней поздно вечером. Весь город в огнях, все мосты, площади... Но увы, все большие города меняются. Это касается и Лондона, и Лос-Анджелеса. Обидно, что если раньше у Москвы была своя правильная московская речь, то сейчас неграмотные тексты я слышу даже по ТВ. Захожу в магазин, и у меня волосы дыбом встают от того, как люди произносят слова, формулируют их в предложения. Для многих, кто сюда приезжает, Москва превратилась в девку, которую они просто пользуют и выбрасывают. Для них это город больших денег и возможностей — не более.
О ПРИЧИНАХ ОТСУТСТВИЯ НОВЫХ ИМЕН НА СЦЕНЕ
— Я не вижу большой разницы между тем, что было в 70-е годы, и тем, что происходит сейчас. Я не смотрел ТВ тогда и не смотрю сейчас. Там нет ничего общего с той жизнью, которой я живу. Сегодня на ТВ вообще не осталось музыкальных каналов. Речь идет только про развлечения и про рейтинги. Есть одна русскоязычная рок-радиостанция, а больше, скорее всего, не будет. Должны появляться авантюристы вроде Малкольма Макларена, которые могут завести людей чем-то новым. И групп, которые бы смогли «прочитать» сегодняшнее время, выразить его, выйти и «разорвать» нынешних двадцатилетних пополам, как это было в 80-е и частично в конце 90-х, я пока не вижу. Но есть группы, которые мне симпатичны: «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» ,«On-the-Go»,«Надя».
О САМОЙ МРАЗМАТИЧНОЙ СИТУАЦИИ В ЖИЗНИ «БРАВО»
— В конце 80-х мы играли четыре концерта в петербургском СКК с металлической группой «Мастер» — жадные промоутеры устроили такой веселый калейдоскоп. Мы договорились с «Мастером» чередоваться: один день — мы первые, другой — они. Публика это четко просекла, и когда мы вышли первыми, в нас полетели помидоры. Мы даже доиграть не смогли. Зато на следующий день «Мастер» играл первым, и в них полетели тухлые яйца.
ЧТО БУДЕТ НА ЮБИЛЕЕ «БРАВО»?
— С нами будет работать биг-бэнд под управлением Антона Аверкина. Придут гости — люди, приятные мне. Будет необычная для наших концертов сценография. Готовим новый альбом «Браво», который планируем выпустить к лету. Предыдущий, «Мода», мы сделали после перерыва в десять лет. Сейчас, надеюсь, все будет быстрее. К сожалению, программа юбилейного концерта очень громоздкая, в ней занято около 30 человек, и возить ее по городам мы не сможем. Но есть интернет, благодаря которому большинство интересных фрагментов концерта можно будет увидеть практически сразу.
(«Известия», 04.11.13)
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»