Григорий Гладков: «Очень интересная публика — солдаты. Я пою им колыбельные»
О 60-ЛЕТИИ
— Я шучу, что мне исполнилось 120 лет. Почему? В России всё надо умножать. Или делить? Тогда мне 30. День рождения — тихий дом. Мне кажется, что юбилеи можно громко отмечать, когда человек умер. А когда жив — это нескромно, помпезно, это гордыня, что христианство осуждает. Поэтому считаю, что надо отмечать свои даты созданием произведений. Сочинение — великое таинство. Если бы его разгадали, уже все бы сочиняли.
У меня был в октябре прекрасный концерт в московском городском Дворце творчества для детей и юношества на Воробьевых горах (если по-старому, это самый главный Дворец пионеров страны). Участниками были только детские коллективы, они пели мои песни, танцевали. А свой первый юбилейный вечер я сделал в лагере «Орленок», тоже выступали детские коллективы, была певица Любаша, она пишет замечательные песни для детей. Во Дворце пионеров мы провели брифинг на тему, жива ли сегодня детская песня. Пришли руководители коллективов, Эдуард Успенский, ведущие передачи «Спокойной ночи, малыши!».
Сейчас готовлю к выпуску коллекцию своих дисков, всё собрал и сжал в формате MP3. Все песни также звучат на круглосуточной радиостанции — канал «Григорий Гладков. 101».
О СОБРАНИИ СОЧИНЕНИЙ
— Каждый диск — это 4–5 часов вещания, такая домашняя радиостанция. Один будет полностью под гитару. Другой — «Песни в стиле кантри». «Дождь» — релакс-альбом, где собраны звуки и шумы дождей. Еще один — «Прогулки по Петербургу», он под аккомпанемент двух гитар и контрабаса. Я сочинял эти песни на прекрасные стихи петербургских поэтов Кушнера, Бродского, Шефнера, Яснова, когда еще жил в Ленинграде, в них образ города, который люди хотят видеть и не желают, чтобы он разрушался. Я участвовал в телемосте на канале «101» в защиту сносимых зданий. Мы думали, что с окончанием Великой Отечественной войны беда миновала. Оказалось — нет. Деньги, капитализм уничтожили больше зданий, чем фашисты. Это страшно, чудовищно. Стены трогать нельзя. Ученые доказали, что они несут и хранят информацию…
Неожиданно этот диск получился в жанре песен протеста. В юности у нас были ансамбли, мы протестовали против чилийской хунты, боролись за счастье Анджелы Дэвис, за Сальвадора Альенде. А за себя не боролись.
Этот диск дорогой для меня, это дань моей питерской юности, где я сформировался, где были первые студийные записи, где у меня получились хиты — «Пластилиновая ворона», «Коробка с карандашами» (я посвятил песню Славе Полунину, с которым жил в одном дворе), «Пой, Вася!», «Песня эскимосского барда», «Если видишь на картине», «Мистер Жук», «Тролли».
О ПРОЕКТЕ «ЗУБРИЛКИ»
— История хорошая, но никому не нужная. Выступая в школах, я узнал от педагогов, что у ребят снизилась запоминаемость материала. Причина тому — компьютерные игры, телевидение, реклама, всё учат глазами, колоссальные нагрузки на зрение. Есть вещи, которые надо знать наизусть: таблица умножения, правила грамматики, формулы, стихи. А ведь это какой стресс для тех, кто не может запомнить урок, задание! Но есть еще один способ запоминания материала — ушами. Так учат разведчиков. И эта память, так называемая механическая, слуховая, не развита совершенно, используется, пожалуй, только при изучении иностранных языков. И я решил помочь детям выучить то, что они не могут, и положил на музыку таблицу умножения. Записал ее как шутку, а получилось серьезно и значительно.
Началось всё в Зеленограде, я там записывал в студии сказки. Образовалось свободное время. У меня был синтезатор. Рядом оказались школьники, и мы тут же напели таблицу в разных стилях — кантри, блюз, рок-н-ролл, вальс, колыбельная, чтобы они могли под нее танцевать, собирать портфель, мыть посуду, засыпать... И дети стали учить таблицу еще до школы, в детском саду. Аудиокниги — гениальное изобретение. Я придумал, как записать диски по математике, географии, истории. Весело, по-хулигански. За эту работу я даже получил звание почетного члена Академии образования России.
Но дело застопорилось. Я не могу всё финансировать из своего кармана. А издательство, департамент образования Москвы и Министерство образования России не заинтересовались моим предложением. Хотя на учебники выделяются огромные деньги. Видимо, надо было пробивать, договариваться с чиновниками. Мне, честно говоря, это делать не хочется. Мое дело — сочинять, а не ходить по кабинетам, искать какие-то ходы. Я как-то пытался искать спонсоров, и ничего из этого не получилось. Только время потерял. Лучше бы музыку писал…
Знаете, кто заинтересовался моей работой? Китайцы. Вышли на меня, буду с ними работать, раз нашим не нужно. Мой друг Андрей Бахметьев именно с помощью китайского бизнесмена воплотил свои проекты из «Очумелых ручек». И у меня та же история.
Интересно, что, выступая с концертами в Китае, я стал почетным членом русского клуба Шанхая. Там возрождается русская диаспора.
О ПУБЛИКЕ
— Самая лучшая — семейная. Когда дети пришли на концерт, в театр, на елку вместе с родителями, бабушками, дедушками. Это самая счастливая, здоровая, гармоничная часть общества. Если дети в зале одни, им хочется хулиганить, кажется, что на сцене очередной учитель им что-то втюхивает…
Взрослые — малоинтересная публика. Как сказал мой друг, театральный продюсер, на антрепризы ходят женщины, они любят красивых мужчин и страшных баб. Зрители-мужчины отбывают в зале наказание, сидя со своими дамами, считают минуты, когда всё это наконец закончится. А женщины страдают, переживают, плачут, смеются. Особенно если речь идет о несчастной любви. Кто поет об этом, тот залы собирает.
Очень интересная публика — солдаты. Первые три песни так слушают и хлопают! Такая искренность! А на четвертой засыпают, и начинается здоровый, крепкий сон. Я пою им колыбельные. Понять ребят можно. Они устали, потом они проснутся, и будут охранять наш с вами покой, и сделают это честно и профессионально.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ
— Работаю над спектаклем для губернаторской елки крупного сибирского города. Но я не люблю рассказывать о том, что еще не сделано.
Недавно вернулся из Иркутска, где был участником международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «Сердце Байкала». Это стопроцентно мой жанр — фильмы, песни для детей и всей семьи. Однажды меня пригласил в американский тур Джон Маккатчин, обладатель двух премий «Грэмми» за музыку в жанре фэмили, и американцы даже сделали меня почетным жителем двух своих университетских городов. Они очень уважают тех, кто работает для детей.
Что касается наград, я ими не обделен. А главное — меня любит публика. Звезду мне в небе подарили, в созвездии «Северная Корона». Но я считаю, что это звезда моего деда Григория Гладкова, который был расстрелян в декабре 1941 года на Брянщине, на глазах моего отца, тогда еще мальчика. В деревне, где это произошло, мы купили дом, отец сложил печь. Сейчас там всё разорено и разграблено. Я хотел создать там мемориал, музей брянского партизана: восстановить место дислокации отряда «Смерть немецким оккупантам!», в котором был мой дед, создать туристический маршрут от отряда к дому партизана. Теперь ведь в России есть и праздник такой — День партизан и подпольщиков. Но я встречаю сопротивление администрации Брянской области.
Наш род, в отличие от других, кто погиб молодым, продолжился. Отец был героем Севера, первопроходцем, о нем даже фильм сняли, я стал композитором. У меня растет замечательный сын, правнук настоящего брянского партизана.
О ДАНИ ПАМЯТИ ВИКТОРУ РЕЗНИКОВУ
— Виктор Резников был самым гениальным композитором в своем жанре. Он окончил Ленинградский пединститут как учитель физкультуры. Его музыкальное образование — это музыкальная культура Ленинграда. Талант Виктора надо изучать. Резников — единственный из советских композиторов, кто попал в хит-парад американского журнала «Биллборд» (песня «Домовой» продержалась на 5-м месте в мире 17 месяцев).
Виктор оставил колоссальное наследие. Мне думается, чтобы в памяти остались его песни, надо сделать из них мюзикл, аналог «Mamma Mia!» Мы с друзьями даже набросали сценарий, связанный с футболом. Виктор очень любил футбол, играл в команде «Старко». Здорово, если бы это получилось!
(«Известия», 12.10.2013)
Рецензия на сингл Славы Скрипки «Бобр»: Крутые бобры
2024, М2.
Оценка: 8 из 10.
Вообще-то песня про бобра вышла ещё летом прошлого года, но тогда её мало кто заметил. Покорение чартов «Бобр» начал в новогодние праздники – после того, как завирусился в тиктоке. На первый взгляд, это очередная песня-мем – в то же время, как говорится, «есть в ней нечто подлинное». Недаром самая очевидная рифма к слову «бобры» - «добры».
Исполнитель песни Slava Skripka (как трогательно написало одно издание, его настоящее имя – Вячеслав Скрипка) занимается музыкой в основном по ночам, а днём он работает на мебельной фабрике в Ростовской области. Со своим соавтором Андреем Поповым они взаимодействуют дистанционно: тот живёт в Ставропольском крае. Попов стал автором музыки к «Бобру», а Скрипка сразу придумал на мелодию фразу «сидим с бобром за столом вдвоём, на ужин готовим полено». После этого соавторы долго ржали, а потом начали докручивать этот перспективный сюжет.
Естественно, они держали в голове потенциальную меметичность произведения: так в нём появилась цитата из польского мема «бобр курва», а в снятом на природе клипе – отсылки к поговоркам про бобра и культовому фильму «Бобёр» с Мэлом Гибсоном. Сыграло свою роль и то, что к бобру можно придумать кучу замечательных рифм, однако Слава в тексте очень грамотно выдержал баланс между абсурдом и реальностью. Дружба человека с бобром означает, что на ужин они оба будут есть полено (и пить алкоголь), обсуждать, зачем «между нами плотина», а потом человек отнесёт бобра к нему домой. По дороге в лесу они будут петь хиты Алсу – наконец-то и эта рифма пригодилась (кстати, в одной из версий «Бобра» звучит фрагмент песни «Зимний сон»). А потом бобр поделится с другом своим добром (ведь у него добра четыре ведра).
При всей дикости этого сюжета он нигде не выходит за рамки милоты и здравого смысла: смею предположить, что в этом и заключается главный секрет успеха «Бобра».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Альбом покойного Мака Миллера вышел через 10 лет после того, как был записан
Релиз посмертного альбома Мака Миллера «Balloonerism» состоялся 17 января 2025 года накануне его дня рождения: 19 января питтсбургскому рэперу могло бы исполниться 33 года, если бы он не скончался 7 сентября 2016-го в возрасте 26 лет от случайной передозировки.
В пластинку, слухи о которой ходили среди фанатов много лет, вошли 14 треков. Альбом демонстрирует экспериментальную сторону Миллера, смесь нео-соула и элементов джаза. Он включает такие композиции, как «5 Dollar Pony Rides», «Friendly Hallucinations», «Mrs. Deborah Downer», «Stoned», «Manakins» и «Rick’s Piano», а также совместные работы с Thundercat, SZA и Ashley All Day.
«Balloonerism» был записан в 2014 году, в плодотворный период для Миллера, когда он также работал над альбомом «Faces». В результате материал был отложен в пользу других релизов. После распространения утекших песен в сети официальный релиз пластинки был анонсирован трейлером на ноябрьском фестивале Camp Flog Gnaw.
Накануне выход альбома был представлен и анимационный короткометражный фильм «Balloonerism», основанный на текстах и музыке Миллера и снятый Сэмюэлем Джеромом Мейсоном. Он «рассказывает о группе школьных друзей, которые преображаются музыкой аккордового органа и отправляются в мир теней», говорится в синопсисе фильма. «Поглощенные черепахой времени, они должны пробираться через недра взрослой жизни». Фильм был выпущен 15 января в США и 16-го – в остальном мире на видеосервисе Amazon Prime Video и в избранных кинотеатрах.
«Мелодия» выпустила альбом к юбилею Валентина Берлинского
«Фирма Мелодия» в честь 100-летия со дня рождения виолончелиста Валентина Берлинского издала альбом камерной музыки в исполнении Квартета имени Бородина. Запись 1960, 1964 и 1988 годов впервые выпущены в цифровом виде. На альбоме представлена музыка Шуберта, Тактакишвили и Бориса Чайковского, сыгранная Квартетом им. Бородина: Валентин Берлинский (виолончель), Дмитрий Башкиров (фортепиано), Борис Чайковский (фортепиано), Николай Дмитриенко (контрабас),
19 января 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения Валентина Берлинского — выдающегося советского виолончелиста, основателя и бессменного руководителя одного из самых известных камерных ансамблей прошлого столетия — Квартета имени Бородина.
Вся жизнь Валентина Берлинского была связана со струнными инструментами и с камерными музыкальными коллективами. С детства он был окружен музыкой, вырос в музыкальной семье — его отец играл в Квартете братьев Берлинских, а мать была пианисткой и певицей. В 19 лет, еще студентом Московской консерватории, Валентин Берлинский стал участником струнного квартета, который впоследствии вошел в Московскую филармонию. А в год своего 10-летия ансамбль обрел имя, под которым работает до сих пор — Квартет имени Бородина. Ему Валентин Александрович Берлинский отдал более 60 лет, став единственным участником, который служил в нем с первых дней и до конца своей жизни. Помимо Квартета имени Бородина Валентин Берлинский часто помогал организовывать и обучать другие ансамбли по всей России и за ее пределами. Можно сказать, что Валентин Александрович практически создал советскую квартетную школу — были и другие музыканты и педагоги, которые занимались струнными квартетами, но именно Валентин Берлинский поднял такой тип камерного музицирования в Советском Союзе на высочайший уровень. Валентин Александрович также является создателем Международного конкурса струнных квартетов имени Дмитрия Шостаковича, Международного фестиваля искусств имени Андрея Сахарова и многих других музыкальных проектов.
Во многом профессиональные взгляды Берлинского и репертуарная стратегия бородинцев, как ласково называли квартет, были едины. Это стремление работать с популярными сочинениями для струнных тонко и вдумчиво, возвращать подлинный интерес к ним. В то же время коллектив активно сотрудничал с советскими композиторами-современниками, музыкантами, инструменталистами и знакомил аудиторию с новой музыкой.
Альбом к 100-летию виолончелиста отражает обе эти тенденции. Первая композиция — квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, соч. 114, Франца Шуберта. Это знаменитое произведение, известное под названием «Форель», появилось как сочинение для домашнего музицирования. В течение всей своей творческой жизни Валентин Берлинский играл это произведение со многими известными музыкантами — Святославом Рихтером, Марией Юдиной, Львом Обориным и многими другими. Впервые Валентин Берлинский записал квинтет в 1960 году вместе с пианистом Дмитрием Башкировым, скрипачом Ростиславом Дубинским, альтистом Дмитрием Шебалиным и контрабасистом Николаем Дмитриенко.
В квинтете ярко передается звукоподражание природе, которое часто использовали композиторы-романтики. Это же стало главным мотивом творчества грузинского композитора Отара Тактакишвили. Его Квартет до минор Валентин Александрович записал вместе с Квартетом имени Бородина в Тбилиси в 1988 году. Отар Тактакишвили был близким другом Квартета имени Бородина и Валентина Берлинского в частности.
Валентин Берлинский и бородинцы активно работали с современной академической музыкой. К их профессиональному мнению прислушивался Дмитрий Шостакович, чьи пьесы Квартет часто исполнял. А для композитора Бориса Чайковского Квартет имени Бородина стал постоянным соратником — музыканты часто становились первыми исполнителями его сочинений. В юбилейный альбом вошел Квинтет Бориса Чайковского, который бородинцы исполнили вместе с автором за фортепиано. Запись 1964 года последовала за первым исполнением 1962 года, которое прошло в том же составе.