Иван Охлобыстин: «Никакая модель, кроме монархии, нам не подходит»
НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ЛИ ДРУГ ДРУГУ СЛУЖЕНИЕ, ЛИЦЕДЕЙСТВО И ПОЛИТИКА?
- Нам навязывают мнение, что все это противоречит друг другу. Допустим, академическое драматическое искусство никоим образом не противоречит священнослужению. Осуждение православной церковью лицедейства было сделано на основе статьи «О театре» Иоанна Златоуста, а он жил во времена эвристических, дионистических действ и осуждал совсем другие постановки — которые были частью языческих празднеств. В те времена еще считалось вполне нормальным зарезать раба или изнасиловать козла — это очень смешило уважаемую публику. Потом нехороший отпечаток отложили уездные театры, где состав актрис мало чем отличался от состава женщин в доме терпимости. А уже позже театр превратился в нечто совершенно иное. Тот драматический театр, который мы знаем — Станиславский, Немирович-Данченко, Михаил Чехов — это производное от рождественских площадных действ. И тут никакого диссонанса.
ЧТО СТАЛО ПРИЧИНОЙ УХОДА ИЗ СВЯЩЕННИКОВ?
- Кино. Я правда хочу сделать все, чтобы вернуть его на соответствующий уровень — тот, который был в советские времена. На данный момент русское кино — печальнейшее зрелище, оно не должно быть таким. Это все-таки важное искусство, оно определяет сознание, а сознание определяет бытие. Есть, конечно, и в наше время приятные исключения из правил:«Остров» Лунгина, «Франц + Полина» Сегала, «Любовь» Тодоровского, как ни странно — михалковские работы. У нас принято ругать Никиту Сергеевича, а я не считаю, что это справедливо. По последнему фильму, конечно, много вопросов возникает: израсходован такой бюджет, на который можно было сто картин снять. Тем не менее фильм сделан и очень качественно, он о великой войне, с характерами, с хорошей актерской игрой, тут ничего не попишешь. Первый «Брат» Балабанова, кстати, мне нравился. Пусть и кривенько, с некоторым перебором насилия, но все-таки он несет представления о том, что такое хорошо, а что плохо. Хотя в целом, повторюсь, уровень плачевный.
О СОСТОЯНИИ КИНО
- Давайте будем последовательны. Сейчас зритель не готов к восприятию мелодрам о поиске себя или психологических взаимоотношениях между мужчиной и женщиной — это очень небольшой сегмент рынка. Уже недостаточно просто снять хорошее кино — необходимо сначала подготовить аудиторию. И отдельно — прокатчиков. Если зрителей кое-как еще можно загнать на любой фильм — с помощью рекламы, то прокатчики упорно не верят во все русское — им легче купить американскую комедию категории «С». Ни кокетничанье, ни логические доводы — ничего не помогает. Это очень обидно, потому что спиваются талантливые молодые художники. Для того, чтобы переломить ситуацию, приходится жертвовать каким-то вещами, заниматься «грабежом», махновщиной. Долбать интуриста с помощью рейтингов и пиара. Благодаря этому отечественный кинопрокатчик начинает смотреть на тебя хоть как на какой-то товар. Так что пока вот — «Соловей-разбойник». А в другой раз я ему уже втюхаю то, что надо мне. У меня был сценарий, который я тысячу лет назад написал, и очень хотел снять — по рассказу Михаила Веллера «Узкоколейка». Думаю, вообще мой лучший сценарий. Фантасмагория такая. Кстати, со времен «Фонтана» Юрия Мамина у нас фантасмагорий не снимали, а ведь мы были этим необычайно сильны. Долгое время я никак не мог найти денег — картина довольно дорогая, три поселка надо строить. И в итоге я сейчас запускаю ее на госбюджет Украины. Нормально? Здесь пока никому ничего не надо. Хотя, справедливости ради, «Соловей-разбойник» не такой уж простой развлекательный фильм. Я вообще ничего просто так не делаю, все-таки выращен во ВГИКе, а там, помимо канонической модели кинопроизводства, нас приучали следовать высокохудожественным образцам. В «Соловье», с одной стороны, учтены вкусовые пристрастия современного зрителя, испорченного дешевым зарубежным кино, а с другой — в нем даже завуалировано представлена моя гражданская позиция.
О ПРАВИЛАХ ИГРЫ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ
- Отсутствуют. Потому что у нас и вправду другой менталитет. Как строится русская вертикаль власти? Пришел Путин — притащил «питерских», если простыми словами. Плохо это или хорошо? Нормально. Потому что если бы я пришел к власти, я бы тоже в первую очередь поставил рядом с собой тех, кого хорошо знаю, и кому могу доверять. По принципу семейной дружеской банды. А до этого был «свердловский» период власти — Ельцин всех своих оттуда тащил. Еще раньше — «набережночелнинский», брежневский. И так у нас было на протяжении веков. Беда только в том, что с началом революции власть лишилась сакральности.
Я ратую за возращение монархии именно по той причине, что никакая другая модель нам не подходит. Уверен, что в самом скором времени идея монархического правления уже не будет вызывать саркастические улыбки, это станет обыденной обсуждаемой возможностью. Пока вокруг нее слишком много экзальтации, слишком много людей спекулировали на ней долгое время, много личных, ничем не оправданных амбиций. Так же как и в национальном вопросе. Пока он в руках людей не чистоплотных — им нельзя пользоваться, это не мирный атом, а разрушающий. Но в целом в нем нет ничего плохого, и грех, в итоге, не призвать его в помощь. Упуская фазу становления национального государства, мы не даем логично развиться новой русской государственности. Она, конечно, тоже будет абсолютно авторитарной. И с перегибами, никуда от этого не денешься. Слишком большая страна, слишком сложный народ.
О РУССКОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Русский человек не может жить сам для себя. Он создан Богом таким образом, что всегда подсознательно чувствует меру ответственности перед окружающим миром. Старики, сидящие на околице, спрашивали приходящую с соседней фермы барышню Марию не о том, отелилась ли корова, или нет, а о том, как дела в Уганде. Это всегда было поводом для анекдотов, но довольно точно характеризует то, что мы из себя представляем. Я вообще считаю, что русский народ несет на себе функции третьего мира, которые заключается в том, чтобы не допустить реализации национальной идеи, на самом своем болезненном пике, ни одной другой нации. Мы некоторым образом сдерживающая серединная сила, как третий Рим, извечный мировой баланс. И мы сейчас должны обрести силу для того, чтобы сдержать нарастающий на планете кризис. Потому что все идет к доминанте какой-то одной нации — будь то китайцы или американцы. Англия теряет свои позиции, Европу подкосил ее мультикультурализм, она уже не в состоянии этот порыв сдерживать. А вот Америка или Китай, могут скоро выйти из под контроля, и себя проявить... Наверное кажется, что я несу бред сумасшедшего? Но речь идет о нашей собственной сохранности. Как только мы перестаем чувствовать ответственность за судьбы мира, мы перестаем быть нужными сами себе, теряем смысл жизни, и либо спиваемся, либо превращаемся в чудовищ. У нас просто выбора нет.
КАК ОН ПРИШЕЛ В ЦЕРКОВЬ
- Я женился, а через какое-то время понял, что с тем Ваней, каким я был на тот момент, семью не сохранить. Мне срочно нужна была крепкая база, которая поможет сосредоточить в себе все правильное. Чтобы как минимум не пить, не безобразничать, не заниматься саморазрушением, и тому подобное. И я обрел ее в православной церкви. Наверное, мог бы найти и в какой-то другой. Но, справедливости ради, прошло уже много лет, а люди, которые в то же самое время искали себя в кришнаитстве, духоборстве, или пятидесятничестве, так себя и не нашли, духовно они погибли. У них до сих пор нет ни жен, ни детей, более того — почти половины и физически нет на белом свете. А я — есть, и живой, и у меня большая семья, прекрасная внутрицерковная компания, очень хорошие взаимоотношения со всеми, с кем я молился. Я знаю, что их семьи тоже процветают, что там царит гармония в значительно большей степени, чем это бывает в семьях светских. Сейчас сужу по живым примерам, не руководствуясь какими-то отвлеченными категориями. Просто вижу, что мое счастье — оно здесь.
(Евгений Левкович, Ro lling Stone, 10.12.13)
Лидер «Люмена» разгадал тайну «Черного квадрата» Малевича в своем рассказе
Вокалист группы «Люмен» Рустэм Булатов написал детский рассказ «То, чего не может быть». Произведение опубликовано в свежем номере журнала «Юный искусствовед». Музыкант пытается разгадать в рассказе тайну «Черного квадрата» Казимира Малевича.
- Сколько раз вы слышали, что любой ребенок может нарисовать «Черный квадрат»? Теперь тайну самого знаменитого авангардного полотна будем разгадывать вместе с Тэмом. Специально для нового выпуска он написал философскую сказку про мальчика Федора, который внезапно узнает тайну, - говорится в описании рассказа в соцсетях группы.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, группа "Люмен" даст дополнительный концерт в честь юбилея альбома «Три пути» в клубе Base 13 декабря 2024 года.
Александр Петров потеряет память в сериале «Камбэк»
Съемки сериала «Камбэк» с Александром Петровым стартовали в середине ноября 2024 года в Нижнем Новгороде. Главные роли в драматическом триллере исполнят Александр Петров, Алексей Чадов, Григорий Столбов, Илларион Маров, Хетаг Хинчагов, Василиса Коростышевская, Константин Гацалов, Василий Молодцов, Владимир Афанасьев (Нигатив), Дмитрий Гарнов, Сергей Колесов и другие. Режиссером проекта выступает Динар Гарипов («Прелесть», «Территория»), а продюсерами – Антон Щукин, Антон Зайцев и Артем Логинов (в статусе независимых продюсеров) совместно с Ильей Куликовым. Последний также написал сценарий вместе с Алексеем Ивановым («Мир! Дружба! Жвачка!»).
Действие сериала разворачивается в 2004 году. Главный герой в исполнении Александра Петрова не помнит своего имени, кто он и откуда, просто однажды очнулся в больнице с многочисленными травмами и без памяти. Теперь он вынужден скитаться по городу, спать, где придется, и есть, что дадут, но при этом он не потерял человеческий облик и достоинство, насколько это возможно в сложившихся обстоятельствах. Дети прозвали его Компотом за особую любовь к напитку из их школьной столовой, где его подкармливает сердобольная повариха. Компания друзей-старшеклассников решает помочь Компоту, выяснить правду и попытаться вернуть его настоящую жизнь, но «пройти этот квест и найти ключ» оказывается совсем не просто.
Премьера «Камбэка» запланирована на 2025 год.
Эдвард Бергер снимет Остина Батлера в фильме о путешествиях во времени
Режиссер Эдвард Бергер («На Западном фронте без перемен», «Патрик Мелроуз») планирует съемки нового фильма «Барьер» (The Barrier) с Остином Батлером («Элвис», «Байкеры») в главной роли. Как сообщает Deadline, детали сюжета фильма, основанного на рассказе писателя и сценариста Макмиллана Хеджеса, держатся в секрете, но, по данным инсайдеров, это будет картина о путешествии во времени в духе «Интерстеллара» и «Лучшего стрелка».
«ИнтерМедиа» напоминает, что новый фильм Бергера «Конклав» вышел в российский прокат 21 ноября. Тем временем режиссер занимается постпродакшном «Баллады о маленьком игроке» - драмы с Колином Фарреллом и Тильдой Суинтон в главных ролях.
Остин Батлер закончил съемки в фильме режиссера Ари Астера «Эддингтон», в данный момент находится на съемках картины Даррена Аронофски «Пойман на краже», а также в его ближайших планах работа в фильме об автогонщиках «Американская скорость», где они с Томом Холландом сыграют братьев.