Феруччо Фурланетто: "Каждый знает Дон Кихота с малых лет"
64-летний итальянский бас Феруччо Фурланетто выступил 26 января 2014 года в Большом театре. Вместе с солистами и оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева он принял участие в опере Массне "Дон Кихот", которая была впервые показана на исторической сцене ГАБТа с того самого времени, когда в ней пел Федор Шаляпин. За считанные часы до спектакля, включенного в программу XX фестиваля "Золотая маска", но не номинированного на ее премии, корреспондент InterMedia Анна Ефанова встретилась с одним из самых востребованных певцов современности, чтобы поговорить об истории оперы Массне и ее записях на лейбле "Мариинский" в Санкт-Петербурге.
- Известно, что своего "Дон Кихота" Массне написал для Федора Шаляпина. Вы сравнивали себя с русским басом?
- Нет. В опере существуют фигуры, подобные иконам, с которыми невозможно никого сравнивать - Федор Шаляпин, Мария Каллас. Мы можем получать вдохновение, смотря и слушая дошедшие до нас аудио- и видеозаписи их исполнения, пусть даже плохого качества, но поставить себя рядом с ними невозможно. И вообще, не нужно никого ни с кем сравнивать.
- "Дон Кихота" Массне редко ставят на сцене, судя по театральным афишам. Почему?
- К сожалению, директоры театров смотрят на эту оперу с некоторым подозрением, возможно ее музыка, прямо обращенная к сердцу слушателя, кажется им слишком простой.
- Что вы посоветуете новичку перед посещением оперы с вашим участием: прочитать роман Сервантеса или посмотреть балет Минкуса?
- Зрителю не нужно особенно готовиться, поскольку каждый знает Дон Кихота с малых лет. Они должны просто прийти на спектакль с открытыми сердцем и душой, чтобы погрузиться на три с половиной часа в мир любви и мифа.
- За дирижерский пульт в этот вечер встанет Валерий Гергиев. Вы давно с ним знакомы?
- Я знаю его достаточно давно. Мы вместе работали в Зальцбурге и с тех пор дружим не только по-музыкантски, но и по-человечески. Он обладает очень важным качеством – он держит свое слово. Я это очень ценю. Если Валерий Гергиев обещает, то его слова обязательно исполнятся.
- Как возникла идея концертной версии "Дон Кихота" в Мариинке?
- Я предложил маэстро Гергиеву поставить ее на сцене, был приглашен известный итальянский режиссер для осуществления этого замысла, но, к сожалению, возникли сложности, и этот проект не удалось воплотить в жизнь. Тогда мы с Валерием решили спасти оперу, предприняв ее концертное исполнение (это случилось в день 100-летия со дня премьеры "Дон Кихота"). Потом мы не раз исполняли ее на совместных концертах. Она прозвучала и на одном из Пасхальных фестивалей в Москве и имела успех.
- Как вам удалось добиться постановки "Дон Кихота"?
- Сценическая версия оперы стала логичным продолжением концертной. Я представил Валерию Гергиеву французского режиссера Янниса Коккоса. Им очень понравилось работать вместе. Благодаря Богу эта постановка состоялась.
- В сценическом воплощении опера Массне имеет преимущества над концертным?
- Безусловно. Грим, костюмы, ветряные мельницы создают конкретные образы для восприятия зрителем.
- В какой из двух версий "Дон Кихота" – сценической или концертной - вы примете участие, если перед вами встанет проблема выбора?
- В оперной постановке, предпринятой хорошим режиссером. Хотя, к сожалению, мне приходилось участвовать и в плохих.
- Если постановки "Дон Кихота" были неудачными, то почему вы согласились в них петь?
- Во Франции, Ницце у руководства театра, по-видимому, было просто было мало денег. И из элементов постановки были только копье, щит, элементы костюма. Но мне захотелось поддержать идею исполнения оперы. В Италии, когда я подписывал контракт, то увидел на бумаге имя очень известного режиссера, но по приезде обнаружил, что постановка неудачна и некрасива. Что же мне было делать? Художественный руководитель - мой друг и покинуть театр означало взорвать мирные отношения и доставить всем неприятности. Я почувствовал себя загнанным в угол и спел свою партию настолько хорошо, насколько это было возможно.
- Вы довольны аудиозаписью "Дон Кихота" на лейбле "Мариинский"?
- Ее качество могло бы быть превосходным, потому что все исполнители были в прекрасной форме, но, к сожалению, баланс между певцами и оркестром оказался не совсем удачным. Я не знаю, почему. Голоса звучат как будто из другой комнаты. Порой создается впечатление, что они находятся не только в другой комнате, но и за закрытой дверью.
- Как вы себе объяснили номинирование этой записи на "Грэмми"?
- Я часто задавался этим вопросом. Возможно, что микширование звука поддерживают профессионалы. Может быть, потому что потенциал этой записи был огромен и судьи это почувствовали. Там были прекрасно звучащие места в оркестре, например, знаменитое соло виолончели.
- Если возникнет возможность переписать "Дон Кихота", то с каким дирижером и оркестром вы согласитесь это сделать?
- Сейчас много хороших оркестров, поэтому один оркестр выбрать довольно сложно. Если же говорить о дирижере, то для "Дон Кихота" необходим человек, который имеет вкус к французской музыке. Массне хорошо звучал у Алена Гингаля: я работал с ним над оперой в Ницце и Палермо. Какое-то время назад этой оперой хорошо дирижировал Жорж Претр, но он, к сожалению, в таком возрасте, что вряд ли сможет ее уже записать.
Главная трудность звукозаписывающих компаний в том, что они, в основном, делают коммерческие проекты, пусть даже и в небольшом количестве. Мне бы хотелось, чтобы запись "Дон Кихота" была сделана, руководствуясь не столько коммерцией, сколько любовью к музыке.
- Кажется, это один из главных принципов работы Мариинского театра. Когда планируется видеозапись оперы на одноименном лейбле?
- Хороший вопрос. Есть хорошая возможность осуществить ее в июне следующего года, но будет ли это сделано или нет? я не знаю. В любом случае, раз Валерий Гергиев обещал, то "Дон Кихота" обязательно запишут на видео в Санкт-Петербурге.
Диана Арбенина не мешала Тосе Чайкиной, NЮ и Мари Краймбрери делать ей трибьют
Трибьют Диане Арбениной увидел свет 29 ноября 2024 года. Цифровой релиз сборника «Трибьют Арбенина» осуществил лейбл Fenix. В релиз вошли 14 песен «Ночных Снайперов» в интерпретации таких артистов, как NЮ, Мари Краймбрери, Тося Чайкина, Akmal’, Меги Гогитидзе, Tritia, Nemiga, PLC, Лилу, Пол Пунш, Фейгин и др.
- Четырнадцать молодых музыкантов, абсолютно разных и музыкально, и стилистически, но равноценных в мире своей самобытности, таланта и дерзкости подарили мне четырнадцать моих песен в новых аранжировках. Они это сделали по-своему, они это сделали так, как чувствовали, с большим уважением. Я им не мешала, я ничего не диктовала, и получилась такая классная пластинка. В конце концов, я хочу сыграть с этими ребятами вместе. Самое главное, когда вы начнете слушать трибьют, помните, что я это одобрила, мне понравилось, и я растаяла, когда услышала, как они подошли и отнеслись к моим песням, - рассказала Диана Арбенина в предисловии к делюкс-версии альбома.
Диана Арбенина давно обдумывала идею альбома-трибьюта, но постоянная творческая занятость вынуждала откладывать эти планы на потом. Когда идея выпустить трибьют, наконец, стала возможной, остался главный вопрос: кто будет исполнять хиты Дианы — артисты старшего, среднего или молодого поколения? В итоге путем творческих проб на свет появилась версия «Юго-2» в исполнении NЮ. Этот момент стал судьбоносным. Диана услышала в машине эту версию и сильно впечатлилась авторским прочтением Юрия Николаенко, который превратил «Юго-2» в мощнейшую рок-балладу. Арбенина поняла и решила: трибьют должны делать молодые артисты.
Земляки Дианы из Минска, группа Nemiga, обратили «Катастрофически» в изящную поп-песню. Тося Чайкина представила «Адреналин» в стиле инди-поп. Рэпер PLC добавил песне «Ты дарила мне розы» стиля и утонченности. «31 весна» в исполнении Tritia стала стадионным рок-боевиком, а «Рубеж», которую спела Мари Краймбрери, стал звучать как радийный хит.
Дима Билан выступит в Москве в День всех влюбленных
Большой сольный концерт Димы Билана состоится 14 февраля 2025 года на «Live Арене» в Москве. Артист представит новую программу под названием «На берегу неба».
- В День всех влюбленных зрителей ждёт уникальное шоу, где будет живой звук, легендарные хиты, яркая сценография и, конечно, атмосфера любви, - обещают организаторы концерта.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Обзор: «Съёмки клипа довели до слез!» | Алсу – «Иногда» | «Хит Сториз»
2024, «Муз-ТВ»
На мой взгляд, «Иногда» - лучшая песня в репертуаре Алсу. В момент релиза она резко контрастировала с предыдущими – балладно-эстрадными – хитами юной певицы, да и клип «штатный» режиссёр семейства Сафиных Юрий Грымов снял совсем иначе, чем до этого. В дебютных работах для Алсу клипмейкер то заставлял её играть Лолиту (при том что Гумбертом был Маковецкий), то наряжал мусульманскую девушку в одежды католической монахини. А в клипе «Иногда» будто бы никаких образов не было – просто юная девица носилась по супермаркету, немножко сметая с полок аккуратно расставленные продукты, и пела о своей лёгкой и счастливой любви. Кстати, первоначально песня авторства Александра Шевченко называлась «Всё равно», но потом продюсера Валерия Белоцерковского ночью осенило, что это «Иногда». Так «всё равно я жду тебя» превратилось в «иногда я жду тебя» и т.д., что полностью поменяло и смысл, и настроение песни.
Выпуск «Хит Сториз» рассказывает, что именно с молодёжно-хулиганским имиджем у Алсу возникли сложности. Она была скромницей, стеснялась громить магазин и не выполняла режиссёрскую задачу. В итоге некоторые сцены сыграла дублёрша, а темпераментный Грымов руганью и претензиями даже довёл певицу до слёз. Оказывается, и Белоцерковский боялся, что публика не примет новую манеру Алсу, и она сама себе «безумно не нравилась» в этой кепке и одежде оверсайз. Поразительно: всё, что меня в этих песне и клипе так привлекало, поначалу вызывало массу сомнений у певицы и её команды. Думаю, что в конце концов они с «Иногда» смирились и полюбили её.
А вот Юрий Грымов до сих пор с некоторой горячностью вспоминает о работе с Алсу, которая якобы никогда не говорила «спасибо» и не владела актёрским мастерством. Режиссёр также раскрыл съёмочной группе «Хит Сториз» истинный смысл видеоклипа «Иногда» - полагаю, что без этих объяснений никто такого даже представить не мог. О фанале клипа Грымов рассказал следующее: «Если она выбросила из машины платье – значит, за рулём она голая». (Но имейте в виду, что Алсу не было за рулём, сцену снимали уже без неё.) Тема дорогих иномарок, судя по всему, вообще «триггерит» Юрия Грымова, вспомнившего, что Ралиф Сафин обещал подарить ему «Порше», если его дочь станет звездой. «Не подарил – значит, она не звезда», - резюмировал Грымов.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»