Василий Синайский: «Моя задача — наполнить ноты одухотворенностью военных лет»
Благотворительный концерт-спектакль «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни" пройдёт 31 января 2014 года в Колонном зале Дома Союзов. Забытые партитуры блокадного Ленинграда обретут жизнь в исполнении музыкантов трех поколений. За несколько дней до концерта корреспондент InterMedia Анна Ефанова побеседовала с дирижером Василием Синайским о блокадном времени и восприятии произведений ленинградских композиторов, написанных в осажденном городе.
- Вы родились в послевоенные годы. Как блокадное время вошло в вашу жизнь?
- Мой дядя погиб во время блокады, и родители были сосланы в Коми АССР, где я родился. Блокадное время окружало нас благодаря рассказам предыдущего поколения: мы многое знаем о том, что нигде не написано; о том, что потом описывалось многократно.
К примеру, исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в Ленинграде не только Карлом Элиасбергом, но и в Ташкенте — Ильей Мусиным, в Новосибирске — Евгением Мравинским. Я очень хорошо помню музыкантов, переживших блокаду — их специально приглашали на концерты, и они играли Седьмую симфонию Шостаковича. Будучи пожилыми людьми, в меру своих сил, иногда даже не водя смычком, они так проживали эту музыку... Я хорошо помню их лица. Это был какой-то особенный психологический подтекст и очень большое содержимое.
В коридорах Ленинградской консерватории я видел Ореста Евлахова, знаком с родственниками Валериана Богданова-Березовского и Бориса Гольца. Для меня это не фамилии, а конкретные личности. То время овеяно для меня не просто воспоминаниями встреч с людьми.
- С каким чувством вы подходили к партитурам композиторов-блокадников впервые?
- С музыкантским интересом — я садился за рояль, играл, смотрел глазами, обдумывал и максимально вытягивал из них все достоинства. Многие сочинения несовершенны, потому что люди писали их в болезненном состоянии, когда у них не было чисто физических, может быть, творческих сил. У некоторых композиторов я видел немножко скомканные концы. У некоторых — то, что они предвидели результат, но до конца его не дотянули. Воспринять эти качества сочинений было сложно, но я старался понять их и отнестись к ним с особой ответственностью.
- Во время знакомства с этими произведениями, у вас не возникало ощущения, что вы проживаете вместе с композиторами те времена?
- Конечно, случалось, потому что иногда сами тексты несут очень сильный эмоциональный заряд. А музыка, которая под это подставлялась, взаимно обогащала текст. Это ощущение мне помогало в изучении этих произведений.
- Разве можно передать свое восприятие другим?
- Нет. И этого не нужно делать. Музыка — это язык. А язык, как известно, состоит из слов. Эти слова, могут быть, общеизвестными, но стать неповторимыми в каждом индивидуальном прочтении.
Нет ничего более затертого, чем фраза: «Я вас люблю», но каждый мужчина произносит ее своей женщине, как нечто уникальное — также происходит и здесь. Очень много музыки состоит из несколько традиционных интонаций. Я бы даже сказал не просто традиционных, а использованных всеми композиторами того времени. То же касается и оркестровки: все эти композиторы были учениками петербургской школы: Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова, Прокофьева, Стравинского, что не могло на их сочинения не повлиять. Но каждый из них создавал свои произведения на необычайном подъеме, поэтому общие для всех интонации, оркестровые краски приобретали непривычную значимость. И эту неоднозначность ситуации должен показать дирижер, а исполнители воплотить так, как им кажется правдивым.
- Что вы хотите донести до молодых музыкантов?
- Во-первых, настроение того, что музыка блокадного времени писалась искренне и в особых условиях. Во-вторых, что она достаточно профессионально сочинена, инструментована и сделана по форме. Ведь произведение развивается, как математическая вещь.
- Вы видели в исполняемых сочинениях строго выверенные конструкции?
- Да. В этом заключается величие и недостатки произведений: когда они рассчитаны или не рассчитаны, где находится кульминация, как к ней подходит развитие, что происходит после кульминации, какие психологические подтексты в ней содержатся. Иногда ведь исполнитель должен помочь слушателям понять сочинение? Немножко темпом, немножко тембром. Я много думал об этом и еще постараюсь воплотить.
- Как будет построена ваша репетиционная работа с Госоркестром имени Светланова?
- У нас будет немного репетиций, но я их очень жду. Оркестр уже знает изначальный материал в беловом варианте. Теперь моя задача — наполнить все ноты той одухотворенностью и возбуждено-приподнятыми настроением, которое присутствовало у композиторов военных лет: настроиться на их волну и дирижировать так, как будто мы рождаем сейчас эту музыку.
- С чем связано то, что многие партитуры блокадного Ленинграда до сих пор хранятся в безвестности?
- В истории музыки очень много примеров, когда превосходные произведения по тем или иным причинам никого не интересовали. Предположим, у Бизе есть прекрасная симфония, которую открыли только в 1937 году. Много недавно открытых замечательных произведений у Берлиоза.
Иногда мы должны отойти на какое-то расстояние и самое главное, должны появиться такие люди, как Евгений Кириллович Волков. Я поражаюсь его неистовой способности заниматься новой музыкой, ей гореть.
- Можно надеяться, что сочинения композиторов-блокадников прозвучат в России после предстоящего концерта?
- Я не оракул, но, мне кажется, что такие выступления продолжатся, и эти произведения будут играть и слушать. Об этом сейчас задумываемся все мы.
- В чем заключаются основные трудности для воплощения этой идеи?
- Играя сонату или симфонию Бетховена, Брамса или Чайковского, ты обречен, в некотором роде, на успех. А выбрав для выступления что-то неизвестное, заведомо ставишь перед собой более сложные задачи. К сожалению, наша администрация пристально следит за тем, как продаются билеты на концерты.
- Насколько знаю, среди бизнесменов иногда находятся те, кто готов пойти на риск.
- Да, поэтому и музыкантам надо рисковать. Единственный способ существования музыки блокадного Ленинграда — ее исполнение.
Дима Билан выступит в Москве в День всех влюбленных
Большой сольный концерт Димы Билана состоится 14 февраля 2025 года на «Live Арене» в Москве. Артист представит новую программу под названием «На берегу неба».
- В День всех влюбленных зрителей ждёт уникальное шоу, где будет живой звук, легендарные хиты, яркая сценография и, конечно, атмосфера любви, - обещают организаторы концерта.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Обзор: «Съёмки клипа довели до слез!» | Алсу – «Иногда» | «Хит Сториз»
2024, «Муз-ТВ»
На мой взгляд, «Иногда» - лучшая песня в репертуаре Алсу. В момент релиза она резко контрастировала с предыдущими – балладно-эстрадными – хитами юной певицы, да и клип «штатный» режиссёр семейства Сафиных Юрий Грымов снял совсем иначе, чем до этого. В дебютных работах для Алсу клипмейкер то заставлял её играть Лолиту (при том что Гумбертом был Маковецкий), то наряжал мусульманскую девушку в одежды католической монахини. А в клипе «Иногда» будто бы никаких образов не было – просто юная девица носилась по супермаркету, немножко сметая с полок аккуратно расставленные продукты, и пела о своей лёгкой и счастливой любви. Кстати, первоначально песня авторства Александра Шевченко называлась «Всё равно», но потом продюсера Валерия Белоцерковского ночью осенило, что это «Иногда». Так «всё равно я жду тебя» превратилось в «иногда я жду тебя» и т.д., что полностью поменяло и смысл, и настроение песни.
Выпуск «Хит Сториз» рассказывает, что именно с молодёжно-хулиганским имиджем у Алсу возникли сложности. Она была скромницей, стеснялась громить магазин и не выполняла режиссёрскую задачу. В итоге некоторые сцены сыграла дублёрша, а темпераментный Грымов руганью и претензиями даже довёл певицу до слёз. Оказывается, и Белоцерковский боялся, что публика не примет новую манеру Алсу, и она сама себе «безумно не нравилась» в этой кепке и одежде оверсайз. Поразительно: всё, что меня в этих песне и клипе так привлекало, поначалу вызывало массу сомнений у певицы и её команды. Думаю, что в конце концов они с «Иногда» смирились и полюбили её.
А вот Юрий Грымов до сих пор с некоторой горячностью вспоминает о работе с Алсу, которая якобы никогда не говорила «спасибо» и не владела актёрским мастерством. Режиссёр также раскрыл съёмочной группе «Хит Сториз» истинный смысл видеоклипа «Иногда» - полагаю, что без этих объяснений никто такого даже представить не мог. О фанале клипа Грымов рассказал следующее: «Если она выбросила из машины платье – значит, за рулём она голая». (Но имейте в виду, что Алсу не было за рулём, сцену снимали уже без неё.) Тема дорогих иномарок, судя по всему, вообще «триггерит» Юрия Грымова, вспомнившего, что Ралиф Сафин обещал подарить ему «Порше», если его дочь станет звездой. «Не подарил – значит, она не звезда», - резюмировал Грымов.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Колямба выпустил свой самый личный альбом
Колямба (Николай Шипулин) выпустил свой третий сольный альбом «Счастье по акции». В записи новой пластинки автора-исполнителя, участника групп «Необарды», «Ромарио», театрального композитора и продюсера приняли участие Борис Плотников, Шура Фомин, Дмитрий Чувелев, Ден Боун и Владимир Осинский. Релиз осуществил лейбл Navigator Records. По словам Колямбы, это самый личный его альбом.
- В первой же песне я ставлю вопрос: кто я такой? И в течение альбома пытаюсь на него ответить: такое самокопание при всеобщем обозрении, попытка понять себя через творчество. Большая часть песен была записана и сочинена в Суздале, на студии «Мира центра». Если вечером у меня появлялась идея песни, я тут же брал билет, выезжал ранним утром и в поезде писал текст, по приезде садился в студию, а к ночи у меня уже была готовая песня.
Николай также рассказал о самых знаковых треках с нового альбома:
- «Ноунэйм» - конечно же, про меня. Всю жизнь я занимался музыкой, ездил на гастроли, сочинял песни, часами занимался на гитаре, но большой славы так и не сыскал. Я понял, главное, что проживаю жизнь, которую хочу, занимаюсь по-настоящему любимым делом. Это скорее усмешка над идеей фикс, что обязательно нужно прославиться, а иначе не будет счастья, а оно есть, нужно только присмотреться.
«Счастье по акции» - особенная для меня песня. Так вышло, что страшное время для общества, стало самым счастливым в моей личной жизни. Меня не покидало ощущение, что я случайно выиграл в лотерею, ухватив счастье по акции.