Эдуард Артемьев: «Все-таки я выпал уже из обоймы»
О КИНОМУЗЫКЕ
- Всего у меня около 200 картин, и сейчас я сильно сократил объемы. В прошлом году одну картину сделал, от всех остальных отказался. В этом году тоже, вероятно, будет одна. С Михалковым я сейчас занимаюсь фильмом по Бунину. Называется «Солнечный удар». Вот только начинаю соображения.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С НИКИТОЙ МИХАЛКОВЫМ
- За 40 с лишним лет у нас с ним образовались глубокие дружеские связи. Родственниками стали: Никита Сергеевич — крестный отец моего внука, а я — его дочки. У нас удивительные отношения, и так долго держатся, и так благотворно — это настоящее счастье. Никита меняется, конечно, ставит новые задачи, приходится много раз пробовать, спрашивать — туда или не туда двигаюсь. Следующий фильм у него будет более интимный, чему я рад. Герой уезжает в Крым и там гибнет. В сценарии есть аллюзии на «Рабу любви», и Михалков включил ряд линий из «Окаянных дней». Я видел материал — очень сильный.
ГДЕ ЕМУ КОНФОРТНЕЙ – В СОВЕТСКОЙ ЭПОХЕ ИЛИ СЕЙЧАС?
- Мне вообще все равно. В советское время каких-то композиторов преследовали — Альфреда Шнитке, например, но мы занимались электроникой. А политика и нормативная эстетика Советского Союза воспринимали ее как маргинальный предмет и нам абсолютно не мешали. Я не могу пожаловаться — я занимался чем хотел. Электроника стала востребована в кино, которое всегда стояло на передовых позициях по части освоения новых технологий. И сейчас я занимаюсь примерно тем же. Так что как художник я никаких притеснений никогда не испытывал. Но если говорить меркантильно, с точки зрения магазинных полок, на которых теперь есть все… Я вспоминаю эти очереди совершенно кошмарные и не понимаю, как можно было довести гигантскую страну с такими возможностями до подобного обнищания. Бездарные руководители, значит, были. А сейчас все-таки для страны настал момент благополучия, но надо много работать, чтобы себе его позволить.
ИСПЫТЫВАЕТ ЛИ НОСТАЛЬГИЮ ПО ПРОШЛОМУ?
- Грущу только по своим близким, ушедшим от меня, — по отцу, матери, друзьям. Все остальное проходит, и я ни о чем не жалею. Я иногда начинаю думать, а был я там или нет. Такое впечатление, что я иду, а сзади все обрубается. И в прошлом только темнота.
О ЦЕНЗУРЕ РУБЛЯ И РОЛИ ПРОДЮСЕРА
- Я с этим познакомился еще в Америке, когда в 1988 году попал в Лос-Анджелес, а в 1991-м я туда переехал и прожил до 1993 года. В ту систему я вписался, и мне нравилось, что один человек решает все. Американские продюсеры прошли огромную школу и четко понимают, чего хотят. Главное для них, чтобы не только они заработали, но чтобы и ты заработал. Чтобы тебя можно было и дальше использовать в деле. У нас я вижу все наоборот: главное — хапнуть, а на остальных наплевать. Есть, к примеру, такой продюсер Сельянов, который заявил, что композитору вообще не надо платить. Это просто замечательно, когда у своего коллеги он считает необходимым отобрать заработок. Далеко пойдет.
ПОЧЕМУ ВЕРНУЛСЯ ИЗ АМЕРИКИ?
- Это тоже случай. Михалков пригласил на «Утомленных солнцем». Позвонил, сказал, приезжай работать над картиной. Я спрашиваю: «На сколько?» Он говорит: «Ну давай на два месяца». Ну а потом застрял я как-то здесь. Жена меня ждала-ждала, потом тоже вернулась в Москву. В США закончились все дела, и в итоге я остался здесь.
О ЖИЗНИ В АМЕРИКЕ
- Когда мы там жили, я пару раз возвращался в Москву по квартирным делам и застал здесь пустые магазины. Вообще, я Лос-Анджелес очень люблю, по климату это абсолютно мой город — вечное лето, ниже 16 градусов не бывает. Язык я знал достаточно, чтобы работать, в профессиональном и бытовом плане я не испытывал трудностей. Было непросто читать газеты, а журналы по технике я читал всегда. У меня однобокий английский язык — электроника, музыка… Литературу я читать не могу. Вообще же, США — страна эмигрантов. Там если ты чего-то можешь, то все дороги открыты. Никто меня не спрашивал, коммунист ли я, — вот что поражало. И то, что у меня были какие-то достижения в Союзе, для них тоже было абсолютно неважно. Мой первый продюсер Дэвид Чаклер, с которым меня познакомил Кончаловский, посмотрел на обложки пластинок, что я ему привез в офис, и говорит: «Это все Европа. Если в Америке не работал, то все остальное нас не интересует». Сразу нашел мне задание: «Вот три эпизода из «Гомера и Эдди», даю неделю, сделай музыку». Я сделал, и мы стали работать.
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ И НЕДОСТАТКАХ ВОЗРАСТА
- Может, по недальновидности, по легкомыслию, но я себя в любом возрасте чувствую отлично. Мне кажется, я совершенно не изменился. Никаких перемен. Я занимаюсь той же музыкой. Мне трудно судить о ее качестве — может быть, оно и упало, но я работаю с увлечением и так же много. Я не чувствую никаких недостатков возраста, кроме того, что времени, судя по всему, осталось мало. Надо много еще чего успеть. Вот это основная тема моих огорчений и беспокойств.
О РОЖДЕНИИ МУЗЫКИ
- Представьте, что просто открылось окно — и я туда вошел. Что получалось, то получалось. И я даже не знаю, как описать это чувство. Чувство открытия, беспредельности, восхищения. И ничтожности, когда ты ощущаешь себя былинкой в огромном просторе. С другой стороны, ты смог туда войти. Значительно позднее ко мне пришло понимание, я для себя сформулировал, что такое вообще музыка. Я тогда музыкой назвал все, что имеет высоту, динамику и время. Если формально подходить, отбросив все эстетические категории, то в своем сознании ты можешь соединить любые шумы и, оперируя только тремя этими измерениями, создавать целый музыкальный мир. Ты можешь даже его не реализовывать. Я часто ловлю себя на мысли, когда что-то такое получается, что, высокопарно говоря, прикасаюсь к чему-то великому. Для обывателя — не человека религиозного культа — в системе резонансов дается возможность испытать связь с высшим существом.
ПОЧЕМУ УШЕЛ ОТ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ?
- Почему я ушел от чисто электронной музыки? Потому что она застряла на уровне эксперимента. Все эти фестивали, конференции — они до сих пор остаются в рамках экспериментов, и композиторы стали настолько элитарными, что их не интересует эмоциональное воздействие на человека. Они решают какие-то свои частные задачи. Да, вероятно, они двигают всю остальную музыку — в том числе поп-музыку — и совершают открытия в звукозаписи. Но реальный результат почему-то застыл.
О НОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВЕЯНИЯХ
- Последние года 3–4 чужой музыки я почти не слушаю. Это не позиция и не поза — просто я не успеваю ничего. Если мне кто-то говорит «послушай», то я нахожу время. Но все-таки я выпал уже из обоймы. Мне вот сказали: послушай корейца этого — Сая. Хрен его знает, что это такое. Для меня это уже загадка — я не понимаю, в чем там дело, почему это так подействовало на людей. Это уже не музыкальное воздействие — это управление сознанием, что ли. Кстати, мимолетное замечание: постепенно сужается интонационный строй. Мемы все эти… Три ноты достаточно. Инструментовка, антураж, углубление, тембральная структура — работает сумма других качеств, нежели сама музыка.
(Филипп Миронов, «Волна-Афиша», 03.02.14)
Рецензия на сингл Славы Скрипки «Бобр»: Крутые бобры
2024, М2.
Оценка: 8 из 10.
Вообще-то песня про бобра вышла ещё летом прошлого года, но тогда её мало кто заметил. Покорение чартов «Бобр» начал в новогодние праздники – после того, как завирусился в тиктоке. На первый взгляд, это очередная песня-мем – в то же время, как говорится, «есть в ней нечто подлинное». Недаром самая очевидная рифма к слову «бобры» - «добры».
Исполнитель песни Slava Skripka (как трогательно написало одно издание, его настоящее имя – Вячеслав Скрипка) занимается музыкой в основном по ночам, а днём он работает на мебельной фабрике в Ростовской области. Со своим соавтором Андреем Поповым они взаимодействуют дистанционно: тот живёт в Ставропольском крае. Попов стал автором музыки к «Бобру», а Скрипка сразу придумал на мелодию фразу «сидим с бобром за столом вдвоём, на ужин готовим полено». После этого соавторы долго ржали, а потом начали докручивать этот перспективный сюжет.
Естественно, они держали в голове потенциальную меметичность произведения: так в нём появилась цитата из польского мема «бобр курва», а в снятом на природе клипе – отсылки к поговоркам про бобра и культовому фильму «Бобёр» с Мэлом Гибсоном. Сыграло свою роль и то, что к бобру можно придумать кучу замечательных рифм, однако Слава в тексте очень грамотно выдержал баланс между абсурдом и реальностью. Дружба человека с бобром означает, что на ужин они оба будут есть полено (и пить алкоголь), обсуждать, зачем «между нами плотина», а потом человек отнесёт бобра к нему домой. По дороге в лесу они будут петь хиты Алсу – наконец-то и эта рифма пригодилась (кстати, в одной из версий «Бобра» звучит фрагмент песни «Зимний сон»). А потом бобр поделится с другом своим добром (ведь у него добра четыре ведра).
При всей дикости этого сюжета он нигде не выходит за рамки милоты и здравого смысла: смею предположить, что в этом и заключается главный секрет успеха «Бобра».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Сегодня 70 лет Кевину Костнеру
18 января 2025 года, суббота.
«Улитку на склоне» в постановке Петра Шерешевского покажут в МТЮЗе.
31 год актёру Хантеру Дуэну.
32 года актёру Данилу Стеклову.
33 года актрисе Марии Карповой.
45 лет актёру Джейсону Сигелу.
47 лет актрисе Кристине Бабушкиной.
54 года солисту группы Korn Джонатану Дэвису.
56 лет актёру Дэйву Батисте.
63 года певице Тамаре Гвердцители.
65 лет актёру Марку Райлэнсу.
66 лет певцу Александру Солодухе.
70 лет Кевину Костнеру.
Кевин Майкл Костнер родился 18 января 1955 года в Линвуде. Американский актёр, кинорежиссёр, кинопродюсер и музыкант. Обладатель премий «Золотой глобус» (1991, 2013, 2023) и «Эмми» (2012). В 1991 году отмечен двумя премиями «Оскар» — за лучшую режиссуру и за лучший фильм. Костнер является одним из шести режиссёров в истории мирового кинематографа, получивших эту награду за дебютный фильм («Танцующий с волками»).
75 лет назад родился актёр Борис Невзоров (1950-2022).
78 лет кинорежиссёру Такеши Китано.
190 лет назад родился композитор Цезарь Кюи (1835-1918).
19 января.
Юбилей Семена Альтова отметят в Театре Эстрады.
«Конец Славы» с Павлом Деревянко покажет СТС.
24 года певцу Andro.
28 лет актрисе Ангелине Поплавской.
35 лет актрисе Александре Власовой.
35 лет блогеру Юрию Хованскому.
37 лет певцу и актёру Алексею Воробьёву.
38 лет актрисе Марине Петренко.
40 лет кинорежиссёру Дэмьену Шазеллу.
48 лет актёру Робу Делани.
49 лет режиссёру Кириллу Папакулю.
50 лет актёру и телеведущему Виктору Васильеву.
51 год певцу Владу Сташевскому.
53 года лидеру группы «Ляпис Трубецкой» Сергею Михалку.
59 лет кинорежиссёру Антуану Фукуа.
66 лет композитору Игорю Кезле.
70 лет дирижёру Саймону Рэттлу.
79 лет певице Долли Партон.
88 лет актёру Михаилу Ножкину.
95 лет актрисе Типпи Хедрен.
5 лет назад умер гитарист групп «Ляпис Трубецкой» и Trubetskoy Руслан Владыко (1974-2020).
80 лет назад родился кинорежиссёр Вадим Абдрашитов (1945-2023).
100 лет назад родился виолончелист Валентин Берлинский (1925-2008).
20 января.
QUEENtet Сергея Мазаева даст концерт при 1000 свечей.
Сериал «Минута тишины» с Евгением Цыгановым и Ольгой Лерман покажет Первый канал.
Павел Майков станет отцом в финальном сезоне «Девушек с Макаровым».
Сериал «Купцы и дети» с Павлом Табаковым и Михаилом Пореченковым покажет ТНТ.
38 лет актёру Эвану Питерсу.
39 лет телеведущей Ольге Бузовой.
39 лет певице Анастасии Спиридоновой.
43 года актрисе Наталье Лесниковской.
47 лет актёру Омару Си.
49 лет балерине Анастасии Волочковой.
52 года актёру Бенжамину Биоле.
54 года певцу Гари Барлоу.
55 лет актрисе Бранке Катич.
57 лет актрисе Дарье Юргенс.
59 лет основателю группы L.A. Guns Трэйси Ганзу.
59 лет актёру Рэйну Уилсону.
62 года актрисе Ингеборге Дапкунайте.
73 года певице Ирине Аллегровой.
73 года гитаристу и вокалисту группы Kiss Полу Стэнли.
73 года кинорежиссёру Владимиру Хотиненко.
91 год композитору Владимиру Дашкевичу.
10 лет назад умерла актрисе Лариса Белогурова (1960-2015).
25 лет назад умерла певица Изабелла Юрьева (1899-2000).
60 лет назад умер диджей Алан Фрид (1921-1965).
105 лет назад родился кинорежиссёр Федерико Феллини (1920-1993).
Альбом покойного Мака Миллера вышел через 10 лет после того, как был записан
Релиз посмертного альбома Мака Миллера «Balloonerism» состоялся 17 января 2025 года накануне его дня рождения: 19 января питтсбургскому рэперу могло бы исполниться 33 года, если бы он не скончался 7 сентября 2016-го в возрасте 26 лет от случайной передозировки.
В пластинку, слухи о которой ходили среди фанатов много лет, вошли 14 треков. Альбом демонстрирует экспериментальную сторону Миллера, смесь нео-соула и элементов джаза. Он включает такие композиции, как «5 Dollar Pony Rides», «Friendly Hallucinations», «Mrs. Deborah Downer», «Stoned», «Manakins» и «Rick’s Piano», а также совместные работы с Thundercat, SZA и Ashley All Day.
«Balloonerism» был записан в 2014 году, в плодотворный период для Миллера, когда он также работал над альбомом «Faces». В результате материал был отложен в пользу других релизов. После распространения утекших песен в сети официальный релиз пластинки был анонсирован трейлером на ноябрьском фестивале Camp Flog Gnaw.
Накануне выход альбома был представлен и анимационный короткометражный фильм «Balloonerism», основанный на текстах и музыке Миллера и снятый Сэмюэлем Джеромом Мейсоном. Он «рассказывает о группе школьных друзей, которые преображаются музыкой аккордового органа и отправляются в мир теней», говорится в синопсисе фильма. «Поглощенные черепахой времени, они должны пробираться через недра взрослой жизни». Фильм был выпущен 15 января в США и 16-го – в остальном мире на видеосервисе Amazon Prime Video и в избранных кинотеатрах.