Константин Богомолов возглавил Школу-студию МХАТ«Грешники» и «Битва за битвой» лидируют в номинациях на «Оскар»Умер основатель дома моды Valentino Валентино ГараваниЗвезды Большого театра Денис Родькин и Элеонора Севенард поженилисьЭнсел Элгорт стал отцомУмер актер и педагог Игорь ЗолотовицкийРисталище гусляров России, 65 лет полёту Юрия Гагарина и конкурс кокошников: чем удивит выставка-форум «Уникальная Россия» в Гостином дворе«Битва за битвой» и «Переходный возраст» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Звезда «Аббатства Даунтон» Мишель Докери стала мамойИтоги-2025 от «ИнтерМедиа»: Shaman, скандал с Ларисой Долиной и ведущий, который ничего не ведетУмерла актриса, секс-символ и зоозащитница Бриджит БардоКатерина Шпица ждёт ребёнкаВера Алентова умерла на похоронах Анатолия ЛобоцкогоУмерла основательница канала «Рен-ТВ» Ирена ЛесневскаяАнна Курникова и Энрике Иглесиас вновь раз стали родителямиAnna Asti и Ильдар Абдразаков дебютируют в роли наставников шоу «Голос» на Первом каналеУмер исполнитель «The Road To Hell» Крис РиУмер актер Анатолий ЛобоцкийПит Дэвидсон впервые стал отцомВерховный суд обязал Ларису Долину вернуть свою квартиру покупательнице

Александр Кушнир - «Сергей Курёхин. Безумная механика русского рока» ****

2013 БММ

Однажды Кушнир читал лекцию по пиару и упомянул Курёхина в качестве примера человека, который давал самые яркие и провокационные интервью. И вдруг лектор почувствовал, что аудитория на эту фамилию не среагировала - не было ни уважительных вздохов, ни улыбок телезрителей, вспомнивших величайшее курёхинское гонево про Ленина-гриба. Кушнир понял, что Курёхина новое поколение не знает, и ему нельзя в двух словах объяснить, кто это такой - не обойдёшься тут двумя словами. После этого у Александра взыграл писательский инстинкт - и понеслась: пара сотен эксклюзивных интервью, обзвон доверенных журналистов с информацией о новом грандиозном замысле, а через пару, кажется, лет это вылилось в книгу с очень кушнировским названием.

Об этом рассказывается в предисловии, прочитав которое, я подивился серости молодого поколения, на фоне которого мой запас знаний о Курёхине выглядел весьма впечатляющим. Я помнил «Тихий дом» с завиральными теориями Сергея, знал, что он переиграл с десятками питерских музыкантов и был самым смазливым из них. Помню, как наше агентство написало о его смерти, хотя интернета тогда почти что не было: ответсек в тот момент не разговаривал с выпускающим редактором, и они осуществляли коммуникацию через меня, причём мне приходилось бегать между кабинетами. Спустя годы мне в руки попадали несколько редких переизданий концертов Курёхина от SoLyd Records: музыка там была записана очень, мягко говоря, непонятная. А авангардисты, участвовавшие в ежегодных курёхинских фестивалях, играли не только непонятно, но и скучно.

В общем, негусто оказалось знаний, что там говорить. И от того, что Кушнир с энтузиазмом взялся за эту тему, не прогадал ни автор, ни его читатели независимо от их возраста. Книгу в обязательном порядке должен прочесть каждый, кто хоть немного интересуется историей современной российской музыки. Личности такого масштаба, как Курёхин, в ней не было. Виртуозный пианист, невероятный организатор, интеллектуал-провокатор, он опередил своё время. Но знаете, он, кажется, любое время бы опередил.

Главы книги носят названия «Музыка сфер», «Модель для сборки», «Сопротивление материала» и т.п., в тексте встречаются почитаемые автором красивые фразы вроде «начало этой истории растворяется во мгле одной из августовских ночей» и «Невский плыл в потоках мутной воды, словно все растаявшие снега вмиг обрушились на город», однако умерший в 1996 году Сергей Курёхин не дал Кушниру развернуться. Открывая для себя и читателей невероятные подробности жизни Капитана (практически официальное прозвище музыканта), писатель совершенно забывает о своём изысканном стиле и позволяет Курёхину полновластно царить на этих двух сотнях глянцевых страниц. Дух перевести некогда: даже если вы думаете, что много знали о Курёхине, его жизнеописание всё равно вас поразит. Это история о том, как ему всё давалось и чего ему это стоило. Он воплощал в жизнь самые безумные идеи, чудил по-крупному, режиссировал массовые сцены с участием вусмерть пьяных музыкантов и животных, покорял западные сцены и, совершив очередное творческо-организаторское чудо, начинал скучать. Он умело манипулировал любой аудиторией и, похоже, продолжает это делать сейчас: оглядываясь назад, сложно понять, зачем ему надо было ссориться с БГ и всем Ленинградским рок-клубом и присоединяться к НБП. Собственно, только две вещи у него не получились: осуществить национал-большевистский блицкриг и победить неизлечимую болезнь. Искренне жаль, что Леди Гага и Кит Ричардс не успели принять участие в перформансах «Поп-механики»: в том, что Капитан их бы уговорил, никаких сомнений эта книга не оставляет.

Алексей Мажаев, InterMedia

β 16+