Хельмут Дойч (пианист-концертмейстер): «Мне посчастливилось сразу встретить хороших певцов, вместе с которыми я погрузился в песенный репертуар»
О СВОЕЙ ФАМИЛИИ
— Очень распространенная. В одном только телефонном справочнике Вены зафиксированы около ста человек, носящих фамилию Дойч. Здесь все просто — в Австрии фамилию Дойч носят немцы, проживавшие на территории Богемии, которая была когда-то частью Австро-Венгрии. Они принадлежали к немецкоязычному меньшинству — их называли deutscher Mann или Deutsch, то есть люди, говорящие по-немецки.
О СЕМЬЕ
— В моей семье не было до меня профессиональных музыкантов. Мой папа — физик, мама — математик, но оба были музыкантами-любителями, регулярно дома музицировали. Папа играл на альте в струнном квартете, также играл на рояле, мама пела. И главное, они оба пели в любительском хоре, принадлежащем Wiener Singverein, и которым в те годы руководил сам Караян. Я с детства был окружен музыкой.
ПОЧЕМУ НЕ ЗАНЯЛСЯ СОЛЬНОЙ КАРЬЕРОЙ?
— Не было желания. У меня была страсть к камерному музицированию и песенному фортепианному наследию венских романтиков. Мне бесконечно нравились сами тексты. Литература в спайке с музыкой. Я был постоянно влюблен — в разных женщин, в слова этих песен, несущие любовь. Словом, песенный жанр был мне необыкновенно близок. И мне посчастливилось сразу встретить хороших певцов, вместе с которыми я погрузился в песенный репертуар.
О СВОЕЙ НОТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ
— Я собрал дома практически все, что может пригодиться для моей работы, учитывая специализацию вокалистов. Я работаю с любыми голосами и постарался собрать все, что нужно для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритона, баса. Все возможные вариации для этих голосов. Автографы композиторов я не собираю, к сожалению, это слишком дорогое хобби. У меня дома хранятся обычные ноты, чаще всего — копии. Один большой шкаф. Певцам не нужно иметь все это у себя, потому что, когда составляется новая программа, они в любом случае советуются со своим пианистом. Автографы композиторов — важная на самом деле вещь, я с ними постоянно соприкасаюсь — в библиотеке.
О ПРОФЕССИИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
— Правильно называть нас Klavierbegleiter или Liedbegleiter (сопровождение). А концертмейстер — это первая скрипка в оркестре, и больше ничего. Liedbegleiter — относительно юная профессия, до начала XX века и даже позже эту работу выполняли сами композиторы, или капельмейстеры, или дирижеры «по совместительству». Первым, кто сказал: «Klavierbegleiter — это моя профессия», — был британец Джеральд Мур.
Есть еще Korrepetitor или vocal coach — это пианисты, работающие с вокалистами в театре, обычно они не концертируют. В Америке такое возможно, но в Центральной Европе и Англии — это хорошая самостоятельная профессия, которая предполагает полную занятость пианиста в театре. Достаточно популярная и доходная профессия, но она не связана с публичными выступлениями.
О РОЛИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕВЦА
— В идеале — партнер, потому что речь идет о камерной музыке. Liederabend — это диалог двух равноправных партнеров. Но партнерство предполагает одинаковый уровень инструментальной подготовки. Рядом с пианистом должен работать певец, который имеет хорошее образование скрипача или виолончелиста. Это идеальная модель. Раньше вокалисты не были выучены так хорошо, как сейчас. Йонас Кауфман был моим учеником в Высшей школе, потом пришел ко мне с предложением стать его Klavierbegleiter. Понятно, что теперь мы на одном уровне находимся, мы работаем как партнеры. Высшее музыкальное образование для певцов многое изменило.
О РАБОТЕ С РАЗНЫМИ ПЕВЦАМИ
— Скорее дело не в разных темпераментах, а в образовании и подготовке певцов. Кому-то приходится много рассказывать, объяснять. Кто-то приходит настолько подготовленным, что мы обсуждаем только тонкости и нюансы. Кауфман приходит всегда превосходно подготовленным. Он феноменально чувствует слова, внутренние смыслы и поэтому трепетно предлагает всякие неканонические решения — где-то замедлить, сделать паузу, что-то ускорить. Я всегда поражаюсь, как он видит.
Мало того, что наш с ним «Зимний путь» десятилетней давности имеет мало общего с нынешним, но и внутри тура он продолжает находить что-то новое. Это происходит прямо на концерте, совершенно спонтанно. А вот Гермай Прай (1929-1998), с которым я начал сотрудничать, когда мне было как раз столько же, сколько сейчас Йонасу, пел по строгой схеме, которую давно для себя начертил — ни шага вправо, ни шага влево. Он определился с концептами и не хотел ничего менять.
О САМОЙ ВАЖНОЙ ПЕСНЕ В «ЗИМНЕМ ПУТИ» ШУБЕРТА
— Однозначно «Wirtshaus» («Трактир»). Это самая глубокая, осмысленная и красивая песня из всего цикла. В ней есть вызов для звучания. Она экстремально медленная, и от певца требует колоссального напряжения и дыхательных затрат. Йонас идеально ее исполняет. Песня начинается как хорал, и мы должны понимать, что она исполняется на кладбище, где и находится тот трактир. В ней есть также вызов для пианиста, потому что мой инструмент не может играть достаточно протяжно, он выдает звук, а нужна только кажимость звука. В общем, если эта песня получается, складывается, то я остаюсь доволен исполнением цикла.
О ЧАСТОМ ИСПОЛНЕНИИ ВАГНЕРА
— Достаточно часто, хотя, действительно, не являюсь большим поклонником его творчества. Я не вагнерианец. Вот Лист — другое дело, я его поклонник. Песенные запасники Листа неисчерпаемы, и, на мой взгляд, несправедливо не востребованы.
О СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ
— Я слежу за новыми песнями, и если бы певцы хотели их исполнять — я бы, может, вдохновился. Не только Рим много пишет, есть и другие. Раннего Рима надо долго разучивать, певцы берутся и бросают. И публика не очень хочет осваивать новое. Это же взаимосвязано. Рим сейчас пишет гораздо более простые песни, реалистичные такие, но все равно его мало исполняют. Мне больше обидно за наследие Листа, которого я обожаю. Столько еще «неотпетого». Или, скажем, русский репертуар или песни скандинавских композиторов.
О РУССКОМ РЕПЕРТУАРЕ
— Пожалуй. Когда в Вену переехали Владимир Атлантов и Тамара Милашкина, я работал с ними. В той же компании был Юрий Мазурок. Мы сделали вместе несколько лидерабендов в Мюзикферайне, в посольстве РФ, выездные концерты в регионах. И всегда речь шла о русском репертуаре — Чайковский и Рахманинов, в основном.
О СОСТАВЛЕНИИ КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЫ
— Я составляю программу, обычно предлагаю то, что подойдет лучше всего. Но бывает, что певцы сами хотят что-то конкретное исполнить или записать, тогда мы берем это в работу. Кауфман только что записал «Пять песен на стихи Матильды Везендонк», написанные для сопрано. Он очень хотел это сделать, и, естественно, мы включаем «Пять песен» в концертную программу.
ОБ ИГРЕ С ОТКРЫТОЙ КРЫШКОЙ
— Всегда играю с открытой крышкой. Во-первых, это иллюзия, что с закрытой крышкой рояль звучит тише. Крышку закрывают обычно во время репетиций в маленькой комнате, в зале она должна быть открытой. При закрытой крышке звук точно будет испорчен, а громкость почти такой же. Пострадают прежде всего обертоны, которые создают теплую атмосферу звучания, дают звуку цвет. Есть певцы, которые просят закрыть крышку, но они просто глупые.
(Екатерина Беляева, belcanto.ru, 16.04.14)
Концерт «Непары» состоится в первый день весны
Концерт группы «Непара» пройдет 1 марта 2025 года в Vegas City Hall.
- Этот вечер обещает стать настоящим праздником для всех любителей качественной музыки, ярких эмоций и незабываемого вокала коллектива, - говорится в анонсе шоу.
Александр Шоуа и нынешняя солистка «Непары» Дарья Храмова исполнят все главные хиты группы, а также несколько новых композиций.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Обзор: «5 вещей, которые Beatles изменили в музыке»
2024, «Сломанные пляски».
Актуально! Николай Редькин решил закончить 2024 год выпуском о группе Beatles, распавшейся в 1970-м. Впрочем, ведущий «Сломанных плясок» сразу признался, что не претендует на какие-то открытия и не собирается разрушать битловскую мифологию. Просто он решил рассказать зумерам, как им «подступиться» к Beatles, чтобы их не придавило величием этой древней легендарной группы. При этом сам Николай – вполне «в материале»: по его словам, биографию Beatles с 1965 по 1970 годы он помнит лучше, чем себя с 20 до 25 лет.
Это, вероятно, всё-таки шутка, но нужно отметить, что Редькин добросовестно подошёл к теме: он не стал в тысячный раз пересказывать историю успеха «битлов», а выделил 5 пунктов, делающих группу столь значимой в истории музыки. Список не претендует на истину в последней инстанции, но что-то в нём есть. Для пущей доходчивости Редькин использует примеры из современного шоу-бизнеса, сравнивая Beatles, в частности, с Тейлор Свифт и Федуком: это звучит, конечно, странновато, но для целевой аудитории норм, да и бумерам не помешает свежий взгляд на предмет.
Итак, Beatles стали, возможно, первой группой, практиковавшей коллективное творчество: до них практически все ансамбли имели лидера или хотя бы фронтмена, а сопровождающий состав просто аккомпанировал. Beatles были первой группой, где продюсер был полноценным участником. И это не про Брайана Эпстайна, а про Джорджа Мартина, чьё влияние на звучание «битлов» было колоссальным. Профессии саунд-продюсера тогда ещё не было, но Мартин дописывал, переделывал, улучшал, сокращал, заставлял, играл нужные партии и делал всё, чтобы неогранённый алмаз стал бриллиантом. Про него смотреть в выпуске особенно интересно, ведь о значении Джорджа Мартина часто забывают.
Кроме того, Beatles были одной из первых стадионных групп (жаль, что аппаратура тогда ещё не была способна передать всю мощь их музыки), а потом стали первой чисто студийной группой: их поздние альбомы были столь сложными, что невозможно было исполнять на концертах; при этом «битлы», даже экспериментируя с концептуальностью, оставались изрядными хитмейкерами, а также позволяли себе разножанровость в пределах одной пластинки – как в «Белом альбоме», который фактически был сборником сольных вещей четырёх участников.
Пятёрку заслуг Beatles завершает пункт «Первая группа массового общества»: эта неуклюжая формулировка означает, что музыка ливерпульской четвёрки объединяла людей независимо от их классов, сословий и возрастов. Спустя 60 лет факт, что музыка была разделена и в каждом социальном слое слушали свой жанр, многие даже не поймут – что только подтверждает значение Beatles, полностью снявших это разделение с повестки дня.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Сегодня 90 лет со дня рождения Элвиса
8 января 2025 года, среда.
Константин Хабенский, артисты труппы и группа «Фрукты» сыграют «Рождественский концерт» на сцене МХТ.
Юбилейный концерт Эмина Агаларова со звёздами покажет НТВ.
25 лет певице Ноа Сайрус.
26 лет солисту группы Måneskin Дамиано Давиду.
32 года актрисе Жене Евстигнеевой.
36 лет актёру Карану Сони.
38 лет актрисе Синтии Эриво.
40 лет стендап-комику Дмитрию Романову.
58 лет рэперу Ар Келли.
60 лет назад умер кинорежиссёр Борис Барнет (1902-1965).
62 года пианисту Александру Мясникову.
62 года лидеру группы «АукцЫон» Леониду Фёдорову.
75 лет назад родился актёр Олег Вавилов (1950-2022).
78 лет актрисе Марине Неёловой.
78 лет назад родился певец Дэвид Боуи (1947-2016).
79 лет гитаристу группы Doors Робби Кригеру.
80 лет назад родился актёр и преподаватель Владимир Поглазов (1945-2018).
88 лет певице Шарли Бэсси.
90 лет назад родился Элвис Пресли (1935-1977).
Элвис Арон Пресли родился 8 января 1935 года в Тьюпело. Американский певец и актёр, один из самых коммерчески успешных исполнителей популярной музыки XX века. Также известен как «король рок-н-ролла». В мире продано более 1 млрд экземпляров пластинок (включая новейшие издания с ранее не издававшимися записями). Лауреат трёх премий «Грэмми» (1968, 1973, 1975), один из первых музыкантов, включённых в Зал славы рок-н-ролла (1986), причём шесть его песен вошли в список «Песни, которые сформировали рок-н-ролл». Умер 16 августа 1977 года в Мемфисе.
115 лет назад родилась балерина Галина Уланова (1910-1998).
9 января.
36 лет актрисе Нине Добрев.
39 лет актрисе Светлане Степанковской.
43 года супруге принца Уильяма Кейт Миддлтон.
44 года солистке группы «Инфинити» Татьяне Бондаренко.
47 лет участнику группы Backstreet Boys Александру Маклину.
51 год певцу Александру Ломинскому.
52 года певцу Шону Полу.
55 лет певице Ларе Фабиан.
59 лет актрисе Имелде Стонтон.
60 лет певцу Haddaway.
70 лет актёру Дж.К.Симмонсу.
74 года актёру Семёну Фурману.
81 год гитаристу группы Led Zeppelin Джимми Пейджу.
84 года певице Джоан Баэз.
10 января.
31 год рэперу OG Buda.
32 года певцу Рау Алехандро.
36 лет певцу Павлу Пиковскому.
44 года клипмейкеру Алану Бадоеву.
45 лет кинорежиссёру Брэндону Кроненбергу.
51 год актёру и режиссёру Джемейну Клементу.
67 лет клавишнику и баянисту группы «Любэ» Виталию Локтеву.
67 лет актёру Гранту Тохатяну.
70 лет гитаристу Майклу Шенкеру.
80 лет певцу Роду Стюарту.
80 лет актрисе Валентине Теличкиной.
96 лет хоровому дирижёру Владимиру Минину.