"Восьмерка": Чему ты нас учишь, Учитель? **
Закрытая премьера отечественного фильма «Восьмерка» состоялась 24 апреля 2014 года в кинотеатре «Октябрь». Режиссер – Алексей Учитель («Космос как предчувствие», «Край»). В главных ролях Артур Смольянинов («9 рота», «Нереальная любовь»), Вильма Кутавичюте, Алексей Манцыгин. В основу сюжета фильма легла повесть Захара Прилепина.
У отечественной литературы есть одна характерная черта: большая часть ее персонажей практически ничего не делает, зато много рефлексирует, копается в себе и жалуется на жизнь и судьбу. Если появляется автор, стремящийся показать деятельного, а не рефлексирующего персонажа, то у него, как это ни печально, зачастую получается нечто плоское и приземленное. У российского кино с такими же «жизненными» героями, к сожалению, тоже есть характерная черта: после его просмотра хочется сдохнуть.
В случае с «Восьмеркой» все иначе: сначала появляется желание задать ее создателям шквал вопросов. Только со временем в голове все укладывается и становится ясно, что на самом деле этот вопрос всего один: «Зачем?!»
Перед нами лента, действие которой происходит накануне 2000 года в мелком провинциальном городке. Главные герои – четверо друзей, типичные бандиты и гопники, главное развлечение которых – забивать стрелки в местном клубе и разъезжать по городу на старенькой «восьмерке». Не желая идти работать на местный завод, где стабильно не выплачивается зарплата, они поступают на службу в ОМОН, в рядах которого выполняют свою карательную функцию и пресекают любые протесты честных тружеников добиться награды за свои труды. Все бы ничего, шли бы пацаны к успеху, но не подфартило: один из них влюбляется в девушку местного криминального авторитета Буца (Артур Смольянинов). В результате развязывается настоящая криминальная война.
Оригинальное произведение Прилепина о безысходности и неоднозначности эпохи было очень грустным по форме и трагичным по содержанию. Режиссер же вопреки сюжету оригинала пытается романтизировать персонажей и отношения между ними, позиционировать их как положительных героев, добавлять действия. В результате ложь и фальшь происходящего заметны сразу. В фильме на самом деле нет ни одного человека со знаком плюс: все мужские герои здесь ублюдки, преступники и уроды, все женские – шлюхи. Романтизировать преступников, конечно, можно (вспомните «Бонни и Клайда» 1967-го года – чем не романтическая лента о двух настоящих преступниках?), но с этим тоже ничего не выходит. Сериал «Бригада» 2002 года справлялся с романтизацией дружбы «четких пацанов» на порядок лучше, а «Брат» Алексея Балабанова еще и умудрялся параллельно с этим задавать философские вопросы. У Алексея Учителя получилась лента, описывающая бытовуху, полная чернухи, но при этом абсолютно лишенная идеи. Если Балабанов показывал нелюдей, чтобы на контрасте с ними зрители увидели людей, то Учитель показывает нелюдей и, похоже, всерьез считает людьми их.
Разумеется, мы не призываем зрителей смотреть на мир через розовые очки, но все-таки надо понимать, что настоящая жизнь достаточно разнообразна, и помимо чернухи в ней есть много такого, что отличает людей от животных. На подобные размышления наталкивала оригинальная повесть Захара Прилепина, но фильм избавил зрителя от необходимости думать, показав только грязь. Печально, ведь конечная цель искусства – делать мир лучше.
«Восьмерка» позиционирует себя как боевик, но при просмотре довольно скоро становится ясно, что все массовые драки, погони и убийства напрочь лишены какой-либо динамики, на них просто хочется зевать. Экшн-сцены – откровенно слабая составляющая картины, которая, надо сказать, была добавлена по инициативе режиссера: в повести Захара Прилепина действие разворачивается куда более спокойно.
Особого внимания заслуживает игра актеров. Алексей Учитель подобрал на роли начинающих исполнителей, и многие из них на экране совершенно немощны. Одно и то же брутальное выражение присутствует абсолютно у всех героев мужского пола и не меняется почти весь фильм. В итоге персонажи кажутся настолько одинаковыми, что их с трудом получается различать. Кажется, это удается только тем, кто предварительно читал книгу или сценарий. Особенно жалко тут Смольянинова, который, как мы знаем по другим фильмам, играть умеет, но здесь оказывается беспомощным наравне со всеми.
На смену безысходности, которую пытался показать в книге Захар Прилепин, в фильм пришла безыдейность. Персонажи превратились в безликую массу, которой не хочется верить и сопереживать. Дружба между героями? Не видно тут никакой дружбы. Любовь к девушке, ради которой и войну развязать не жалко – хорошая тема, но вот только не показали на экране никакой любви и сильных эмоций. Ничего не показали.
Когда видишь российское кино, надо всегда стараться относиться к нему лояльнее и прощать возможные огрехи и ошибки. Сняли же у нас «Легенду № 17» и другие шедевры. Но данная лента производит впечатление лишь клона «Бригады», да и то очень слабого. Возможно, фильм сможет понравиться самым ярым фанатам Прилепина, но, скорее всего, даже они не оценят его по достоинству.
Павел Соломатин, InterMedia
Владимир Сычев подрался с немецкими туристами
Владимир Сычев признался, что немного устал играть наглых и дерзких персонажей в кино. Актер заявил, что планирует расширить свой диапазон на экране.
- Да, мне действительно часто предлагают в кино именно такие роли — видимо, они подходят мне по природной органике, - сказал он в интервью Lady.mail.ru. - И я играю их с удовольствием. Но, конечно, мне хочется разноплановости и примерить на себя роль, которую я еще не играл: и ранимого, и романтичного. Или душевнобольного вот тоже было бы интересно сыграть: чем разностороннее образ, тем лучше для меня как для актера. Это в нашей профессии дорогого стоит — показать себя таким, каким тебя еще никто не видел.
Владимир Сычев рассказал, что он с пониманием относится к попыткам некоторых поклонниц нарушить его личные границы:
- Во всяком случае, старается с пониманием относиться, когда ко мне подходят девушки и женщины, говорят: «Мы вас очень любим! Можно вас потрогать?» Да, и такое бывает, помимо просьб сфотографироваться вместе. Это часть моей профессии, от которой никуда не денешься. Я к этому отношусь с большим пониманием. Не как актеры, которые в открытую говорят, что их раздражает, когда к ним подходят люди, узнают их. Мне, кстати, кажется, что некоторые из них лукавят.
Также Владимир Сычев подтвердил мнение о том, что в жизни он бывает задиристым:
- Да, в жизни я много дрался. Крайний раз — год назад. На отдыхе закусились с туристами из Германии, пришлось их побить: некрасиво отзывались о моей Родине, моей национальности. Одного нормально так ушатал…
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьерный показ четвертого сезона сериала «Патриот», в котором сыграл Владимир Сычев, стартует 3 февраля 2025 года на ТНТ.
Алла Сурикова попрощалась с Домом кино
Дом кино в Москве закрывается на длительную реконструкцию 1 февраля 2025 года. Через пять лет на месте Дома кино, построенного в 1934 году, должен вырасти многоэтажный комплекс.
29 января в Доме кино прошел последний творческий вечер — встреча с Аллой Суриковой. Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, в рамках вечера «Кино – волшебная отрава...» режиссер рассказала о фильмах, актерах и друзьях, а также устроила презентацию книги «Мои стишата».
- 1 февраля этот замечательный дом, где проходили премьеры всех моих фильмов, закрывают на реконструкцию, - цитирует КП слова Аллы Суриковой. - Старый Дом кино уходит в небытие. На его месте должны построить новый. Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни ему. Прощание это глубокое и серьёзное. В соцсети я даже объявили конкурс на лучшие стихи на тему: прощай, любимый Дом кино. Пришло довольно много откликов. Стены сносят, но наши чувства останутся. В этом доме проходили не только премьеры. Было много всего другого хорошего. Мы здесь встречались, влюблялись, заводили семьи… Это прощание с домом, в котором прожито много счастливых лет.
Сарик Андреасян ответит хейтерам и завистникам в шоу «Миллион вопросов» Дмитрия Диброва
Сарик Андреасян станет гостем нового выпуска шоу «Миллион вопросов» Дмитрия Диброва. Премьера состоится на ТНТ 31 января 2025 года. Один из самых плодовитых российских режиссёров ответит хейтерам и расскажет о своём творчестве. Сарик Андреасян снимает много кино и сериалов. Над производством работает практически вся семья Андреасянов: два брата Сарика, а также жена Лиза Моряк, которая снимается в его фильмах. Режиссер уверен, что это, в том числе, является темой зависти современных режиссеров.
- Все борются за зрительский рубль, но в отличие от меня у них это не получается, - говорит он. - Я не могу подарить другим людям братьев или талантливых жён. Эту обиду я вылечить не могу. Им просто нужно принять, что я лучше. Сейчас предъявить что-то Андреасяну - это недальновидность, – считает Сарик.
При этом Сарик Андреасян считает, что нашей стране не нужно такое огромное количество фильмов, которое снимается ежегодно. Лучше снимать меньше, но масштабнее и качественнее. Режиссер и продюсер признался, что вычеркнул несколько фильмов из списка планируемых на этот год. Андреасян также рассказал Диброву, почему он любит советское прошлое, как снимается новое «Простоквашино» и кого он считает своими главными конкурентами.
Эфир в 00.00.