Александр Роднянский: «Толерантность» не вполне подходящее слово для определения культурной политики»
О ЗАКОНОПРОЕКТЕ «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ»
- В самом документе «Основы государственной культурной политики» многое звучит полемично, но я читал интервью министра культуры в «Коммерсанте». Я лично уважаю ясность изложенной позиции, отсутствие в нем вечной чиновничьей «ваты», которую терпеть не могу. Мне нравится, когда все предсказуемо, и когда четко говорят – стоит тратить время на поиск финансирования проекта, или нет. Интервью Мединского проясняет спорные моменты, я понимаю его позицию. И по многим вопросам ее разделяю. Это скорее классическая русская политика просвещенного консерватизма. Когда министр говорит, что государство вправе выбирать проекты, которые способствуют решению его ключевых проблем, например росту демографии или укреплению семейных ценностей, - тут я вижу логику. У государства должна быть культурная концепция. И стоит разобраться в том, что поддерживает государство, и что существует за деньги государства.
О ТОЛЕРАНСТНОСТИ
- «Толерантность» не вполне подходящее слово для определения культурной политики, а вот «веротерпимость» и «общие ценности» - для государства важнее. Высказывания против толерантности мне не близки, и само слово «толерантность» для меня не содержит негативной коннотации, как для министра. Но для большого индустриального кинематографа вопрос культурной политики, то есть внутренних смыслов - принципиален. Американский кинематограф принципиально внутренне позитивистский.
Это было и в советском кино. Никто не против позитива. Вопрос в другом. Я участвовала в качестве эксперта в разработке концепции этих самых основ культурной политики. Мы беседовали с тонкими эрудированными людьми из администрации, обсуждали тенденции внутри индустрии, бизнес. Главная моя мысль о том, что российская киноиндустрия должна стать органичной частью международного рынка, нашла, как мне показалось, понимание, вызвала интерес…
Если воспринимать идею этого документа как попытку зафиксировать достижения советского кинематографа, аккумулировать в индустрии преимущества американского кинематографа и адаптировать к российским культурным кодам, то из этого может что-то получиться. Но сам документ, на мой взгляд, пока сырой, требующий доработки и обсуждения.
ЧТО ПОМОЖЕТ ВЫВЕСТИ РОССИЙСКУЮ ИНДУСТРИЮ НА УРОВЕНЬ ГОЛЛИВУДСКОЙ?
- Дотянуться до Голливуда нам не грозит. Надо создать индустрию, способную удовлетворять, прежде всего аудиторию, говорящую на нашем языке. И уже внутри этой индустрии, которая будет работать на основе стабильно производимых и успешно прокатывающихся российских фильмов, обеспечить появление некого количества фильмов, способных преодолевать границы. Как в сегменте коммерческого, так называемого «мейнстримовского» кино, так и в сегменте авторского кино. Вот тогда это будет здоровая индустрия.
МОЖНО ЛИ ПРОДВИГАТЬ ЗВЯГИНЦЕВА ТАК, ЧТОБЫ ОН СОБИРАЛ КАССУ?
- А Звягинцев и так успешен в международном прокате, его фильмы все без исключения продаются. Все его фильмы выходят в десятках стран. Но он такой, пожалуй, у нас один. Мы как и немецкий кинематограф, французский, ирландский, не делаем универсальных фильмов. Европейская индустрия каждая по отдельности ищет свои ресурсы в культурной идентичности. А это противоречит американской модели глобальной культуры. Поэтому в Европе созданы системы государственных и общественных фондов для поддержки того самого кинематографа, который будет не похож на американский. Голливуд зародился в те времена, когда в Америку приезжали десятки миллионов разноязыких иммигрантов. И начал производить кино, понятное людям со всего света. Кроме того, Голливуд стоит на плечах самой большой экономики в мире - 26% мирового глобального ВВП. Американские компании сумели отстроить еще и собственные системы дистрибуции и постоянного контроля над собственным контентом по всему миру. Ни русское кино, ни другие кинематографии мира таковыми не обладают.
Поэтому, несмотря на невероятные усилия Франции, доля французского кино не растет в международном прокате, а даже сужается. А ключевые французские продюсеры, вроде Люка Бессона, делают то же самое голливудское кино, но с французским акцентом. Местные кинематографии чтобы отбить аудиторию у Голливуда, используют в борьбе те немногие жанры, которые могут привлечь аудиторию, в основном молодую, а она доминирует сейчас. Главное оружие - это комедии с местными медийными персонажами - что в Италии, что в Германии они на первых местах. У нас дела обстоят даже получше - например, в авторском сегменте. Достаточно назвать хотя бы Сокурова и Звягинцева – две большие фигуры, востребованные на фестивалях класса «А». И в то же время, у нас есть несколько режиссеров жанрового кино, фильмы которых время от времени выстреливают. Не так много, как, допустим, во Франции, но и не так мало. Успех Бекмамбетова и Бондарчука тому свидетельство.
МОЖНО ЛИ БЫЛО СДЕЛАТЬ «СТАЛИНГРАД» РАСКРУЧЕННЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ХИТОМ?
- На раннем этапе подготовки проекта было принято решение делать его как русский фильм на русском языке. Хотя мы могли бы предпочесть другой вариант, то есть фильм с таким бюджетом и с такой амбицией снимать на английском, с адаптированным сценарием. Но мы поняли, что наша аудитория тогда отреагирует на него как на американское кино. А мы этого не хотели. Снимать тогда бы пришлось два разных сценария. «Сталинград» в том виде, в котором он вышел - это очень русская картина, со всеми своими достоинствами и недостатками. И об успехе фильма свидетельствует, помимо гигантской кассы, тот резонанс, который он вызвал в России. Чтобы делать из него голливудскую драму, нужно было изучить ожидания голливудской аудитории - это не наша ниша. «Сталинград» получился значительно успешней, чем все российские фильмы, собрав почти $70 млн., но, конечно, не был в состоянии повторить успех американского мегаблокбастера, собирающего миллиард во всем мире.
О ПЕРСПЕКТИВАХ СОТРУДНИЧЕСТВА С КИТАЙСКИМ КИНОРЫНКОМ
- Если наш рынок достигнет объема в $1,5 млрд., это будет успех, а у них будет $15 млрд. - это вполне реалистично. При этом они, в отличие от американцев, не закрыты для нас, у них есть аудитория среднего возраста, которая еще помнит классическое русское кино, они гораздо больше знают про Россию, русскую культуру и историю, чем американцы. Наши продюсеры будут думать, чем покорить или удивить китайских зрителей, и при этом сделают фильм, который окажется успешным дома. Идеальная модель – это отбить деньги дома, а все что заработаешь в Китае, получить себе в прибыль.
С другой стороны пока это дорога с односторонним движением, потому что китайские фильмы у нас особым успехом не пользовались. Мы менее любознательны и меньше знаем о Китае, чем они о нас, если говорить о среднем зрителе. Китайский кинематограф, вероятно, будет заинтересован в обратной экспансии. Их индустрия чрезвычайно агрессивна, и мы скоро увидим все больше китайских персонажей в наших фильмах - мелодрамы про китайцев с русскими или buddymovie про китайца и русского, триллеры с китайской мафией и русскими бандитами, объединяющими свои ресурсы… Сложные интеллигентские рефлексии их не привлекают. Для такого кино есть Европа, где средний уровень образования значительно выше. Во Франции кинематограф является школьной дисциплиной, как у нас литература. Это обеспечивает многим сложным картинам большой успех в прокате. Так, вероятно, выглядит здоровая индустрия будущего и пример для подражания.
ПОЧЕМУ ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТОРЫ НЕ ПРИХОДЯТ В ИНДУСТРИЮ?
- Пока мы не можем гарантировать возврат инвестиций, потому что не умеем делать продукт для международных рынков. Каждый фильм требует больших расходов на PMA, правообладатели получают от сборов примерно 35%. Чтобы окупить затраты на фильм стоимостью $10 млн, он должен собрать, условно, $35 млн. Это большие деньги. И нужно рассчитывать на $35 млн. только в России, где от силы фильма 3-4 русских фильма собрали больше. Конечно, для частного инвестора это выглядит неубедительно. «Дай 10 миллионов, и мы обязательно соберем 40» - так не получится.
О ПРОКАТЕ «МАЧЕТЕ»
- «Мачете» прошел неважно, но он, слава богу, не был дорогим фильмом. И мы, даже не реализовав наши светлые мечты, практически ничего не потеряли. Вот отличный пример, что в кинематографе нет ничего гарантированного – таков закон этого бизнеса. Зрители требуют свежей интонации, хотят, чтобы их удивляли. А Родригес, при всем его даровании и невероятной энергии, не сказал ничего нового. Когда мы затевали фильм, у меня не было такого ощущения. Был смешной сценарий, блистательный каст, небольшой бюджет – чуть больше $20 млн. Предпродажа была на $16 млн. Мы не проиграли, но и не выиграли.
О БУДУЩЕМ РОССИЙСКОГО КИНО
- Я полагаю, что будущее нашего коммерческого кино зависит от прихода туда наших лучших режиссеров авторского кино. Как современный Голливуд постоянно рекрутирует для создания мегаблокбастеровНолана, Дель Торо, Финчера, Куарона – режиссеров авторского кино, которые создают на наших глазах кино новой формации. «Гравитация» - один из ключевых примеров нового поколения фильмов, у которых абсолютно артовые сюжеты. Что может быть более артовым, чем полуторачасовая история про одного человека, бьющегося за выживание? Это «Старик и море» Хемингуэя, только в невероятном космическом пространстве, и в сочетании с огромными возможностями аттракционного современного кинематографа!
ОБ АНДРЕЕ ЗВЯГИНЦЕВЕ
- Андрей очень самостоятельный режиссёр. Но мне бы было интересно, если бы он рискнул снять жанровое кино. «Левиафан» - первый шаг на этом пути, это трагедия, но мне кажется, что это народный фильм. Звягинцев никогда не боялся делать зрительское кино. «Возвращение» собрало во Франции больше публики, чем «Ночной дозор». «Елена» была чемпионом телепоказа у возрастной аудитории, которая не ходит в кинотеатры, но охотно смотрит наше кино в другом формате. У Андрея проблемы с аудиторией нет. Но он работает для зрителя взыскательного и образованного. А я полагаю, что он в состоянии сделать более, что ли, хитрый фильм, как мои любимые Вачовски, режиссеры-интеллектуалы.
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ
- Наш Минкульт претендует на роль идеолога. Это не обязательно плохо. Я сторонник того, чтобы господдержка работала скорее как стимулирующий фактор, и кино приносило прибыль, отбивалось. Но с такой позицией я оказываюсь в меньшинстве, потому что на сегодняшний день снова победили представления об идеологической функции кинематографа.
О ЮБИЛЕЙНОМ «КИНОТАВРЕ»
- Да, в этом году 25 «Кинотавр»! Ничего принципиально нового там не произойдет, кроме того, что покажут новые фильмы. Будет много дебютов, в том числе те, чьи короткие фильмы прозвучали раньше на Кинотавре. Мы еще не объявляли программу, но там будут интересные герои. Я уверен.
(Varietyrussia.com, 23.05.14)
Новый фильм про Бриджит Джонс выйдет в России на «Кинопоиске»
Фильм «Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки» официально выйдет в России в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск» одновременно с мировым прокатом - 14 февраля 2025 года. Как сообщает пресс-служба видеосервиса, продолжение культовой романтической кинофраншизы с Рене Зеллвегер в главной роли будет доступно в подписке «Яндекс Плюс» как в дубляже, так и в оригинальной озвучке с субтитрами.
«ИнтерМедиа» напоминает, что четвертый фильм снят по одноименной книге Хелен Филдинг. События продолжения разворачиваются спустя несколько лет после смерти мужа Бриджит Джонс (Зеллвегер), Марка Дарси (Колин Фёрт). Бриджит воспитывает двоих детей, пробует Tinder, переживает из-за возраста и снова стоит перед выбором — между харизматичным красавчиком Рокстером (Лео Вудалл) и заботливым учителем ее малышей Скоттом (Чиветель Эджиофор).
К своим ролям вернулись также Хью Грант, Эмма Томпсон, Джим Бродбент, Джемма Джонс, Ширли Хендерсон, Селия Имре, Джеймс Кэллис, Сэлли Филипс, Сара Солемани, Нил Пирсон, Джоанна Скэнлэн, а новых персонажей сыграли Айла Фишер, Нико Паркер, Джозетт Саймон, Лейла Фарзад и другие. Режиссёром выступил Майкл Моррис («Бесстыжие», «Карточный домик»). Сценарий написала Хелен Филдинг при участии Дэна Мазера («Бриджит Джонс 3») и Эби Морган («Железная леди»).
Билл Скарсгард оказывается в плену у Энтони Хопкинса в трейлере «Западни»
Первый трейлер фильма «Западня» (Locked) представила 30 января 2025 года кинокомпания Avenue Film. Главные роли в триллере режиссера Дэвида Яровески исполнили Билл Скарсгард и Энтони Хопкинс, а также снялись Эшли Картрайт, Навид Чархи, София Тесема, Эмма Комбе и др.
Главный герой, угонщик автомобилей Эдди (Скарсгард), вскрывает роскошный внедорожник и попадает в высокотехнологичную ловушку, расставленную владельцем машины Уильямом (Энтони Хопкинс) - самопровозглашенным мстителем, вершителем собственного извращенного правосудия. Не имея возможности сбежать, Эдди должен бороться за выживание в гонке, где побег — иллюзия, выживание — кошмар, а правосудие переходит на высокие обороты.
В американский прокат «Западня» выйдет 21 марта, а в российский его выпустит 27-го кинокомпания Global Film.
Сегодня 55 лет Минни Драйвер
31 января 2025 года, пятница.
Состоится вручение кинопремии «Золотой орел».
Мюзикл «Превращение» Кафки покажут в Театре на Таганке.
13-й сезон шоу «Голос» стартует на Первом канале.
«Первый номер» с Евгением Цыгановым покажет Первый канал.
Фильм «Снегирь» покажет «Россия».
27 лет музыковеду Анне Виленской.
28 лет актёру Егору Трухину.
29 лет актёру Джоэлу Кортни.
31 год лидеру группы Rasa Виктору Поплееву.
33 года рэперу Жаку-Энтони.
38 лет композитору Маркусу Мамфорду.
39 лет участнику группы «Хлеб» Денису Кукояке.
40 лет рэперу Оксимирону (признан иноагентом в РФ).
42 года кинопродюсеру Эдуарду Илояну.
43 год певице Хелене Папаризу.
44 года певцу Джастину Тимберлейку.
48 лет актрисе Керри Вашингтон.
55 лет Минни Драйвер.
Амелия Фиона «Минни» Драйвер родилась 31 января 1970 года в Лондоне. Британо-американская актриса и певица. Номинант на премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана 1997 года («Умница Уилл Хантинг»), а также многократный номинант на премию «Эмми».
56 лет драматургу Дмитрию Данилову.
59 лет режиссёру и актёру Декстеру Флетчеру.
61 год актёру Алексею Нилову.
69 лет солисту группы Sex Pistols Джонни Роттену.
77 лет актёру Георгию Мартиросьяну.
88 лет композитору Филипу Глассу.
160 лет назад родился театральный меценат Алексей Бахрушин (1865-1929).
1 февраля.
«Звери» представят «Фолк» в акустике.
Мюзикл «Превращение» Кафки покажут в Театре на Таганке.
Французский фильм «Три мушкетера: Миледи» покажет СТС.
Мелодраму «Я помогу» с Екатериной Олькиной покажет «Россия».
Корейскую драму «Решение уйти» покажет Первый канал.
25 лет певцу Ramil’.
31 год певцу Гарри Стайлзу.
37 лет певице Даше Суворовой.
39 лет певице Нуки.
39 лет актёру Кристоферу Эбботту.
40 лет композитору, мужу Юлии Савичевой Александру Аршинову.
54 года актёру Майклу Си Холлу.
56 лет гитаристу Виктору Смольскому.
57 лет назад родилась певица Лиза-Мария Пресли (1968-2023).
58 лет сценаристу, пятому участнику «Квартета И» Сергею Петрейкову.
60 лет актрисе Шерилин Фенн.
60 лет назад родился актёр Брэндон Ли (1965-1993).
71 год певцу Юрию Лозе.
74 года певцу и композитору Константину Никольскому.
81 год актрисе Эре Зиганшиной.
83 года певцу Льву Лещенко.
2 февраля.
Фильм о Теодоре Курентзисе к юбилею musicAeterna покажет Первый канал.
Концерт проекта «Главное – семья» покажет Первый канал.
26 лет рэперу Mayot.
28 лет актрисе Элли Бамбер.
29 лет актёру Полу Мескалу.
32 года актёру Евгению Романцову.
33 года театральному режиссёру Павлу Пархоменко.
37 лет актрисе Заше Мэмет.
39 лет актрисе Джемме Артертон.
39 лет актёру Алексею Ведерникову
39 лет актёру Францу Роговскому.
40 лет певице Юлии Михальчик.
41 год певице Наталии Быстровой.
48 лет певице Шакире.
59 лет актёру Владиславу Демченко.
91 год кинорежиссёру Отару Иоселиани.
10 лет назад погиб лидер группы «Скрябин» Андрей Кузьменко (1968-2015).
11 лет назад умер актёр Филип Сеймур Хоффман (1967-2014).
81 год назад родился актёр Антонио Кантафора (1944-2024).
85 лет назад был расстрелян театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд (1874-1940).
98 лет назад родился саксофонист Стэн Гетц (1927-1991).
431 год назад умер композитор Джованни да Палестрина (1525-1594).