Юрий Соломин: «Репертуарный театр можно разрушить в три минуты»
ЗАЧЕМ ЛЮДИ ПРИХОДЯТ В ТЕАТР?
- Я только в конце 1970-х понял, зачем зрители приходят в театр. За советом. Я как-то получил письмо из Свердловска (теперь Екатеринбург) от женщины, которая рассказывала о своей непростой судьбе. Мне захотелось ответить ей, успокоить. Но на конверте не было обратного адреса.
Года через полтора снова получаю письмо от нее же: «Спасибо большое. Я все поняла. Посмотрела спектакль...» Обратного адреса опять нет. Видимо, ей нужно было кому-то рассказать, открыться. Выбрала меня. И несмотря на то что я не мог ей ответить лично, она сама дошла до ответа.
О ТИШИНЕ
- На меня гробовая тишина в зале действует магически. Иногда кажется, что там нет никого, настолько тихо. Так вот в этой тишине есть все, ради чего мы выходим на сцену.
О КОНЦЕ ТЕАТРА
- Самое страшное, что репертуарный театр можно разрушить в три минуты. А «без театра нет нации», говорил Островский. Когда наши чиновники пытаются всех грести под одну гребенку, они забывают про один важный момент. Как нельзя составлять списки из разряда «100 фильмов, которые надо посмотреть» и «100 книг, которые надо прочитать», так нельзя и все театры мерить одним критерием.
О ТЕАТРАХ НА ПЕРИФЕРИИ
- Мы с 1993 года проводим фестиваль в поддержку театров по всей России «Островский в Доме Островского» (Малый театр иногда называют Домом Островского. — Прим.ред.). Участвуют только провинциальные театры и только с произведениями, разумеется, Островского — приезжают в Малый и показывают спектакли на нашей сцене. А когда труппа возвращается обратно в Оренбург, Орел, Владивосток, Астрахань или Тверь, на них другими глазами смотрят зрители: «О, они в Москве играли! Надо пойти посмотреть».
О РАЗНЫХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
- Меня в детстве учили, что читать надо все, что издано. И театр должен быть разным. Малый театр никогда не спорил с системой, которую во всем мире называют системой Станиславского. Потому что Станиславский учился у актеров Малого. К сожалению, старики-то все вымерли. Остались те, кому всего за 80.
О СТУДЕНТАХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ВУЗОВ
- Представьте: 5000 абитуриентов проходят отборочные соревнования, как в спорте. До конкурса допускают человек 120–150. И в этом стрессе, когда перед аудиторией стоит толпа, все переживают, волнуются, нерв обнажается. Иногда такие эмоции видим — словами не передать.
В СССР разрешали в течение двух лет отчислять из творческих вузов, за профнепригодность и другие вещи. Сейчас эту практику отменили, зато появилось платное обучение. А я, когда набираю курс, сразу говорю, что с ними будет. На первом курсе — страх. На втором — пик работы. На третьем начинается развал, расшатывание. Начинают головой крутить по сторонам. Если кто-то хочет, то уходит в другой вуз, я не держу. Но из таких никто не становится тем, кем хотел.
Мне, кстати, проще со студентами, которые приезжают в Москву из других городов. Они так хотят, так готовятся. Занимаются в художественной самодеятельности, потому что им больше некуда пойти. Когда-то были Дома пионеров, я и сам посещал все кружки: пел, танцевал, строгал, куклами в театре водил. Сыграл барсука — моя первая роль.
О ГАСТРОЛЯХ
- Ах, как я люблю ездить на гастроли! Это же сказка. Залы забиты. И то, как ответственно люди собираются в театр — наряжаются. Для них это событие. Ко мне как-то подошел один наш сотрудник и попросил за двух ребят — водителей-дальнобойщиков, которые с нами, кстати, приехали из Москвы, привезли наши декорации. Им очень хотелось попасть на спектакль («Горе от ума» мы играли). И представляете, они даже пошли купили специально для этого чистые рубашки. А после спектакля у них глаза блестели, разве что слезы не капали.
(Interviewrussia.ru, 26.05.14)
Александр Лазарев расскажет о юбилее Театра Российской армии
Пресс-конференция, посвященная отмечаемому 6 февраля 2025 года 95-летию Центрального академического Театра Российской армии и подготовке к празднованию 80-летия Великой Победы, состоится в ТАСС 3 февраля 2025 года. Директор департамента культуры Министерства обороны РФ Артем Горный, директор Театра Российской армии, депутат Мосгордумы Милена Авимская, главный режиссер театра, народный артист России Александр Лазарев и народная артистка России Ольга Богданова расскажут о подготовке к 95-летию, грядущих премьерах, репертуарных планах, гастрольных проектах, а также проанонсируют события к празднованию 80-летия победы в Великой Отечественной войне и совместные творческие инициативы с Министерством обороны РФ.
Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в ВКонтакте.
Начало в 14.00.
Справки и аккредитация: +7 (499) 791-0387, +7 (903) 284-2541, press-center@tass.ru.
В «Театриуме на Серпуховке» представят мюзикл «Зорро»
Премьера музыкального спектакля «Зорро» пройдет в "Театриуме на Серпуховке" в Москве 6 марта 2025 года. Продюсерская компания "Современный театр мюзикла" решила сместить акценты в постановке с подвигов героя на раскрытие его характера.
- Мы решили не ставить во главу угла подвиги и геройство Зорро. Нам было важно понять, что он за человек, как он стал героем, - да и героем ли он стал, - как к этому геройству относятся окружающие и к чему приводит это его геройство, - цитирует пресс-служба мюзикла слова режиссера-постановщика "Зорро" Олега Ильина.
События мюзикла "Зорро" разворачиваются в Мексике. В постановку войдут песни, хоровые номера и бои на шпагах, разработанные мастером европейского исторического фехтования Виктором Мазуренко. Роль главного героя исполнит участник шоу "Голос", актер театра "Ромэн" Артур Богданов.
Над текстами песен работал лидер группы "Несчастный случай" композитор и сценарист Алексей Кортнев. Музыку для постановки сочинил музыкальный руководитель и композитор "Несчастного случая" Сергей Чекрыжов.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера клипа «Луна над Балабаново» («Балабаново Song») группы «Несчастный случай» состоялась 13 января 2025 года.
Спектакль «Павел I» с Александром Олешко в главной роли покажут в проекте «Театр в кино»
Премьера киноверсии спектакля «Павел I» состоится 21 февраля 2025 года в киноцентре «Октябрь» в рамках второго сезона проекта «Театр в кино». Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова. Прокат осуществляет дистрибьюторская компания «Кино.Арт.Про».
Литературную основу спектакля составляют известная пьеса Д.С.Мережковского «Павел I» и трагедия в стихах Евгения Симонова «Смерть Павла I». Создатели постановки не стремились к исторической точности, а исследовали состояние человека, несущего бремя власти. «Неисторический миф» – жанр спектакля «Павел I», как его определила автор сценической версии и постановщик Наталья Ковалёва. Прочтение Павла I как «русского Гамлета» подсказало идею ввести еще одного персонажа – призрака его матери Екатерины II, с которой происходит воображаемая встреча. Амплитуда преображений Павла I: от человека, раздавленного нелюбовью матери, до решительного реформатора, от безумца до философа.
Главную роль исполнил Александр Олешко, и был награжден театральными премиями «Хрустальная Турандот», «МК», «Золотой витязь» и многими другими. В спектакле также заняты Ирина Дымченко (Екатерина II) Юрий Поляк (Александр), Виталий Иванов (Константин), Игорь Карташёв (граф Пален), Елена Сотникова (Мария Федоровна), Дарья Щербакова (Елизавета). Режиссером киноверсии стал Константин Куц.
- Олешко знают все, и он любим зрителями, - говорит Куц. - При этом, поднимаясь на новую ступень, он демонстрирует неуспокоенность, целеустремленность, невероятную работоспособность и словно заново знакомит с собой. Когда по Москве пошли слухи о новом спектакле Театра Вахтангова «Павел I», я получил приглашение. Смотрю и понимаю, что не узнаю Александра Олешко. Игра актера, постановка спектакля – шок, удовольствие и благодарность всем причастным. Вижу потрясенных зрителей, слышу в антракте восторженные обсуждения и понимаю, эта работа обязательно должна появиться на телеканале «Россия-Культура»! По окончании спектакля предлагаю съёмку. Не рассказывая никому, на свой страх и риск, под мощным впечатлением. Можно сказать – это стало моей мечтой! Уже потом были переговоры, подготовка и опять удивление – включение Саши во все процессы. Телеканал «Россия-Культура» сделал все возможное, чтобы эта замечательная работа была достойно представлена на киноэкране. Благодарим театр за совместное творчество и рады за зрителей – получилось замечательное кино.
Справки и аккредитация: ezhilyaeva@tv-culture.ru (Екатерина Жиляева).