Гай Гарви (Elbow): «В наше время нужно вывернуться наизнанку, чтобы жить только за счет музыки»
О КОНЦЕРТЕ ELBOW В РОССИИ
— Нет, это наше первое появление. Мы не знаем, почему именно нас пригласили закрывать фестиваль. Совершенно новая и неизведанная территория. По нашим данным, официальные продажи нашей музыки составляют здесь два альбома.
О СТИЛЕ ГРУППЫ
— Послушайте, ну конечно, мы не могли не знать Stone Roses и Happy Mondays. Но для нас это было просто одно из влияний. Такое же, как прог-рок, хип-хоп или трип-хоп. Я бы даже сказал, что бристольский трип-хоп повлиял на нас сильнее всего. Massive Attack, Portishead, Трики и даже в какой-то степени Goldfrapp. Мы курили тогда не хуже, чем они, поэтому нам импонировал этот небыстрый темп. Вообще, первые лет семь мы играли из рук вон плохо. И в те времена, когда мы играли по-настоящему плохо, я пытался писать по-настоящему сложные прог-роковые вещи, с длинными соло в середине, уводящими от основной темы.
О ЧАСТОЙ СМЕНЕ РЕКОРД-ЛЕЙБЛОВ
— Хороший лейбл — это основное! Все сегодняшние беды британской музыкальной индустрии от стриминга и скачиваний. Сейчас очень сложно делать деньги на музыке. Нам повезло — мы играем на больших площадках за хорошие гонорары. Но поверьте, у всех молодых музыкантов, которые появляются на горизонте, есть основная работа. В наше время нужно вывернуться наизнанку, чтобы жить только за счет музыки. По-настоящему работающей бизнес-модели сейчас нет.
О СЛАБЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ В ЧАРТАХ
— В этом виноваты все те же стриминг и скачивания. Чарты во многом основаны на результатах продаж. При этом чистая математика здесь не работает. Новый альбом мог продаться меньшим тиражом, но стоит сделать поправку на то, что сейчас вообще все продается гораздо слабее. А наша концертная история — это результат многолетней жизни в индустрии и симпатий журналистов и радиодиджеев. Что бы ни происходило в чартах, организаторы фестивалей уверены, что мы не подведем и что у нас есть пара песен, которые вся поляна будет петь хором.
О БРИТАНСКОМ РОКЕ
— Мы испытываем очень сильное влияние прогрессив-рока, а это всегда была музыка для белых английских школьников из мидл-класса. Это немного не то, что у The Kinks, которые пели про чаепитие, парки и королеву Викторию,— у них был такой чуть искаженный взгляд на постимперскую Британию. Для меня прогрессив-рок значит в первую очередь серьезную работу с текстом. Я стараюсь использовать фразы, которые звучат очень по-британски. Когда начинаешь играть в группе, есть большое искушение писать так, чтобы тебя понимали в Америке, все-таки родина рок-н-ролла там. Но для нас, парней с севера Англии, исключительно важен местный сленг. Вот, например, у нас есть песня «Lippy Kids». «Lippy» — слово, которое невозможно перевести, хотя на севере страны его поймет каждый. Приблизительный аналог этого слова — «развязный». Или вот в песне «New York Morning» («Нью-йоркское утро») у меня есть фразы, которые мало кто поймет за пределами Британии. Это не только современный сленг, но и словечки из двадцатых годов прошлого века. Да что там говорить, взять хотя бы мой акцент — этого уже достаточно, чтобы отсечь часть аудитории.
ОБ АУДИТОРИИ ELBOW
— Elbow относятся к музыкальной традиции, в которой финальной арт-формой является лонгплей. Группы помоложе уже не так парятся на этот счет. У молодых ребят в плеере за песней Led Zeppelin идет песня Джони Митчелл, а потом — The XX, и им нормально. Для них музыка — это вот тот маленький кусочек песни в iTunes, который можно прослушать бесплатно. Не зацепило с первых нот — идем дальше... Наша аудитория привыкла слушать альбомы. И журналисты тоже в большинстве своем все-таки реагируют на альбом как форму. А в ней мы чувствуем себя отлично.
О РАБОТЕ НА РАДИО
— С колонкой для манчестерского Time Out я быстро завязал. А на BBC Radio 6 у меня по-прежнему выходит собственная еженедельная программа, да. Это довольно легкая штука, там все про музыку. Вот на днях выйдет программа, которую я записал две недели назад во время тура по Америке. Больших усилий это от меня не требует, мне нужен лишь лэптоп и диктофон ненамного круче твоего. Я не делаю больших интервью, а если делаю, то с такими, например, людьми, как наш барабанный техник. Глубокой аналитики там нет, слушатели — это те, кому интересен мой музыкальный вкус, ну и фэны Elbow, конечно. Мое дело в этой программе — обосновать мой выбор песен. Я могу рассказать о том, что люди слушают сейчас в Австралии, потому что у нас там тур, или же вспомнить что-то из прошлого, или поставить песню, которая, на мой взгляд, заслужила больше известности. Даже если я включаю очень известную вещь, я стараюсь предложить небанальную причину послушать ее снова.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА В ЦЕЛОМ
— Причиной для написания песни могут быть разные вещи. Для музыканта важно оставаться честным по отношению к своему ремеслу. Если автора песни мотивирует политика, тогда, конечно, он должен выражать в ней свои политические взгляды. Если у вас есть четкая точка зрения на некие события, конечно, вы обязаны на ней настаивать. Но политические взгляды есть и у дворника, и у почтальона, и они тоже имеют право высказываться. Здоровое общество должно заботиться о своих художниках, потому что искусство — это лучший социальный документ из всех возможных. Особенно это касается тех обществ, где СМИ находятся в частных руках. Песни, картины, книги останутся навечно, судить об эпохе будут по ним. И такой еще момент: если у вас действительно есть политическая платформа, придерживайтесь ее, бейте в одну точку. Это как в благотворительности — если участвуешь, жертвуй кому-то одному. Ты никому не интересен, если сегодня протестуешь против ношения оружия, завтра переключаешься на гражданские свободы в странах третьего мира, послезавтра ратуешь за что-то еще. Я стараюсь делать максимум возможного в своем родном городе. Мне важно, чтобы в том месте, где я живу, библиотеки были доступными, студенты получали все необходимое, а городские службы работали без перебоев.
(Борис Барабанов, «Коммерсантъ», 10.06.14)
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»