Сборник «Союз. Наша Победа» ****
2014, «Студия Союз»
Фильмы про Великую Отечественную бывают разные. Есть много таких, где наши военачальники всё делают правильно, солдаты героически воюют, а один из главных героев умирает смертью храбрых. А бывают фильмы вроде «Белорусского вокзала». Там и войны-то никакой нет – вся война в лицах и поступках нескольких фронтовиков, которые в финале поют на кухне про десантный батальон, и зритель плачет.
С песнями про войну то же самое. Есть масса чеканных маршей, исполненных многоголосыми бравыми военными ансамблями. Но бывают другие – тихие песни маленького человека на войне, который не отстаивает мир и не давит каждый день гидру фашизма, а просто делает своё дело, мечтая закончить его и вернуться домой.
Когда мой дед вернулся с войны, ему было 21. Он прожил ещё почти полвека и почти ничего о Великой Отечественной не рассказывал. Награды не носил, лишь со скрипом соглашался в День Победы прицепить орденские планки к парадному пиджаку. Про георгиевскую ленточку, позже ставшую символом героизма, он тоже ничего не знал, и к громоподобным лозунгам типа «Мир отстояли!» относился скептически. Из всех звонких песен о войне он признавал только «День Победы», непостижимым образом совместивший плакатный героизм с щемящей правдой. А слушал в основном негромкие, да и то редко.
Мне повезло, благодаря деду у меня есть мерило отношения к войне: в нынешних праздничных фанфарах я слышу фальшь, а в официальных упоминаниях о погибших как-то очень мало личного сопереживания. Много громких, звонких слов, которыми, такое ощущение, пытаются заглушить не очень-то трепетное отношение к ещё живым ветеранам. Поэтому в День Победы кажутся особенно ценными негромкие, но искренние проявления – вроде переиздания на виниле «военного» альбома «Песняров» или выпуска сборника «Союз. Наша Победа». При этом «Через всю войну» «Песняров» я бы деду не подарил – вряд ли бы ему приятно было вспоминать нечеловеческие сложности войны, - а этот сборник – вполне. Хотя там и нет «Дня Победы».
К чести составителей, альбом не оказался трибьютом с участием актуальных звёзд – нет, военные песни представлены здесь в «классических» версиях. Прекрасны «В далёкий край товарищ улетает» и «Тёмная ночь» в исполнении Марка Бернеса, «Случайный вальс» и «Дорога на Берлин», спетые Леонидом Утёсовым, «Мы, друзья, перелётные птицы» Николая Крючкова и Василия Меркурьева, «Где же вы теперь, друзья-однополчане» Ефрема Флакса, «Эх, дороги» Георгия Виноградова… Без громогласного Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова тоже не обошлось, но в его исполнении «Пора в путь-дорогу» и «Смуглянка» звучат не бравурно, а даже с некоторой иронией. Хотя пять песен от «краснознамённого» - пожалуй, перебор, две-три из них вполне можно было заменить на одну из «Белорусского вокзала». Неприятно удивил и выбор версии «В землянке»: песню, которая должна быть тихой и мужской, в оглушительном фольклорном духе исполняет здесь Лидия Русланова. Видимо, таким образом издатели нашли способ вставить в сборник хоть один женский голос, но лучше бы это была Нина Ургант.
Алексей Мажаев, InterMedia
Бонни Тайлер отпраздновала Новый год клипом
Премьера сингла и клипа Бонни Тайлер «Yes I Can» состоялась 1 января 2025 года. Песню написали Билл Дилуиджи и Ханна Макнил, снял видео режиссер Люк Уэйд. Этой новинкой 73-летняя валлийская певица поздравила своих поклонников с Новым годом.
Обзор: «Ей запрещали романы, а братки хотели убить | Лариса Черникова – «Влюблённый самолёт» | «Хит Сториз»
2024, «Муз шоу».
Сначала Лариса Черникова хотела посвятить песню своему бойфренду, которого звали Вова. Однако к Вове не удалось подобрать залипательную рифму – выходило что-то вроде «я люблю тебя, Вова, что ж ты смотришь так сурово», а это совершенно не соответствовало настроению произведения. Так в текст появился Дима и строчка «что мне так необходимо»: блестящая рифма «Дима – необходимо» стала поводом для шуток на несколько лет, а припев, как выяснилось, запомнился навсегда.
В выпуске «Хит Сториз» про «Влюблённый самолёт» многое пропущено – так, не упомянут продюсер Ларисы Черниковой Сергей Обухов, который работал с ней до Александра Толмацкого, а также не звучат имена снимавшихся в клипе участников одесской комик-труппы «Маски-шоу» Бориса Барского и Владимира Комарова. Зато рассказано, что гонорар актёрам Лариса заплатила сама – Толмацкий заявил, что у него нет на это бюджета. Но без Толмацкого клипа вообще бы не было: именно продюсер расслышал в песне хитовый потенциал и настоял на её экранизации.
Имел ли какое-то отношение к песне футболист Дмитрий Аленичев, на что активно намекала светская пресса? В выпуске Лариса Черникова рассказала о многочисленных Димах, которые окружали её по жизни, однако в момент выхода «Влюблённого самолёта» с Аленичевым они знакомы не были. Правда, осенью 1997 года друзья футболиста пригласили Черникову выступить на дне рождения Дмитрия. Там они и познакомились. Летом следующего года Аленичев уехал играть в «Рому», и отношения закончились. Ещё через несколько лет Лариса вышла замуж за американца, ушла со сцены и поселилась у мужа на ферме. У неё в жизни вообще было много удивительных поворотов, по которым можно снять сериал, а не только выпуск «Хит Сториз».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Рецензия на сингл дуэта «5утра» «Снег»: Новогодний позитив без штампов
2024, HS Music.
Оценка: 8 из 10.
Выходящая в последнюю неделю декабря песня про «Снег» - явно новогоднее произведение. Каждый поп-артист должен иметь в ассортименте собственную новогоднюю композицию, и не так давно прославившийся семейный дуэт «5утра» не стал каким-то исключением. У Анны и Никиты Беляковых теперь тоже есть новогодняя песня. Правда, в ней не упоминается Новый год, и намекают на него только снег и декабрь, но это даже хорошо. Потому что «типовая» новогодняя песня непременно включает набор одних и тех же образов, которые не просто уже поднадоели, но ещё и диктуют определённую манеру исполнения – это требуется петь с глуповатой умильной улыбкой на лице. Неудивительно, что среди штампованных позитивных песен про Новый год в последнее время мало что запомнилось.
«Снег» от «5утра» выгодно отличается от «типовых» композиций отсутствием навязчивой новогодней атрибутики, а также тем, что для подпевания не требуется «надевать» глупую улыбку. Более того, «5утра», съевшие собаку на исполнении счастливых позитивных песен, здесь будто из чувства противоречия используют быстрый темп и танцевальный ритм. В качестве авторов музыки значатся четыре человека; не знаю, как они распределяли между собой обязанности, но результат получился вполне внятным и запоминающимся. Голос Анны Беляковой вы сразу узнаете, но солистка выступает здесь в непривычном танцевальном амплуа – оказывается, её вокал подходит не только для нежных песен о любви. Речитатив Никиты Белякова чуть сбивает этот темп и настроение – зато доказывает поклонникам, что «5утра» не планирует далеко отходить от привычного стиля.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»