«Смысловые Галлюцинации» - «Мысленный волк» ****
2014, Первое музыкальное издательство
Можно было начать эту рецензию с изложения моей изнурительной дискуссии с администрацией группы по поводу написания её названия. Впрочем, подробности вы сами можете почитать в моём фейсбуке или в воображаемой книге «Странности звёзд». Здесь же я лишь скажу, что понять причины упёртости менеджмента коллектива я так и не смог, хотя честно пытался. В конце концов я тоже злюсь и не отзываюсь, когда меня называют Александром, но я хотя бы могу объяснить, почему: потому что я не Александр. У группы же звучали аргументы вроде «нам показалось, что так лучше» или «вы просто поверьте, а поймёте потом». Ладно, потом так потом, только вот 25-летие команда отмечает сейчас, и юбилейный сборник лучших песен выпускает тоже прямо сейчас.
Пользуясь случаем, хочу ответить советчикам с их вечным «вы про музыку пишите, а не про то, какой музыкант кретин». Увы, это невозможно. Восприятие музыканта помимо воли слушателя (и рецензента) складывается не только из его песен, но и из интервью, а также личных ощущений при знакомстве. Конечно, встречаются варианты вроде описанной в фильме «Не бойся, я с тобой» ситуации «когда он так поёт, я не могу его убить», но редко. Чаще всего впечатление формируется из комплекса факторов, и с этим ничего поделать нельзя.
В связи со всем этим слушать «Мысленного волка» поначалу вообще не хотелось - казалось, что вставшая между нами прописная «Г» будет сильно отвлекать от творческого отчёта группы за 25 лет. Но любопытство всё-таки взяло своё: когда ещё почувствуешь себя Джафаром (в зловещем исполнении народного артиста Азербайджанской ССР Гасана Турабова), дающим команду поджечь крепость, где Теймур (Полад Бюль-Бюль оглы) поёт «Так жили мы, борясь».
Песни в сборнике «Мысленный волк» идут в хронологическом порядке за одним исключением: первой стоит важная для сегодняшнего этапа творчества «Смысловых» «Вечность встанет рядом с нами». Финалом закономерно стала недавняя премьера «Мысленный волк». Между ними - последовательная шеренга хитов с 2000 года, действительно быстро заставившая рецензента забыть о глупых разногласиях с «Галлюцинациями». В случае со сборниками лучших песен составители порой (да что там порой, почти всегда) скатываются во вкусовщину, а уж когда за формирование компиляции берут сами музыканты, они чаще всего выбирают не совсем те песни, которые любит публика. Здесь же, такое ощущение, сборник составил себя сам, не забыв, пожалуй, ни одного маячка, по которым узнаётся и будет узнаваться творчество коллектива Сергея Бобунца. Главная россыпь хитов начинается сразу после «Вечности»: «Розовые очки», «Звёзды 3000», «Всё в порядке», «Вечно молодой», «Разум когда-нибудь победит», «Охотники», «Зачем топтать мою любовь», «Первый день осени» - «смыслы» совершенно неповторимым образом скрестили надёжную тяжеловесность урал-рока с клавишно-электронными изысками.
Более позднее творчество иллюстрирует разве что расхождение методов с «ГК» с генеральной линией мейнстрима: песни уже слишком «загрузочны», чтобы стать всенародными шлягерами, но они («Погружаюсь», «Без стюардесс») не хуже ранних - просто они мрачнее, чем требует время, и оттого «герметичнее». Впрочем, к новейшему треку «Мысленному волку» это не относится: он вполне способен встать в один ряд с «Вечно молодым» и «Звёздами 3000».
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»