Александр Васильев («Сплин»): «Помогать талантам не нужно, ты им этим только помешаешь»

О ВТОРОЙ ЧАСТИ АЛЬБОМА «РЕЗОНАНС»
— Если судить по альбому «Резонанс. Часть 2», то там есть и перекос в сторону литературы, как в песне «Шахматы», и перекос в сторону музыки, как в песне «Симфония» и в некоторых других. Но вообще хочется, чтобы был баланс.
О ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРИСТРАСТИЯХ
— Читаю больше, в десятки раз. Интерес к литературе у меня всегда больше, чем к музыке, не знаю почему.
[Читаю] все, что можно назвать словом «энциклопедии». По любому направлению: история, религия, философия, искусство. Но ни в коем случае не фикшен, не беллетристика.
О СЕРЕБРЯНОМ ВЕКЕ
— Нет, наоборот, я скорее отрицаю этот период. По формулировке Бродского, стихи тогда начали писать все — гимназисты, чиновники, рабочие, священнослужители. Повторение этой истории было в 70-е годы, когда рок-музыку начали писать все. Из всего Серебряного века я признаю Хлебникова как яркого экспериментатора. И еще, может быть, позднюю Марину Цветаеву. А ко всем остальным отношусь как к персонажам: да, были такие ребята, писали то-то и то-то… Но Блок, Брюсов вызывают у меня скорее иронию, клянусь тебе. Я перечитывал «Москва—Петушки» и встретил у Венички про Александра Блока две такие точные строчки, я ржал, как подорванный! Я именно так и думал! Интерес к поэзии XX века у меня скорее относится к периоду после Серебряного века. Не только к русской, но и к англо-американской, к тому же Т.С.Элиоту и всем, кого называл Бродский в своих интервью. Я их всех изучил, это было жутко интересно. В целом это модернистская проза и поэзия.
О ПЕСНЯХ БЕЗ МУЗЫКИ
— Для «Павловского парка» музыки не будет никогда. Эта вещь длинная, какая здесь может быть песня? Я просто начитал ее и выложил на iTunes, все. «Шахматы» — тоже длинная. Но я считаю, что люди эти шесть минут выдержат. Это очень много по нынешним меркам, караул как много. Но у нас слушатели с высоким IQ, подготовленные. Они обязательно ее до конца дослушают. И разберут по косточкам.
О ПЕСНЕ «МЫ ПИЛИМ БЮДЖЕТ»
— Весь кайф в том, чтобы читать ее на концертах между песнями, в качестве разрядки. К седьмой, одиннадцатой, тринадцатой песне публика устает, ей нужен какой-то микроперерыв, и тут — раз! — все выключается, и солист читает стихи, да еще смешные, да еще предупреждает, что «стихи подпольные». Опа — смена обстановки! После этого ты играешь как бы второе отделение, уже без пауз, и все отдохнувшие по-другому его воспринимают.
О САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
— Городу три сотни лет. Куча персонажей жили, творили и умерли в Санкт-Петербурге. Может быть, эти песни для меня подведение итогов за эти триста лет. Это в каком-то смысле римские триста лет. Очень насыщенные по количеству и смене императоров. Мини-Римская империя — XVIII, XIX, XX век. Хотелось как-то прорефлексировать на эту тему, закрепить статус Петербурга как великого города, в котором интересно жить и который так воздействует на умы.
О САУНДЕ «СПЛИНА»
— Понимаешь, за эти годы выяснилось, что саунд — это ничто. Все ничто, кроме людей, которые тебя окружают и готовы исполнять эти песни вместе с тобой. Мы ни о каком саунде не думаем. Я приношу песни, и чуваки интуитивно начинают играть, и вот оно, все. Мы ничего не придумываем. Вот оно, родилось спонтанно, случайно. Ноты, переходы — ты сидишь и наслаждаешься. Хотя мы не договаривались, что мы играем в таком-то стиле …мы вообще не играем, мы живем.
На эту маленькую дурацкую машинку я могу начитать сейчас стихотворение, ты выложишь его в интернет, оно разойдется, его услышат люди. Никто не будет думать о том, на «Эбби-Роуд» это записано или в клубе «16 тонн» на диктофон. Если это будет интересно, его будут слушать. А если не будет интересно, где ты его ни пиши, не будут слушать. Конечно, на каком-то этапе всем было интересно съездить записаться в Лондон. Это было как сейчас на Марс слетать. Я тоже ездил. Одного раза мне хватило. Я поварился в этом соку. Свел альбом, приехал домой, все стер, пересвел дома и остался доволен.
О ПОМОЩИ МУЗЫКАНТАМ
— Помогать талантам не нужно, ты им этим только помешаешь. Было просто совпадение: я увидел отличный текст, положил его на свою музыку, все совпало, мы это опубликовали. Это вдохновение.
О МУЗЫКАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ В РОССИИ
— Музыкальное сообщество, конечно, существует, но внутри него полно отдельных фракций, компаний и одиночек. Каждый сам за себя, но при этом взаимопомощь и поддержка возможны.
ОБ ОТЦОВСТВЕ
— Мне кажется, отцы становятся строже к самим себе. Меняется образ жизни. Но это замечательные изменения. Когда я узнал, что мы ждем прибавления, у меня все эти песни и пошли одна за другой.
(Борис Барабанов, «Коммерсантъ», 29.09.14)
Люся Чеботина подготовила пассажиров московского метро к просмотру фильма «Наша Russia. 8 марта»

Люся Чеботина дала живой концерт в аванзале станции метро «Курская» кольцевой линии московского метрополитена 27 февраля 2025 года. Выступление, ставшее частью проекта «#музыкавметро», состоялось в преддверии Международного женского дня и премьеры праздничного телефильма ТНТ «Наша Russia. 8 марта». Артистка исполнила свои хиты – «Лучшая подруга», «За бывшего», «Плакал Голливуд», а также «Солнце Монако», песню, которая прозвучит в фильме на телеканале ТНТ 7 марта в 22.00.
- Я с детства смотрела “Нашу Russia” и не пропускала, - призналась Люся Чеботина. - Поэтому когда мне предложили стать частью этого проекта, я даже не раздумывала! Это не просто культовое шоу – это настоящая киновселенная, где есть место музыке, юмору и, конечно, потрясающим персонажам. Было очень весело сниматься вместе с Михаилом Галустяном. И я уверена, что зрители по достоинству оценят новую версию “Солнце Монако”. Она получилась неожиданной, но невероятно крутой!
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, в фильме герои Михаила Галустяна – ведущий «Сев-Кав ТВ» Жорик Вартанов и Гарика Мартиросяна – его оператор Рудик – снимают для Люси Чеботиной новый клип. В итоге зрители услышат «Солнце Монако» в неожиданной кавказской аранжировке.
В проекте «Наша Russia» – теперь в формате полнометражного музыкального телефильма. Сергей Светлаков и Михаил Галустян вернутся к своим культовым персонажам – от Снежанны Денисовны до Бородача – чтобы поздравить зрительниц с 8 марта. Вместе с Люсей Чеботиной к ним присоединятся Григорий Лепс, Филипп Киркоров, Сергей Лазарев, Любовь Успенская, Стас Михайлов, Александр Серов и другие. Главный сюрприз – участие голливудских знаменитостей, которые неожиданно окажутся в мире «Нашей Russia».
Документальный фильм про Боно выйдет в новейшем техническом формате

Производство документального фильма «Bono: Stories of Surrender» завершила студия Apple Original Films. Лента, снятая Эндрю Домиником («Ограбление казино», «Блондинка»), представляет собой визуальное исследование одноименного моноспектакля лидера U2, вдохновленного его книгой мемуаров «Surrender: 40 Songs, One Story».
В шоу он рассказывал личные истории о своем пути как сына, отца, мужа, активиста и рок-звезды. Включены в фильм ранее не публиковавшиеся кадры с концертов Боно в Beacon Theatre, где он исполняет многие из культовых песен U2, которые сформировали его жизнь и наследие.
Мировая премьера фильма состоится 30 мая 2025 года на Apple TV+. В этот день выйдет и иммерсивная версия фильма для премьеры на Apple Vision Pro. Это будет первый полнометражный фильм, доступный в Apple Immersive Video: записанной в формате 8K с пространственным звуком для создания 180-градусного видео, которое помещает зрителей на сцену с Боно и в центр его истории. По словам представителей Apple, эта инициатива является ключевым элементом, который соответствует неизменной приверженности Боно инновациям.
Театр «Русская песня» представит ко Дню Победы спектакль «Василий Тёркин»

Четыре больших проекта представил Московский государственный академический театр «Русская песня» под руководством народной артистки России Надежды Бабкиной на пресс-конференции 26 февраля 2025 года в пресс-центре ТАСС.
Первое – это премьера спектакля по легендарному произведению, мгновенно разошедшемуся на крылатые выражения и афоризмы.
- К 80-летию Победы заслуженный деятель искусств Любовь Гречишникова на Основной сцене нашего театра ставит спектакль «Василий Тёркин» по поэме Александра Твардовского, потомки которого поддержали нашу идею. Главную роль исполнит Сергей Никоненко, - рассказала художественный руководитель-директор театра «Русская песня» Надежда Бабкина. - Но это не просто чтение поэмы, это целое действо, в котором заключена история нашего государства. Сергей Петрович - он тебе и рассказчик, и главный персонаж. Он меняется сам, попадая по сюжету в разные обстоятельства, он видит, как на фронт уходят совсем юные мальчики… Вот вам, пожалуйста, параллель с сегодняшним днем. Мы, конечно, не загадываем, но мы это сделаем, я абсолютно убеждена.
Сергей Никоненко признался, что Тёркин – его любимый литературный герой:
- Оказываясь в самой тяжелой жизненной ситуации, он не поддается унынию, остается человеком, остается бойцом и верит в Победу.
Надежда Георгиевна отметила, что история развивается по спирали:
- Сегодня мы вновь переживаем очень неспокойное время. Тем не менее мы все вместе, рядом, любим страну, в которой живем и развиваемся, делаем, по возможности, так, чтобы людям в ней жилось радостно, отвлекаем их от личных проблем, которых у каждого предостаточно.
Именно это, по мнению артистки, является причиной, почему люди стали чаще ходить в театры и на концерты. Для того, чтобы поддержать этот интерес, а также популяризации культурного наследия народов нашей страны, уже 19 лет Благотворительным фондом «Народная певческая культура» при поддержке Всероссийской политической партии «Единая Россия», организационном и финансовом содействии Министерства культуры РФ реализуется Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России».
- В этом году Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России» стартует на острове Сахалин, оттуда мы перемещаемся в Приморский край и завершаем гастрольный тур в Хабаровском крае, - констатирует директор фестиваля, заместитель художественного руководителя - директора театра «Русская песня» Сергей Рябов. - В каждом регионе, помимо благотворительных гала-концертов, будем проводить традиционные мастер-классы по ансамблевому и хоровому пению. Наш фестиваль-марафон уже побывал в 68 регионах. Теперь к ним прибавятся еще три. Мы движемся в правильном направлении. Надеюсь, в скором времени сможем охватить всю нашу, казалось бы, необъятную страну.
Другой проект – «Модно-Народно», который стартовал в 2025 году и призван разрушить стереотипы восприятия народного песенного творчества, стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Сергей Рябов, являющийся автором, директором и продюсером проекта, раскрыл собравшимся детали:
- В рамках проекта будет записан музыкальный альбом, состоящий из двенадцати народных песен в абсолютно новом, современном прочтении. Не поменяв ни одного слова в выбранных композициях, мы продемонстрируем подрастающему поколению, насколько актуально и современно может звучать народная песня. Несколько произведений уже готовы, мы потихоньку показываем их публике. Наблюдая обратную связь, я понимаю, что многие будут закачивать этот альбом в свои телефоны. Презентация его состоится на радиостанции «Гордость».
Вторая часть проекта «Модно-Народно» - четыре мастер-класса, которые Надежда Бабкина проведет с солистами ансамбля «Русская песня» в четырех городах - Новомосковске (01.05), Калуге (16.05), Владимире (18.05), Ярославле (25.05).
Ключевое событие, ради которого собрались участники пресс-конференции, - юбилей народной артистки России Надежды Бабкиной.
- Он пройдет в формате театрализованного шоу и будет состоять из двух отделений, - рассказал Сергей Рябов. - Первое - это концертная программа в постановке режиссера Максима Лахно. Второе пройдет в формате капустника, где фрагменты из спектаклей театра «Русская песня» будут адаптированы под биографические события из жизни Надежды Георгиевны. Подробности постановки засекречены для того, чтобы вечер стал настоящим сюрпризом для именинницы.
Вторую часть представления ставит режиссер Дмитрий Петрунь. В шоу примут участие Николай Басков, Ольга Бузова, Клара Новикова, «Фонограф-Симфо-Джаз» под руководством народного артиста России Сергея Жилина, Александр Буйнов, Таисия Повалий, Shaman, Олеся Железняк, Мария Шукшина, Анна Шатилова, Владимир Винокур, Балет Аллы Духовой «Тодес» и многие другие.
Некоторые из коллег пришли на пресс-конференцию, чтобы высказать восхищение сильной женщиной и талантливой артисткой, которая сумела создать уникальный театр.
- Другого такого нет. Здесь и драматургия, и пение, и хореография… Все это сливается воедино, дополняя друг друга. Происходит какая-то потрясающая диффузия трех искусств, - высказывает свое мнение Сергей Никоненко. – И меня не покидала мысль, что я это уже где-то видел или читал про это. Вы знаете? Вспомнил! Во время учебы во ВГИКе я сдавал экзамен по античному театру, где хор являлся важнейшей частью действия. Так же, как и в театре «Русская песня».
К словам коллеги присоединился актер и режиссер Михаил Горевой:
- Вы не представляете, какое это ощущение – находиться на сцене внутри этого действа! Когда ты сидишь в зале – мурашки по телу. Но когда находишься по другую сторону – начинаешь вибрировать, будто через тебя проходит электрический ток. А Надежде Георгиевне я очень благодарен за то, что играю в «Тихом Доне». Это потрясающий материал! Мечта любого актера.
Владимир Стержаков, Татьяна Арнтгольц и Валентина Рубцова также поделились своими впечатлениями о сотрудничестве с театром «Русская песня». Главное достоинство театра, по их общему мнению, - возможность раскрыться с совершенно другой стороны. Владимир Стержаков шутливо заметил, что в кино традиционно был в когорте «хрестоматийных» подлецов, а театр «Русская песня» доверил ему роль «героя-любовника» Хоботова. Валентина Рубцова призналась, что в определенный момент вынуждена была отказываться от ролей, поскольку все пытались эксплуатировать образ «Тани из «Универа».