«Дискотека Авария» - «Девушка за рулём» ****
2014, Zion Music
На всякий случай напомню, что в 2001 году группа «Дискотека Авария» выпустила альбом «Маньяки», каждый - каждый! - трек с которого стал хитом. «Аварийцы» никуда не торопились и в течение минимум двух лет потихоньку раскручивали одну песню за другой. Раскручивали всерьёз - с клипами, эфирами на радио, даже выпуском отдельными синглами. И в конце концов получилось так, что все песни с «Маньяков» получили свои два-три месяца славы и, собственно, помнятся до сих пор. Повторить успех того альбома в нынешних условиях, казалось бы, немыслимо, но... «Дискотека Авария» опять никуда не торопится и вполне может попытаться: несколько песен уже раскручены, получат промоушн и другие. Каждая или нет - посмотрим. Разнообразие, продемонстрированное в подходе к трекам «Девушки за рулём», в принципе позволяет группе попробовать.
С момента выхода предыдущей пластинки «Дискотека Авария» поменяла состав и похоронила концепцию «Четверо парней». Алексей Рыжов и Алексей Серов избавились от Николая «Николайта» Тимофеева и взяли солистку Анну Хохлову. История выглядела не очень красиво, и с Тимофеевым, возможно, обошлись несправедливо, однако в шоу-бизнесе «кто первый, тот и прав». С творческой точки зрения появление певицы было для «Аварии» очень полезным и явно придало автору песен Рыжову новый важный импульс. Анна - девушка очень яркая, типажная, при этом очень «наша, русская». Порой она балансирует на грани вульгарности - и, что характерно, точно так же и поёт: ярко, звонко и, в зависимости от поставленных продюсеров задач, кротко или стервозно. Разумеется, её возможности открыли массу новых возможностей и перед группой. Теперь великий стилизатор Рыжов может делать то, что никак не получалось в мужском составе: вторгаться на территорию «Бандэроса», Бьянки, а то и Акулы, подражать советским песням с женским вокалом и использовать в текстах более напряжённые сюжеты, связанные с взаимоотношениями между полами.
Вот, например, заглавный трек. Мужская часть трио долго речитативит, перечисляя типичные претензии к девушкам за рулём - без злобы, но снисходительно; а затем Анна даёт этому приступу мужского шовинизма блестящую и остроумную отповедь. «К.У.К.Л.А.» - пронзительный - «Бандэрос» отдыхает - трек о трудностях любви, причём Анины припевы стоят Лёшиной читки. «Ноги-ноги» - размашистый, почти мюзикловый номер, где «Авария» отважно смешивает малосовместимое: хип-хоп, совэстраду и весьма смелый текст. «Самуи» - тоже песня-обманка: начинаясь как позитивный гимн расслабленному отдыху на далёких островах, она вдруг в припеве превращается в мелодичное, но несколько помпезное размышление на тему «Если кончится любовь».
Полная противоположность - «Музыка электро». Если кто-то так до сих пор и не понял, зачем «Аварии» девушка - так вот за этим: чтобы реконструировать дискотеки 90-х и их пьяных посетительниц. Аня Хохлова попадает в образ «сосём соломинки, качаем стрингами» идеально - сленг, интонации и закономерный финал: «Шагаю с вечеринки, что-то мне неровно, на плечах Маринка, тяжёлая, корова, грязная, пьяная, порванное платье, вот так ни ...я себе, сходила, б.., на пати». И тут же - переключение на совершенно другой образ: «После школы» стилизована под музыку 60-х, и солистку так же легко представить в платье, как у молодой Пьехи. Ну а «До свидания, лето!» явно навеяна творчеством ABBA - понятно, что в этом жанре без девушки никак не обойтись.
Есть на диске, правда, пара-тройка треков, о которых сказать как бы и нечего. Посмотрим, поможет ли опыт и промоушн-методы «Дискотеки» всё-таки заставить заговорить о них.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.