"Ночь музыки" дала дорогу молодым талантам
Шоукейс Musicmama состоялся в "Музее Москвы" в рамках акции "Ночь музыки" 5 октября 2014 года. Лайнап составили главные инди-открытия этого года: группы Artemiev, «Наадя», «Окуджав» и Anise Project.
Открывала творческий вечер юных дарований группа Artemiev во главе с Павлом Артемьевым, который "кудрявый из «Корней». Однако исполняемые теперь группой песни имеют мало общего с "фабричным" прошлым Павла. Идентифицировать в этой истории экс-«корня» можно разве что по неизменному специфическому тембру и кудряшкам. Сегодня Артемьев рука об руку с тремя не менее обоятельными мужчинами лавирует по волнам "неформата", исполняя некий англофильский мелодраматический рок на русском языке. Artemiev своим выступлением неплохо подготовили зрителей шоукейса к выходу следующих команд, однако взрывного впечатления не произвели, похоже, ни на кого.
- Все равно не получается побороть ассоцицию с "Корнями", хотя музыка и исполнение хорошие, но немного банальные, - прокомментировал один из зрителей выступление группы Artemiev.
Следом на сцене появилась годовалая, но уже известная многим поклонникам современного российского искусства, группа "Наадя" с целым арсеналом музыкальных примочек. Обладательница холодного, звонкого, с трагическими вкраплениями, тембра вокалистка Надя пела о потустороннем, но все же близком и понятном каждому: о любви, нелюбви, бремени непонимания. Перед тем как покинуть сцену, Надя объявила о приближдающемся выпуске нового альбома:
- Уже 23 октября в клубе Red мы представим свой дебютный альбом и будем рады видеть вас всех.
Следующей на сцену вышла молодая группа "Окуджав" (на фото). Трое - два мальчика и девочка Екатерина Павлова, знакомая поклонникам непопулярной музыки по группе "Обе две", - робко выглянули на сцену, но стартовали уверенно и бодро с прифанкованными ритмами. В противовес "Нааде" с витеватыми, тянущимися нотами, у "Окуджавы" исполнение кроткое, отрывистое и в основном на грани шепота. Музыканты - очевидно, приверженцы минималистской концепции: между нотами иной раз зияют многосекундные пропасти, в тексте предпочтение отдается междометиям, а не полноценным фразам.
Тоненький вокалист музыкального трио, держась обеими руками за стойку микрофона, резво вырисовывал по полу мысками кед короткие фигуры - вроде как танцевал. И во всем этом действе было очень много юношеского задиристого бунта.
Когда на сцену вышли хедлайнеры вечера электро-соул-группа Anise Project, была уже глубокая ночь, стремящаяся в утро. Зрители, не сумевшие победить сон, расположились в креслах-мешках, разбросанных прямо перед сценой по периметру зала. После двух исполненных композиций вокалистка группы Анна Волкова приветствовала зал:
- Доброй ночи! Вернее, уже почти утро доброе! Viva всем выжившим, поборовшим сон и алкоголь!
В продолжение Анна исполняла своим прекрасным, немного негритянским, голосом множество бодрящих песен, пока не настал момент расставания. Шоукейс MusicMama и "Ночь музыки" завершились в 4.30 утра под уже вялые, растерянные, но однозначно одобрительные аплодисменты самых стойких зрителей.
Дана Фикс, InterMedia
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.