«Солнечный удар»: Роковой механизм *****
Мировая премьера драмы «Солнечный удар» (2014 г., студия «ТриТэ») состоялась в белградском комплексе «Сава Центр» 3 октября 2014 года. Режиссер: Никита Михалков. В ролях: Мартиньш Калита, Виктория Соловьева, Милош Бикович, Алексей Дякин, Александр Мичков, Мириам Сехон, Наталья Суркова и другие.
Гремучая смесь окутанного романтическим флером рассказа «Солнечный удар» и вышибающих дух цинизмом и безнадежностью «Окаянных дней» объединились в последней работе Никиты Михалкова. Назвать результат экранизацией трудов Ивана Бунина довольно сложно, поскольку фильм получился более чем самобытным, но атмосферу творчества и личных дневников писателя режиссер передал на 146%. Разумеется, солидно приправив это собственными идеями и видением.
Главный герой картины – белогвардейский офицер. Это зрелый мужчина, живущий в реалиях «Окаянных дней» и страстно мечтающий вернуть настигший его в бытность поручиком «Солнечный удар». Его идея-фикс – понять, как случилось то, что случилось. Этот вопрос проходит нитью через весь фильм, и не зря, поскольку случилось ужасное.
К 1920 году страна оказалась измождена гражданской войной, начавшейся в 1917. Многие белогвардейцы согласились сдаться в плен большевикам, чтобы в обмен на отказ от сопротивления получить возможность в будущем покинуть территорию бывшей Российской империи. Но обещания эти не поспешили воплотиться в реальность. Пленные, в том числе развенчанная элита, на неопределенный срок оказались заперты в скотских загонах. Без информации, без внятных перспектив, без доверия к новой власти, без веры друг к другу. В тех условиях, когда пороки каждого обострены как никогда.
Политическая грызня даже внутри, казалось бы, признавшего поражение белогвардейского стана показала, что гражданской войне несть конца, и пытливый ум главного героя ищет в прошлом истоки этой кошмарной реальности. Разум то и дело переносится в чарующий момент прошлого – в легкий и беззаботный 1907 год, когда произошла незабываемая встреча с Незнакомкой, и ничто еще не предвещало беды.
Вспоминая пароход «Летучий», плавно скользящий по волнам под ослепительно-голубым летним небом, главный герой словно попадает в сказку. Все тут идет своим чередом, а проблемы будто бы разрешаются сами собой. Дамы благосклонны, мужчины честны, дети воспитанны и послушны. Все легко и просто. Все внимание Поручика приковывает к себе прекрасная Незнакомка, которая с первого же взгляда становится его единственной целью и желанием, отодвигая реальность на второй план. Очки, невесомый голубой шарфик, лукавая улыбка… герои не могут противиться бунинским строкам и сходят на берег, чтобы насладиться друг другом в первый и последний раз. Из путешествия его ждет невеста, ее – муж.
Этот беззаботный эпизод с, несомненно, одной из самых запоминающихся сексуальных сцен 12+ в кинематографе, на самом деле и представляет собой ответ на тот самый вопрос главного героя – «Как все это случилось?». Механизм бытия не останавливался на время, пока Поручик проживет свою маленькую сказочную жизнь, и судьбоносные события, в которые он оказался непосредственно вовлечен, просто проскользнули мимо прикованного Незнакомкой внимания. Очевидно, так они и проскальзывали мимо до тех пор, пока не резануло – ножом чекиста Георгия по погонам и воплем яростной революционерки Землячки по ушам. Правда, что-либо менять теперь оказалось поздно: направление шестеренкам истории стали задавать уже не те люди, которым есть дело до личной идиллии героя.
Цель этого кинематографически безупречного высказывания Никиты Михалкова, пугает своей непрозрачностью (пожалуй, сравнимой по плотности с бортом баржи). Режиссер убедительно доносит до зрителя мысль, что нельзя доводить бытие до той стадии, когда в сознание ногой может постучаться роковой вопрос о природе происходящего. Происходящее – это мы сами, прошлое и будущее – наша ответственность.
Фильм категорически рекомендован к просмотру всем, кто разделяет политические воззрения режиссера, всем, кто способен на три часа отбросить прочь политику, всем, кто может оценить кинематографическое мастерство оскароносного постановщика, всем, кто зачитывался рассказами и личными записями Ивана Бунина, ну и, конечно, всем, у кого творчество писателя стоит на очереди по школьной программе. «Солнечный удар» - это кино, которое без преувеличения имеет шанс отразиться не только на мыслях, но и на действиях зрителей. От пассивной жизненной позиции – то, что доктор прописал.
Наталия Галиулова, InterMedia
«Финист. Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» завершили новогоднюю битву в российском прокате
Фильм-сказка «Финист. Первый богатырь» занял первую строчку в российском бокс-офисе по итогам уикенда 9-12 января 2024 года. На второй неделе проката он заработал почти 300 миллионов рублей, а общая сумма сборов составила 2,26 миллиарда. На втором месте оказалась еще одна сказка – «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»: за уикенд его касса составила 295,7 миллиона, а за обе недели проката – 2,89 миллиарда.
«ИнтерМедиа» напоминает, что именно эти два российских проекта устроили настоящую «битву» в новогоднем прокате. В первый праздничный уикенд января лидировал «Волшебник Изумрудного города», который затем уступил лидерство «Финисту». Примечательно, что при этом падение сборов обоих проектов на второй неделе было очень значительным: на 81,5% у первого фильма и 73,7% у второго.
Третье место досталось комедии «Ёлки 11» (фильм заработал на своей четвертой прокатной неделе 79,7 миллиона), четвертое – киносказке «Домовёнок Кузя» (73,3 миллиона), а на пятом – зарубежная новинка «Охота на воров 2: Пантера» (58,3 миллиона).
По данным Министерства культуры РФ, в новогодние праздники на киносеансы было продано 12,9 миллионов билетов (несмотря на то, что со 2 января цены на них выросли по сравнению с 2024 годом). Всего на новогодних каникулах состоялось 268 тысяч кинопоказов. Посещаемость кинотеатров на 97% обеспечили отечественные фильмы.
«Онегина» Сарика Андреасяна покажет ТНТ
Телевизионная премьера фильма «Онегин» режиссера Сарика Андреасяна состоится на ТНТ 19 января 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в новой экранизации романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина исполнили Виктор Добронравов, Лиза Моряк, Денис Прытков, Таня Сабинова, а также снялись Алена Хмельницкая, Алексей Гришин, Владимир Вдовиченков, Татьяна Лютаева, Ольга Тумайкина, Александр Яцко и другие.
Евгений Онегин (Добронравов) живет на широкую ногу: балы, приемы, театральные премьеры и прочие развлечения, которые может предложить молодому человеку столица. Но светская жизнь давно утомила его, потому известие о болезни живущего в деревне дяди, он воспринимает, как возможность сбежать от опостылевшего света. Однако, добравшись до имения, Онегин узнает о кончине родственника, что, впрочем, не сильно расстраивает Евгения. Его финансовые дела весьма печальны, а дядя богат и других наследников у него нет. Онегин запирается в имении, сторонится соседей, которые очень скоро начинают называть его между собой чудаком. В бесцельном одиночестве Евгений живет до тех пор, пока в соседнем имении не объявляется вернувшийся из-за границы хозяин — юный, восторженный, еще не пресыщенный жизнью Ленский (Прытков), который знакомит Евгения с сестрами Лариными - Татьяной (Моряк) и Ольгой (Сабинова).
В российский прокат «Онегин» вышел в марте 2024 года.
Эфир в 21.00.
Балет «Снежная королева» МАМТа стал частью проекта «Театр в кино»
Премьера киноверсии балета «Снежная королева» состоится 25 января 2025 года в киноцентре «Октябрь». Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Московским академическим Музыкальным театром имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в рамках второго сезона проекта «Театр в кино». В этот же день киноверсия выйдет во всероссийский прокат, который осуществляет дистрибьюторская компания «Кино.Арт.Про».
Балет «Снежная королева» – двухактный спектакль по мотивам одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена. В качестве музыкального материала для постановки автор либретто и хореограф Максим Севагин выбрал фрагменты из Четвертой, Пятой и Шестой симфоний П.И.Чайковского. Выбор музыки является своеобразным продолжением традиции Московского Музыкального театра и его знаменитого хореографа Владимира Бурмейстера, поставившего в 1961 году оригинальный балет «Снегурочка» на музыку из сочинений Чайковского. В спектакле задействована вся балетная труппа театра. Главные партии исполняют Елена Соломянко (Герда), Иннокентий Юлдашев (Кай), Наталья Сомова (Снежная Королева), Артур Мкртчян (Благородный северный олень). Художник-постановщик – Екатерина Моченова, художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина, музыкальное сопровождение – симфонический оркестр театра под руководством дирижера-постановщика Фёдора Безносикова. Режиссер киноверсии – Валерий Спирин, оператор – Евгений Тимохин.
- Я очень рад, что балет «Снежная королева» стал частью проекта «Театр в кино» и выходит на большие экраны, - говорит Максим Севагин. - Киноверсия балета позволяет глубже погрузиться в историю, увидеть те тонкости исполнения и уловить те эмоции артистов, которые нередко ускользают от зрителей, находящихся в зале театра. Для меня также ценно, что люди из самых разных уголков России, не имеющие возможности приехать к нам в театр, смогут познакомиться с этим спектаклем благодаря проекту «Театр в кино».