У Михаила Борзыкина остались мирные ощущения от Киева
Пресс-конференция Михаила Борзыкина, посвященная выходу альбома группы «Телевизор» «Отчуждение», состоялась в клубе «Б-2» 20 ноября 2014 года.
Несмотря на то, что пластинка была записана еще в 1989 году, в оригинальном виде она увидела свет только сейчас, потому что фонограмма хранилась у Александра Шульгина. На протяжении последних 10-15 лет и сам Борзыкин, и его представители вели с Шульгиным телефонные переговоры о передаче записи, но неизменно натыкались на отказ. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь тогда, когда с продюсером связались представители издательства «Геометрия». На пресс-конференции Борзыкин восхищался дипломатическими способностями директора «Геометрии» Павла Кострикина и высказал предположение, что он «тайно обучался психологии».
Альбом «Отчуждение» записывался в студии московского кардиоцентра. Борзыкин предположил, что в советские времена медицина столь щедро квотировалась, что выделенных государством на строительство клиники денег хватило и на студию, оснащенную по последнему слову техники. Бывший клавишник «Телевизора» Игорь Бабанов подсчитал, что за те 27 дней, пока шла работа над «Отчуждением», на оплату звукозаписи были потрачены деньги, эквивалентные стоимости двухкомнатной квартиры в Москве. К тому же музыканты жили в комфортабельной гостинице, хорошо питались, их всюду привозили и отвозили. Все это самым положительным образом сказалось на аранжировках альбома, для которых свойственно множество интересных эффектов.
В 2005 году, отчаявшись получить от Шульгина оригинал «Отчуждения», Борзыкин переписал и издал весь альбом заново. В этой версии музыкант предпочел не использовать ревербераторы, из-за чего запись получилось более «высушенной».
- Если первый вариант был арт-роково мягким, то этот получился электронно жестким, - подметил Борзыкин.
В версии 2005 года стало заметно меньше разнообразных «фишек». Например, в исходнике перед песней «Отчуждение» были записаны слова Михаила Горбачева «лед тронулся», произнесенные им во время визита в Германию и переведенные на немецкий язык. Фраза настолько впечатлила Борзыкина, что он потом часто повторял ее на концертах, не особо даже задумываясь о смысле.
После записи оригинальной версии «Отчуждения» группа «Телевизор» отправилась в длительные зарубежные гастроли. Увиденное за границей произвело неизгладимое впечатление на Борзыкина. У тамошних инди-музыкантов было больше возможностей для творчества, нежели в СССР. Они безбедно жили на пособие по безработице в комфортабельных усадьбах, выращивали во дворе коноплю и спокойно записывали новые песни. После возвращения из той поездки Борзыкин сознательно пошел вразрез с теми, коллегами, кто изо всех сил стремился «продать хиты на стадионах». В 1990-м «Телевизор» открыл свою студию на Фонтанке и укрылся от внешнего мира, не участвуя в громких акциях.
Кризис в современной российской музыке Михаил Борзыкин связывает с общей тенденцией к постоянному упрощению. Нелицеприятную роль в этом сыграл и пресловутый радиоформат, и отношение людей к музыке как к «товару широкого потребления». Кроме того, повсеместно расцветает клонирование, когда мы имеем дело с «пятой Земфирой», «седьмым «Мумий Троллем»» и т. п. Возродить музыку и высечь из новых творцов искру, по мнению Борзыкина можно, но для этого нужно либо отказаться от постоянного потребительства, либо, напротив, «наесться» так, чтобы все материальное опротивело.
Всплеск рок-н-ролльной активности Борзыкин наблюдал, например, на Украине во время Майдана. Недавно в Киеве был организован миротворческий концерт, в котором принимали участие группы «Коллежский асессор», «Лабиринт» и «Телевизор». Последних принимали великолепно: 18-летние девочки знали наизусть слова многих песен, а зрелые мужчины плакали под «Если телефон молчит». В целом, от Киева у Борзыкина остались мирные ощущения.
Пресс-конференция в «Б-2» состоялась накануне Дня Михаила, воспетого «Телевизором» в одноименной песне. Получив поздравления по поводу именин, Борзыкин рассказал, что эта композиция действительно писалась в православный праздник Архангела Михаила, когда выпал первый снег, ощущения от которого были вовсе не праздничными. Однако музыкант благодарен своему небесному покровителю за то, что он навеял ему идею неплохой песни.
Денис Ступников, InterMedia
В Госдуме предложили запретить иностранную музыку на российских ресурсах
Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой предложил запретить или ограничить количество зарубежной музыки на российских платформах. С такой инициативой он выступил на пленарном заседании нижней палаты парламента. Депутат уверен, музыка является пропагандой и оказывает влияние на молодежь. Поэтому, по его мнению, иностранного участия на музыкальных платформах не должно быть либо вообще, либо не более 20%.
- Я думаю, что мы отдельно этот вопрос изучим на нашей комиссии по расследованию вмешательств во внутренние дела, обязательно рассмотрим этот вопрос, — цитирует РИА «Новости» слова Андрея Лугового.
Депутат также заявил, что владельцы музыкальных платформ, которые транслируют композиции тех, кто тратит заработанные на выступлениях в Российской Федерации деньги на помощь ВСУ, должны подумать «про свою совесть и про свои обязанности» перед россиянами.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Государственная Дума РФ на заседании 17 декабря 2024 года приняла во втором и в третьем, окончательном, чтении закон о спецсчетах для иноагентов для авторских отчислений и иных платежей. Согласно документу, выплаты иноагенту за использование результатов интеллектуальной деятельности и брендов должны зачисляться только на специальный рублевый счет, открытый в уполномоченном банке.
В ММДМ пройдет XV Московский Рождественский фестиваль
Юбилейный XV Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в Московском международном Доме музыки с 14 по 25 января 2025 года. Концертные программы представят маэстро Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России, а также легендарные хоровые коллективы: Московский Синодальный хор, Хор Сретенского монастыря, Большой детский хор имени Попова, Академический большой хор «Мастера хорового пения». Фестиваль проводится при поддержке Департамента культуры города Москвы.
В этом году Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в пятнадцатый раз. Масштабный форум ежегодно знакомит слушателей с шедеврами христианской музыкальной культуры разных эпох, лучшими исполнителями и хоровыми коллективами.
- Рождественский фестиваль всем нам очень дорог, ведь он поднимает Дом музыки как культурный центр на новую духовную высоту и создает особую атмосферу: добра, просвещения, любви, высокой эстетики – всего того, что можно назвать духовным миром, без которого человек не может обойтись, – отмечает художественный руководитель фестиваля, маэстро Владимир Спиваков.
Афишу фестиваля составят шесть концертов. Откроет фестиваль Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова. На концерте 14 января к легендарному коллективу присоединятся органист-виртуоз Тимур Халиуллин и знаменитый звонарь Владимир Дегтярев. Наряду с органными и хоровыми сочинениями Баха, в программу войдут рождественские песнопения русских композиторов XIX–XX веков. В финале вечера в исполнении всех участников концерта прозвучат «Хвалите Господа» Чайковского и фрагмент из Мессы си минор Баха.
Продолжится фестиваль концертом органной музыки. 16 января лауреат международных конкурсов, органист и клавесинист, композитор, доцент Московской государственной консерватории имени Чайковского Федор Строганов исполнит программу из произведений Иоганна Себастьяна Баха. Хор Сретенского монастыря выступит 17 января. Коллектив представит духовную и светскую музыку различных эпох и стилей. По традиции в рамках фестиваля выступит детский хор. В юбилейном смотре примет участие один из самых знаменитых коллективов нашей страны – Большой детский хор имени В.С.Попова. Концерт юных хористов состоится 19 января.
23 января песнопения праздника Рождества Христова, колядки и произведения русской духовной музыки прозвучат в исполнении хора Московской духовной академии – коллектива, который регулярно принимает участие в богослужениях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В завершение фестиваля состоится концерт с участием выдающегося скрипача и дирижера Владимира Спивакова. 25 января под его управлением Национальный филармонический оркестр России представит грандиозную программу. Прозвучат шедевры духовной музыки XIX и XX веков – Кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» и Реквием Алемдара Караманова. В концерте примут участие Большой Академический хор «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича, а также звезды оперной сцены: солистка Большого театра Полина Шабунина, солист Михайловского театра Игорь Подоплелов, солисты Московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова Полина Шамаева и Алексей Неклюдов.
МГАСО отметит Новый год с семейством Штраусов
Концерт «Новый год с МГАСО» состоится в БЗК 30 декабря 2024 года. В преддверии новогодней ночи оркестр перенесет слушателей в чарующий мир Вены под музыку семейства Штраусов и их современников. За дирижерский пульт встанет Фабио Мастранджело.
- Штраусы – это великая династия, сложно сказать, музыка кого из них лучше, - говорит дирижер. – Каждый из Штраусов внес свою лепту во славу династии. Мне посчастливилось учиться в Вене у великого дирижера и педагога Карла Эстеррайхера, продолжателя великих венских традиций. В течение месяца он проводил с нами серьезный мастер-класс, передавая традиции венского вальса. Маэстро раскрыл секрет как нужно играть вторую долю в вальсе так, чтобы это звучало по-венски. Этот стиль у венских музыкантов в ДНК. С точки зрения интерпретации венские вальсы являются более сложными, чем французские, итальянские, русские. Среди моих любимых произведений династии Штраусов – вальсы «Вино, женщины и песни» и «Жизнь артиста». Дирижировать польки Штраусов – это огромное удовольствие, в особенности я люблю быстрые польки - «Гром и молния, «Трик-трак», они очень весёлые. Лично у меня на первом месте – вальсы Штраусов, на втором – польки. Нельзя забывать и о том, что у Иоганна-Штрауса-сына великие увертюры к опереттам. «Летучая мышь» – сложнейшее произведение и для оркестра, и для музыкантов, и для дирижера. Ее не так просто исполнить стилистически верно.
Ведущий концерта - Артём Варгафтик.