Александр Устинов - «Сплин». Иллюстрированная история группы» **
2015, «Амфора»
Автором «амфоровской» истории группы «Сплин» стал петербургский радиоведущий и журналист Александр Устинов, с юности приятельствовавший с Александром Васильевым. Давнее знакомство позволило включить в повествование пару забавных историй, иллюстрирующих непростой характер лидера группы «Сплин», но в целом в изложении Устинова биография коллектива оказалась не слишком захватывающей. В общем-то, в жизни у команды тоже происходило всё довольно размеренно и «без бед»: первые опыты, раскрутка, появление хитов и настоящего продюсера, обычная жизнь российских рок-звёзд, лёгкие смены состава и проч. Вместе с тем от близкого знакомого хотелось какого-то более мощного инсайда. Известно, что Васильев почти всегда очень закрыт от внешнего мира - ну так расскажите, какой он, когда общается со своими. О роли лёгких наркотиков в творчестве группы давно ходят легенды - но Устинов ограничивается толстыми намёками на небеспочвенность подобных слухов и разве что не гыгыкает, пиша об этом. Структура повествования вполне линейная: в начале первые альбомы, в конце последние, тем не менее автор почему-то называет свою историю «путешествием», в процессе которого иногда делаются «остановки». Зачем нужны эти композиционные излишества, совершенно непонятно.
Можно ли из книги узнать что-то новое про «Сплин»? Да, кое-что можно. Не все знают, что в младенчестве Александр Васильев переехал на несколько лет в Сьерра-Леоне с родителями. Впрочем, на формирование личности рок-поэта это вряд ли сильно повлияло. Зато из книги нельзя узнать ответы на некоторые действительно интересные вопросы. Так, полностью опущен факт расставания группы «Сплин» с продюсером Александром Пономарёвым и связанные с этим разногласия по поводу авторских прав на произведения Васильева. Весьма невнятно описан болезненный процесс перехода сооснователя группы Александра Морозова из басистов в менеджеры, а также другие случаи увольнения музыкантов. Выступление «Сплина» на разогреве Rolling Stones в Лужниках упомянуто, но тоже в каком-то странном ключе. На самом деле «Сплин» очень бледно выглядел на фоне рок-н-ролльных старцев, и неуклюжие шутки о том, что Васильев и Ко обеспечили «роллингам» аншлаг, эту историю задним числом не подправят. Зато вот о последовавшим за концертом на БСА августовском дефолте 1998 года Устинов пишет адекватно и со знанием дела - это один из немногих моментов в книге, когда за героев по-настоящему переживаешь.
Довольно странно автор подходит к описанию официальных достижений группы «Сплин» - перечисляются звания «группы года» от журнала Fuzz, да вот, в общем-то, и всё. Упоминается, правда, ещё премия «Овация», на вручение которой «сплины» не явились. О том, что премию почему-то забрал Укупник, иллюстрированная история группы умалчивает. По мнению Устинова, главной проблемой «Сплина» все эти годы были отрицательные рецензии прессы. Хотя людям, следящим за русским роком, сложно припомнить, что группу когда-нибудь так уж сильно ругали, автор бережно подбирает цитаты из рецензий, далёких от ультрахвалебности. Более того, он отважно вступает с критиками в спор, вооружившись убойным аргументом: «А мне нравится!» Против такого не попрёшь, однозначно. Как и не поспоришь с тем, что «Сплин» заслуживает более качественного жизнеописания.
Рита Скитер, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»