Бьорк - «Vulnicura» ***
2015, One Little Indian
После трех лет молчания главная звезда Исландии Бьорк выпустила новый альбом «Vulnicura». Выпуск сопровождался небольшим скандалом – материал утек в сеть за два месяца до официального релиза, поэтому Бьорк пришлось ускориться, и в iTunes альбом появился в конце января. Еще немного необходимой информации: над диском работали британский электронщик Haxan Cloak и молодой продюсер из Венесуэлы Arca, а большинство песен посвящены расставанию певицы со своим мужем, известным современным художником Мэтью Барни.
Но довольно формальностей, поговорим о самой «Вульникуре» (или, как сказали бы москвичи, «Вульникурице»). Первый же трек – «Stonemilker» - внушает осторожный оптимизм и сдержанную радость узнавания: как, неужто Бьорк забросила свои арт-инсталляции и вернулась к привычным песенным формам а-ля «All is Full of Love»?! Неужели Бьорк, дочь Гвюдмюнда, впервые за, эээ, 15 лет (после саундтрека к «Танцующей в темноте») вспомнила о своих слушателях, прекратила умствовать, придумывать очередные виджеты к гаджетам, избавилась, грубо говоря, от тлетворного влияния Мэтью Барни и всего этого современного искусства?! В первой же песне Бьорк пытается «найти совместные координаты», требует уважения, ведь у нее также «имеются эмоциональные потребности», лелеет надежду на «синхронизацию наших чувств» - в общем, изъясняется как робот, а не как живой человек. «Stonemilker» можно назвать главным хитом альбома, а также прямым музыкальным наследником «Hyperballad» (1995).
Оптимизм, впрочем, испаряется уже к 4-й пьесе – монструозному (амбициозному/грандиозному) сочинению «Black Lake» аж на 10 минут. Нестандартные оркестровые аранжировки, электронное попукивание продвинутых продюсеров окутывают потусторонний голос Бьорк, в былые времена уносящий слушателя в другое измерение даже в сопровождении банальной прямой бочки («Big Time Sensuality»), индустриального грохота («Army of Me»), трип-хопа, джаза и чего только не… Но только не сейчас – то, что выглядело новаторством в начале 00-х, сейчас вызывает неприкрытую зевоту.
Кажется, в лексиконе Бьорк ныне полностью отсутствуют понятия «мода», «актуальность», zeitgeist… Будучи когда-то на передовой поп-музыки, тусуясь с Хауи Би, Трики, Голди, Нелли Хупером и так далее, Бьорк воплощала в себе все самое передовое, не выбиваясь из формата MTV, удивляла дружественными слушателю экспериментами, конкурировала с другими властителями дум – Radiohead. Забавно, что сольные записи Тома Йорка слушаются так же, как и альбомы Бьорк – по инерции, с легким удивлением («Посмотрите-ка, как он … [извернулся], чтобы выпустить альбом!») и весьма поверхностным интересом. Следить за траекторией развития певицы занимательно, но, пожалуй, постфактум, а не в реальном времени.
В «Vulnicura» Бьорк раскрывается как никогда раньше, возможно, это самая интимная запись певицы («Каждый трах, что был у нас, чудесным образом замедляет время, в котором мы здесь и сейчас»), которую она сравнивает с «операцией на открытом сердце». Она создает причудливые пейзажи, путешествовать в которых можно, лишь «синхронизировав чувства» с самой артисткой. Посетителя, случайно забредшего в эти миры, отпугнут авангардные изыски Бьорк, которые не спасает даже участие Энтони («Atom Dance») и отвратят эксперименты с EDM («Quicksand»).
В сухом остатке (для дорогих товарищей потомков, рискнувших собрать The Best of) от 9-й студийной работы Бьорк остается лишь неоднократно упомянутый здесь «Stonemilker», искусно балансирующий на грани между передовой попсятиной и дремучим авангардом.
Вот бы весь альбом был таким!
Денис Шлянцев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»