Владимир Шахрин: «Местом на звуковой дорожке нужно дорожить»
Группа «ЧайФ» 21 марта 2015 выступит в СК «Олимпийский» с программой «Рождённый в Свердловске», посвящённой 30-летию коллектива. Корреспондент InterMedia обсудил ход тура с лидером «ЧайФа» Владимиром Шахриным.
- «ЧайФ» находится в туре, посвящённом 30-летию группы. Как проходят концерты?
- Может, это прессу разочарует, но всё спокойно: никому руку не оторвало, никто пьяный из окна не выпал. Писать не о чем, всё идёт хорошо. Мы уже проехали десять городов, я очень доволен посещаемостью концертов. Мы поехали в тур на полном самообеспечении, рассчитывая только на наших зрителей. Спонсоров у этих гастролей нет, поэтому мы зависим от посещаемости. Но с этим всё хорошо. Что касается самой программы, то она звучит практически в том же самом виде, в котором мы её придумали. Поменяли всего две песни, а всё остальное, что было задумано, неплохо работает. У нас была непростая задача сделать программу, с одной стороны, юбилейную, включающую знаковые хиты, а с другой стороны, отличающуюся от программы тура в честь нашего 25-летия. Хотелось также внутри программы провести небольшую презентацию нового альбома «Кино, вино и домино». И всё это удалось: программа больше чем наполовину отличается от прошлой юбилейной программы, мы играем шесть песен с нового альбома, и, в принципе, хотя бы по одной песне с каждой пластинки «ЧайФа» тоже звучит. Публика хорошо воспринимает идею с «путешествием» в город Екатеринбург, Свердловск. Тур называется «Рождённый в Свердловске», и у нас на сцене во время концертов наш город появляется несколько раз - мы о нём говорим, видим его на экране, там присутствует и презентационный Екатеринбург, снятый с птичьего полёта, и архивный Свердловск, в котором мы родились в конце 50-х - начале 60-х, и город середины 80-х, когда появилась группа, и современный город, как его видят молодые художники. Это всё работает, хорошо вписалось в программу. Концерты получаются и серьёзные, мы много говорим на серьёзные темы, и в то же время празднично-весёлыми: в конце люди встают (если речь идёт о сидячих залах) с совершенно счастливыми лицами и такими замечательными улыбками, что смотреть на них одно удовольствие. Я в финале концерта всех зрителей прошу запомнить это выражение лица и почаще выходить на улицы городов нашей страны именно с таким выражением, чтобы добавить внутреннего света.
- Перед туром «ЧайФ» выдержал достаточно длительную паузу и не выступал.
- Если честно говорить, то в этом был коммерческий смысл. Мы очень много ездим по стране, по провинциальным городам, а для меня слово «провинция» не оскорбительно. И часто получается, что приезжая раз в год, ещё видишь на заборам свои прошлогодние афиши. А местные зрители, когда их видят, им кажется, что «ЧайФ» приезжал совсем недавно. Поэтому мы решили выдержать паузу, достаточную для того, чтобы эти афиши с заборов исчезли, а люди соскучились. Чтобы, увидев афиши юбилейного тура, они сказали: «О, «ЧайФ» приезжает, клёво, давно не было!» И идея с этим искусственно созданным дефицитом, как мне кажется, сработала. Её предложил наш продюсер Дима Гройсман, а я посчитал это правильным коммерческим ходом и согласился.
- Публика на такие концерты в основном ходит слушать хиты, а музыканты всё-таки пытаются приучить её к новым песням. Совсем новые у вас сейчас есть, и если да, то когда планируется оформить их в новый альбом?
- Несколько песен уже есть, и в голове у меня есть некоторые мысли по поводу альбома, но на данный момент мы сосредоточены на туре. Опыт подсказывает нам, что для того, чтобы нужно альбом прижился, нужно от трёх до пяти лет. «Кино, вино и домино» вышел в прошлом году, и я вижу, что люди в зале начали подпевать каким-то песням с него. Но пока далеко не все, поэтому ещё пару лет этот альбом будет восприниматься как абсолютно новый. Таким образом, мы можем те или иные песни с него добавлять в программу. Вообще их принимают неплохо, мы не играем их подряд, а расставили по программе. Мы с публикой общаемся, я немножко рассказывают про эти песни, делаю подводки - иногда серьёзные, иногда с юмором. И у людей появляется интерес: ну-ка, ну-ка, давайте сыграйте, а мы послушаем. Таким образом, концерт не провисает на новых песнях. Вообще не очень интересно и правильно играть программу по восходящей: нужно строить концерт так, чтобы эмоциональные всплески чередовались со спокойными. Поработал зритель в зале, слушая новую песню - сделай ему подарочек, сыграй знакомую старую вещь. Мы не ставили задачу сделать стопроцентный «грейтест хитс», караоке-шоу на 2,5 часа. Не хочется ощущать себя ретро-группой, мы современная группа, которая живёт здесь и сейчас. Процентов на 70 программа состоит из песен, написанных в XXI веке.
- В Москве будет та же программа, или возможны вариации?
- Та же программа, она завязана на видеоряд. Предполагаю, что измениться может не более одной-двух песен в сет-листе.
- Общаетесь ли вы с людьми, с которыми начинали «ЧайФ» и которые не стали музыкантами?
- Конечно, общаюсь. Ко мне на день рождения до сих пор приходят мои одноклассники, с которыми мы играли ещё в школьном ансамбле. Мы в прекрасных отношениях, поржали, устроили номера самодеятельности. Я нередко общаюсь и с соседями, с которыми жил в коммуналке. Давно, правда, не видел тех, с кем работал в бригаде на стройке, а вот с мастером участка периодически вижусь. И со всеми музыкантами, кто играл в группе, у меня хорошие отношения, ни с кем мы не поссорились, жизнь не развела. С кем-то более близкое общение, с кем-то нет, но в той или иной степени поддерживаю отношения со всеми.
- Как вы относитесь к тому, что альбомы теперь выходят не на носителях, а в сети?
- Культуру звукозаписи, конечно, прибило появление стадийных программ типа Pro Tools, когда стало можно записываться дома. Я, может быть, как старовер сейчас буду говорить, но, когда это была студия с ленточным магнитофоном, и студийное время стоило приличных денег, у тебя была ответственность за каждую сыгранную тобой ноту. Ты платишь деньги за запись и занимаешь место на дорожке - а им нужно дорожить. Нужно было заранее отрепетировать, чтобы в студии сыграть то, что надо, потому что плёнка крутится, и ты не должен надеяться на следующий дубль. На данный момент Pro Tools позволяет сыграть музыкальную фразу, если она удалась, тут же её размножить на всю песню... Но она же там получается одинаковая, там нет какого-то внутреннего развития. Пришло что-то - давай запишем, и неважно уже, хороша песня или не хороша, готова аранжировка или не готова. Включил, записал, в сеть выложил - так и появляется огромное количество музыкального мусора, среди которого очень сложно докопаться и найти в сети что-то действительно интересное. Всё стало доступнее, но доступность немножко убивает значимость конечного продукта.
- С точки зрения потребителя всё тоже сильно изменилось. Раньше ты мог куда-то на электричке ехать в магазин за пластинкой, а теперь кнопку нажал - и хорошо, если до конца дослушаешь.
- Конечно. Как можно было не послушать добытую пластинку сразу? А теперь думаешь: ну не сегодня, так завтра скачаю, альбом же уже где-то есть и никуда не денется. Потом скачал, выбрал три песни, остальные выбросил. С пластинками так было нельзя: ты слушал её от начала до конца, она у тебя лежала несколько месяцев. Их было не так много в коллекции, и на тех, которые были, ты знал каждый звук. Плюс держать саму пластинку в руках - приятно, там есть работа художника, есть фото и текстовая информация, пластинка является культурным объектом, чего, конечно, нельзя сказать про mp3-файл. Ну что поделаешь, жизнь меняется: ездили на лошадях, потом на поездах, сейчас уже на самолётах. Плюсы несомненные, хотя есть и минусы.
- При этом за последние лет двести не сильно поменялась та часть, которая относится к живым выступлениям. Музыканты по-прежнему ездят на гастроли, и публика приходит ногами на концерты, хотя, казалось бы, давно могли заменить это голограммами какими-нибудь.
- Сами концерты я очень люблю, мне нравится выходить на сцену, играть. Даже когда играешь те же песни, каждый раз есть элемент импровизационного спектакля. На каждом концерте даже разброс эмоций разный, публика иногда включается с первой песни, а иногда и с третьей или четвёртой. Это всегда очень интересно, и это я люблю. Но переезды даются сложнее. Когда, условно говоря, из Красноярска в Абакан едешь на автобусе семь часов, это не доставляет большого удовольствия: хотя автобус вроде бы современный, печка в нём всё равно работает в двух режимах - или жарко, или холодно. Гостиницы, правда, сейчас почти везде в стране приличные, аппаратура в залах стоит если не на пятёрку, то на твёрдую четвёрку. Паять перед концертом, чтобы провода не отваливались, уже не приходится. У нас профессиональная административная команда, которая делает всё, чтобы нам было комфортно в туре. Прекрасная техническая команда. Мы приезжаем перед концертом на саундчек - и у нас уже всё идеально звучит. Остаётся только сыграть пару песен, чтобы чуть подстроить звук в зале, и мы готовы к концерту.
Алексей Мажаев, InterMedia
Умер композитор Павел Карманов
Российский композитор Павел Карманов скончался 24 ноября 2024 года в возрасте 54 лет. О его смерти сообщил в соцсетях журнал «Музыкальная жизнь». Причина пока не известна.
Павел родился 12 февраля 1970 года в Братске Иркутской области в семье музыкантов. С пяти лет посещал музыкальную школу в Новосибирске и начал сочинять музыку. После того, как его детские сочинения высоко оценил композитор и педагог Дмитрий Кабалевский, семья переехала в Москву. В 1988 году Карманов окончил Центральную музыкальную школу, в 1995-м – Московскую консерваторию.
С 1996 года Павел Карманов - член Союза московских композиторов, писал музыку в самых разных стилях: авангард, минимализм, импрессионизм, духовная музыка. Среди самых известных его произведений – «Форелевый квинтет», «Второй снег на стадионе», "Different Rains", «Рождественский вертеп Павла Карманова». В 2013 году выступил одним из соавторов новой музыкальной редакции оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в постановке режиссёра Юрия Любимова.
Он постоянно принимал участие в различных музыкальных фестивалях, его сочинения исполняются в концертных залах Москвы и городов мира. Сотрудничал с такими музыкантами как Алексей Любимов, Юрий Башмет, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Московский ансамбль современной музыки и др. С 2000 года Павел Карманов был участником московской рок-группы «Вежливый отказ», с которой выступал в качестве пианиста и флейтиста.
Являлся автором музыки ко многим художественным и документальным фильмам, а также к рекламным роликам. В их числе «Место под солнцем» Али Хмараева, «Солдатский декамерон» Андрея Прошкина, «Большой» Валерия Тодоровского, а также мультфильмы Ивана Максимова.
В середине 1990-х Павел Карманов сотрудничал с агентством «ИнтерМедиа» в качестве корреспондента. Мы выражаем соболезнования его родным и близким.
Ким Уайлд отправилась на ночном поезде в клипе на песню из нового альбома
Премьера сингла и клипа Ким Уайлд «Midnight Train» состоялась 22 ноября 2024 года. В видео, снятом режиссером Шоном Джеем Винсентом, британская певица едет в поезде, где ее окружают довольно странные личности.
Песня «Midnight Train», как и вышедший в августе сингл «Trail Of Destruction», войдет в новый альбом Ким «Closer», релиз которого состоится 31 января 2025 года. Пластинка станет первой студийной работой 64-летней певицы за шесть с лишним лет, прошедших с выхода ее последнего альбома «Here Comes The Aliens», релиз которого состоялся в марте 2018 года.
Ники Минаж отпраздновала 10-летие «The Pinkprint»
Ники Минаж выпустила 22 ноября 2024 года расширенную версию своего альбома «The Pinkprint» к его 10-летию. В пластинку вошли 27 треков, как хиты «Pills n Potions», «Anaconda», «Only», «Bed Of Lies», «Truffle Butter» и «The Night Is Still Young», так и новые треки. К ним относятся дуэт «Turn Ya Cap Back» со Swae Lee, «It’s Ok» с участием Дэвида Гетты и Davido, а также песня под названием «Arctic Tundra», в которой участвует покойный американский рэпер Juice WRLD.
Песня была слита в сеть еще в 2019 году, однако в официальный релиз она включена впервые. Juice WRLD скончался от случайной передозировки наркотиков в возрасте 21 года в декабре того же года. Сингл станет частью его посмертного альбома «The Party Never Ends», который готовится к выпуску 29 ноября.