Борис Мездрич: «У нас функции цензурирования перешли в руки даже не церкви, а радикалов от православия»
ЧТО ДЕЛАЕТ ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ ИЗ НОВОСИБИРСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА?
— Творческий отпуск — это хорошо звучит в нынешних обстоятельствах. Конечно, сейчас много встреч, действительно куда-то зовут, но я бы пока не стал называть конкретные места. Да и процессы, уже даже не связанные с театром, а касающиеся того, что привело к моему уходу, я имею в виду отношения церковь—государство—искусство, они никуда не делись, я продолжаю наблюдать за ними. Поэтому лишний раз думаешь, куда двигаться — в сторону театра или куда-то еще.
ПОХОЖА ЛИ НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ НА ОТНОШЕНИЯ ТЕАТРА И ГОСУДАРСТВА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
— Мне кажется, что похожие функции сейчас берет на себя РПЦ. Я не буду говорить за всю Одессу, но у нас в Новосибирске функции цензурирования перешли в руки даже не церкви, а радикалов от православия, активистов каких-то структур, которые тут существуют в большом количестве. При этом они пользуются ресурсами местной епархии, ее сайтом, ее коммуникациями. Очень это все знакомо. А эти люди, по-моему, продвигают какие-то свои цели, тоже хотят власти и преференций в обществе, что-то хотят от государства. Жалко, что с ними порой заодно и представители силовых структур. Вот письмо на меня и режиссера спектакля «Тангейзер» Тимофея Кулябина в прокуратуру написал не только митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, но еще и замначальника главного управления областного МВД генерал-майор Кириллов. Это есть в материалах нашего дела. Да, потом был суд, экспертиза. Суд все решил в нашу пользу, потом прокуратура это решение обжаловала, но отозвала заявление, так как 29 марта меня уволили.
СЛЕДИТ ЛИ ЗА ПРОИСХОДЯЩЕМ В ТЕАТРЕ ПОСЛЕ ЕГО УВОЛЬНЕНИЯ?
— Ну а что следить? Там и следить не нужно, все видно в СМИ. Новый директор Владимир Кехман как-то все больше на опережение работает: сначала о планах, не вникнув в специфику работы учреждения, заявляет, а уже потом объясняет, что имел в виду. Ну вот, например, его слова по поводу низких зарплат неверны, по поводу задержек выплат сотрудникам тоже.
То, что театр недостаточно финансировался, никто и не спорит. Я вот тут сравнивал бюджеты и характеристики нашего театра с тем же Михайловским театром. Правда, цифры по 2013 году, но тоже показательно. Вот, к примеру, у нас 1774 места в большом зале. У нас источник финансирования — федеральный бюджет. У Михайловского, где мест в два раза меньше, муниципальное финансирование. У нас при этом выходит из бюджета по 1780 руб. на зрителя, а у них — по 3500 руб. Но давайте сравним цифры посещаемости за 2013 год. В Новосибирском театре на каждом спектакле в среднем было на 500 человек больше, чем в Михайловском. И Новосибирск — не Петербург, здесь практически нет туристов, а населения в пять раз меньше.
О ВЛАДИМИРЕ КЕХМАНЕ
— Я его лично не знал. Мы по телефону четыре раза общались. Общение было не самое радостное. Впервые мы с ним коротко увиделись в Толмачево. Разговоры были жесткие. Вот он говорит: «Хочу дать театру название “Большой театр Сибири”». А я ему объясняю, что права на слово «большой» у Большого театра, что это все кончается плохо, что у них положительный опыт работы в судах. Он мне отвечает: «Ничего, договоримся». Очень скоро гендиректор Большого театра Владимир Урин, узнав о его планах, все популярно объяснил. Похоже, что новому директору еще предстоит освоить этические нормы в отношении коллег, зрителей, жителей города. Сможет ли, вот в чем вопрос.
БОЯЛСЯ ЛИ СТАВИТЬ «ТАНГЕЙЗЕРА»?
— У нас не было никаких опасений. Я воспринимаю это как игру, как театр. Как ситуацию, которой в жизни быть не может, она не имеет отношения к реальности. В нашей постановке — Иисус не тот, который священный и сакральный. У нас даже в программе не написано, что это Иисус Христос, у нас написано: «актер, играющий Иисуса». Слова «Христос» нет. Да, актер внешне напоминает канонический образ, но он у нас такой, поплотнее. Но это все равно «двойной отжим», получается: артист на сцене по сюжету переодевается в Иисуса, чтобы сняться в кино. То есть мы максимально ушли от реального образа, чтобы вообще отдалиться от церковной атрибутики. Мы же не иконы на сцену выставили. Мне кажется, что статью об оскорблении чувств верующих надо если использовать, то только применительно к каким-то ситуациям в храмах, соборах, церквях, на прилегающих к ним территориях. Но нельзя делать этой территорией все государство.
О ФИНАНСОВОЙ ЦЕНЗУРЕ
— Подход «кто платит, тот и заказывает музыку» — большая ошибка. Когда мне на встрече министр культуры сказал, что расходы на «Тангейзер» будут вычтены из бюджета на 2015 год, я опешил. Это прямая финансовая цензура, получается. Мы же видим, что даже представители власти однозначной позиции не имеют по этому вопросу. Даже советник президента по культуре Владимир Толстой говорил, что деньги даются не на результат, а на реализацию идеи. Так и науку можно перестать финансировать, ведь в ней тоже конечный результат неочевиден. Я хочу услышать точку зрения министра очень четко. Чувства верующих — они когда могут быть оскорблены? Если ты получил деньги от государства — ты ориентируешься на чувства верующих, а если это частное финансирование — можно не ориентироваться? Я перестаю понимать что-либо. Деньги — инструмент, не самоцель. В уставе ни одного театра не написано, что его конечная цель — получение прибыли. Спектакль может быть спорным, в этом нет ничего страшного. Но это не предмет административного спора, как и чувства верующих.
(Григорий Туманов, «Коммерсантъ», 22.04.15)
Спектакль «Мамма мимо! или Мюзикл пошел не так» покажут в российских кинотеатрах
Спектакль «Мамма мимо! или Мюзикл пошел не так» компании «Бродвей Москва» будет показан в российских кинотеатрах в рамках проекта TheatreHD. Премьера мюзикла-пародии состоялась на сцене московского театра «Маска» в декабре 2023 года.
По сюжету, директор камвольно-суконной фабрики из маленького городка решает сделать сюрприз своей жене – поставить её любимый мюзикл «Mamma Mia!» и пригласить на спектакль самых близких гостей. Он уже заплатил солидную сумму приятелю-продюсеру, а тот позвал знакомого режиссёра из народного театра. Артисты с энтузиазмом берутся за дело, и шоу обещает быть впечатляющим. Но с каждой минутой возникают обстоятельства непреодолимой силы, которые грозят провалом всей затее.
С 8 декабря 2024 года посмотреть спектакль «Мамма мимо! или Мюзикл пошел не так» можно будет на большом экране в 50 городах (Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Красноярск, Нижний Новгород, Пензу, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Рязань, Сочи, Тюмень, Уфу, Ярославль, Воронеж и др.), за исключением в Москвы и Санкт-Петербурга.
Владимиру Спивакову неприятны высокие цены на билеты в театр
Владимир Спиваков заявил, что билеты на концерты классической музыки должны продаваться по доступным ценам. Художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России прокомментировал таким образом ажиотаж, возникший вокруг билетов в Большой театр на балет «Щелкунчик».
- Считаю, что люди должны иметь возможность спокойно прийти и купить билет за доступные деньги. Для меня это абсолютно ясно и понятно, - отметил в интервью ТАСС Владимир Спиваков, выступивший вечером 2 декабря со своим оркестром в Большом зале Музыкальной академии Ференца Листа в Будапеште.
Сам дирижер, по его словам, всегда стремится к тому, чтобы цены на концерты возглавляемых им музыкальных коллективов не повышались, даже если их организация требует дополнительных затрат.
- В таких случаях я всегда прошу поддержки спонсоров. Чтобы цены на билеты не повышались, чтобы любой простой человек мог прийти в зал. Билеты должны быть доступны. Просто иначе для меня это неприятно, - подчеркнул Владимир Спиваков.
«ИнтерМедиа» напоминает, что утром 2 декабря в ходе старта продаж билетов на «Щелкунчик» в Большой театр все места были выкуплены за две минуты.
«Калину красную» с Артёмом Быстровым и Катериной Васильевой покажут в Театре на Бронной
Премьера спектакля «Калина красная» состоится на Основной сцене Театра на Бронной 12 декабря 2024 года. Режиссером постановки по одноименной повести Василия Шукшина выступила Марина Брусникина.
В центре сюжета вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке «Горе», который выходит на свободу после очередной отсидки с твёрдым намерением изменить свою жизнь. Он решает поехать не домой, а в деревню Ясное к женщине по имени Люба Байкалова, с которой переписывался, отбывая наказания. Но по дороге Егор встречает бывших подельников и понимает, что прошлое так просто его не отпустит.
Главные роли в спектакле исполнят Артём Быстров (Егор) и Катерина Васильева (Люба), а также Вера Майорова, Владимир Яворский, Александра Николаева, Динис Громаков, Дмитрий Гурьянов, Александр Шумский, Анастасия Тереля, Диана Огай, Никита Лукин.