Музыкальные менеджеры обратились за справедливостью в Бюро авторских прав
Представители Международного форума музыкальных менеджеров (International Music Managers Forum) направили открытое письмо руководству Бюро авторских прав США (US Copyright Office), в котором затронули тему финансовых взаимоотношений артистов с музыкальными издательствами и рекорд-лейблами, а также вопрос регулирования справедливых авторских отчислений.
Послание музыкальных менеджеров — это реакция на скандальный контракт между стриминговым сервисом Spotify и компанией Sony Music, опубликованный интернет-изданием The Verge. Договор был заключен в 2011 году, за несколько месяцев до запуска Spotify в США. В трехлетнем контракте прописаны суммы, которые сервис был обязан ежегодно выплачивать Sony, требуемые показатели притока подписчиков и система расчета рейтингов.
В документе, в частности, указано, что Spotify обязуется в первый год выплатить аванс размером в 25 млн долларов, 16 млн во второй год и 17,5 млн — в третий. Куда затем направляются эти средства — выплачиваются ли артистам или оседают на счетах Sony, в контракте не оговаривается. По данным источника, знакомого с ситуацией в музыкальной индустрии, эти денежные «бонусы» лейблы, как правило, оставляют себе. В одном из пунктов также указано, что Spotify оставлял за собой право забрать себе 15% от рекламной выручки, полученной от контрактов со сторонними компаниями — при этом в детальных отчетах эти 15% нигде не упоминаются.
Общие же доходы от рекламы делились по принципу «70/30» - 70% выплачивалось лейблам и издателям, а 30% полагалось Spotify. Так, рекламный доход сервиса за 2014 год составил 110 млн долларов. При этом сервис был обязан предоставить Sony Music рекламные места на сумму 9 млн долларов с существенной скидкой - эти места компания могла бы использовать по своему усмотрению. Неиспользованные же рекламные места Spotify должен был предоставить лейблу для продвижения артистов.
В целом же Sony Music ежемесячно получала до 60% от общей выручки внутри сервиса, умноженной на долю прослушиваний. К примеру, если валовой доход Spotify составлял 100 млн долларов, 60 млн перешло бы лейблам. Если 20% прослушиваний приходилось бы на долю Sony Music, компания забрала бы 12 млн.
В контракте также оговариваются дополнительные условия, позволяющие Sony Music получить больше денег от Spotify. Так, если общий показатель, учитывающий средний доход от каждого подписчика в том или ином месяце, превышал полагающуюся лейблу долю, Sony Music могла потребовать первую сумму. Кроме того, компании полагалась компенсация в случае, если какой-либо другой лейбл получал больше денег за 1% в доле Spotify. По расчетам The Verge, если сторонний лейбл получал от Spotify 1 млн долларов за каждый процент стриминга, а Sony – 600 тыс. долларов, то последней полагалась дополнительная компенсация от сервиса в размере 400 тыс.
Возвращаясь к авторским отчислениям, определить точную сумму, которую лейбл выплачивает авторам и артистам, невозможно, поясняет The Verge. Однако из контракта между Spotify и Sony Music становится предельно ясно, что мизерные отчисления за стриминговые проигрывания — далеко не единственная проблема.
- Мы, Международный форум музыкальных менеджеров, профессиональная ассоциация, представляющая интересы артистов и менеджеров по всему миру, хотели бы поделиться наблюдениями на тему неэффективности музыкального рынка, - говорится в письме организации к Бюро авторских прав.
Обращая внимание на «загадочные сделки, условия которых скрываются от артистов», авторы письма требуют большей прозрачности в договорах между исполнителями и лейблами.
- Мы требуем не только справедливой оплаты труда авторов, но и релевантных статистических данных, - пишут менеджеры, отмечая, что без этого невозможно отследить, справедливые ли отчисления получают артисты и авторы. - Если лейблы используют права, полученные от музыкантов, для получения личной выгоды, а не выплаты роялти (к примеру, получая авансовые платежи или бесплатную рекламу), не значит ли это, что пора изменить метод распределения роялти между лейблами и артистами?
Менеджеры также напоминают о том, что «сделки с лейблами и издателями заключаются с целью эксплуатации музыки в интересах артиста», и, следовательно, авторское право должно функционировать эффективно на уровне «создатель — посредник», а не только «посредник — потребитель».
- Только две позиции важны в системе оценки значимости музыки: 1) авторы, 2) потребители. Взаимоотношения артиста с поклонниками и наоборот. Назначение авторского права — это поощрение творческой деятельности. Назначение цифрового рынка — поощрение авторов и потребителей, - подытоживают авторы письма.
Алексей Гоман и «Маленький оркестр» выпустили «Девочку-ветер»
Премьера альбома «Девочка-ветер» проекта «Маленький оркестр» и Алексея Гомана состоялась 31 января 2025 года. В пластинку вошло семь новых песен в стилистике 50-60-х годов. Проект «Маленький оркестр» – творческий союз Саши Даль, Алексея Гомана, Валерии Коган и других музыкантов.
- Наконец-то выходит в свет второй альбом «Маленького оркестра», - говорит Алексей Гоман. – Мы очень долго к этому шли – и музыкально, и эмоционально, и технически, и юридически… но очень радостно, что всё не зря. А отмечать это события мы с вами будем 5 марта в театре «Русская песня», большим составом «Маленького оркестра» - это тоже случится впервые.
Nagart передали ужас узких городских улиц в альбоме «13 этаж»
Премьера альбома группы Nagart «13 этаж» состоялась 31 января 2025 года. Цифровой релиз пластинки осуществил лейбл «Союз Мьюзик». Презентация альбома «13-й этаж» пройдет 17 мая в Москве в клубе Base и 24 мая в Санкт-Петербурге в клубе «Космонавт», а также коллектив отправится в большой тур по России в 2025 году.
- Скрип палубы, звон разбитых зеркал и неотвратимый ужас узких городских улиц – лишь малая часть впечатлений, предложенных искушенному слушателю! Поднимайтесь на борт и отправляйтесь в путешествие по мирам нового альбома Nagart - «Тринадцатый этаж», если осмелитесь! - говорится в пресс-релизе диска.
«ИнтерМедиа» напоминает, что совместная песня группы Nagart и вокалистки «Мельницы» Хелависы «Королева льда» увидела свет 1 октября 2024 года. Композиция также вошла в альбом «13 этаж».
«Смешарики» выпустили новый мемный трек «Фижма Phonk»
Сингл «Фижма Phonk» выпустили 31 января 2025 года создатели анимационного сериала «Смешарики» совместно с лейблом Riki Music. Трек в жанре фонк создан на основе фрагмента диалога Лосяша и Кар-Карыча из классической серии «Смешариков» «Эрудит» 2010 года, где редкие слова «фижма» и «хорда» злят Карыча, потому что он никогда о них не слышал. Именно его гнев послужил поводом для многочисленных мемов и пародий, набравших десятки миллионов просмотров в соцсетях в 2025 году. «Смешарики» не остались в стороне от трегда и решили поддержать творчество фанатов официальным треком по мотивам популярного мема.
Кроме того, в социальных сетях лейбла Riki Music и на YouTube канале «Рики.Фан» вышел клип на трек «Фижма Phonk» с кадрами из серии «Эрудит».