Андрей Эшпай отпраздновал 90-летний юбилей
Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, Президент Авторского совета Российского Авторского Общества, почетный профессор Московской консерватории, композитор Андрей Яковлевич Эшпай отпраздновал свой 90-летний юбилей.
Андрей Эшпай родился 15 мая 1925 года в старинном волжском городе Козьмодемьянске. На формирование творческой личности композитора основное влияние оказали родители – особенно его отец - композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог Яков Андреевич Эшпай. Он был создателем первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений. За пять лет до рождения сына, в 1920 году, Яков Андреевич участвовал в экспедиции по сбору и записи песен горных мари. Подвижнический труд Якова Эшпая по обработке народных мелодий, в результате которого было сделано свыше 500 записей, является подлинным примером служения искусству.
В 1928 году семья Эшпаев переехала в Москву. Отец учился в аспирантуре Московской консерватории, мать — в педагогическом институте. Школьные годы Андрея были окружены заботой и вниманием многих наставников, в том числе сестер Гнесиных.
В роковом для нашей страны 1941 году Андрей Эшпай окончил музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано у педагога В.В.Листовой. «Валерия Владимировна была удивительным человеком. Возвышенный взгляд на мир она передавала всем своим ученикам. Кроме того, она обладала громадной эрудицией и широким кругозором», - вспоминал впоследствии композитор. Учебу в 10-м классе средней школы он продолжил в Мариинском Посаде под Чебоксарами, в эвакуации. С первых дней войны Андрей рвался добровольцем на фронт, но его время тогда еще не пришло.
Война стала особой темой в жизни и творчестве композитора. В январе 1943 года он поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулеметное училище, затем окончил курсы военных переводчиков при ВИИЯКА, и с конца 1944 года находился в действующей армии на 1-м Белорусском фронте. Командиром взвода разведки Андрей Эшпай освобождал Варшаву, принимал участие в Берлинской операции, окружении и преследовании гитлеровских войск в районе Гросс-Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты. У стен рейхстага погибли два лучших друга Андрея, разведчики Володя Никитинский из Архангельска и Гена Новиков из Ташкента. Во время войны он потерял старшего брата. Памяти брата и его друзей посвящена прекрасная песня «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой…»), написанная для Марка Бернеса через десять лет после Победы.
- Я прочел текст и был буквально ошеломлен, - вспоминал в одном из интервью Андрей Яковлевич. - Поразительное совпадение! Все, о чем писал незнакомый мне тогда поэт Евгений Винокуров, было у меня в жизни! И сонная Висла, и весенняя сырая земля, и улица — Бронная… Брат Валя, который не вернулся с войны, погиб под Ленинградом. А мама все ждала и ждала его возвращения до последних своих дней… Была даже девушка, которая не дождалась…
После окончания войны вплоть до сентября 1946 года Андрей Эшпай служил в управлении информации в Берлине. Боевой путь отважного разведчика Эшпая отмечен орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», польской медалью «За Варшаву, 1939-1945 гг.»
После войны Андрей Эшпай поступил в Московскую консерваторию, в которой учился по классу композиции у Н.Ракова, Н.Мясковского, Е.Голубева и фортепиано - у В.Софроницкого. За год до окончания консерватории, в 1952 году, его приняли в Союз композиторов СССР, и он стал одним из самых молодых его членов.
Сильное воздействие на формирование композиторского почерка Эшпая оказало изучение стилистики народных песен. Эта область была ему особенно близка. После окончания консерватории он приступает к обработке песен, придавая им форму вокальных и инструментальных миниатюр. Яков Андреевич Эшпай помогал сыну отбирать для его работы самое интересное из записанного им в фольклорных экспедициях.
На протяжении всей своей жизни в искусстве Андрей Эшпай пишет киномузыку и музыку для театральных постановок. Он — автор музыки более чем к шестидесяти кино- и телефильмам, поставленным на разных студиях страны, и к двум десяткам спектаклей. Среди написанных им песен такие знаменитые, как «А снег идет», «Песня о Родине», «Ах, Одесса моя», «Мы с тобой два берега» и многие другие произведения, любимые несколькими поколениями слушателей и исполнителей.
В 2013 году Андрей Яковлевич возглавил профессиональное жюри Первого открытого всероссийского конкурса-фестиваля молодых музыкантов в Йошкар-Оле, получившего его имя. С тех пор конкурс имени Андрея Эшпая проходит два раза в год, собирая под свои знамена талантливых учащихся музыкальных школ, студентов и молодых профессиональных исполнителей из разных регионов нашей страны. Этот конкурс способствует сохранению и развитию национальных особенностей музыкальной культуры России, выявлению и поддержке наиболее талантливых, перспективных молодых композиторов и исполнителей.
Автор множества балетов, симфоний, кантат и других произведений, уже ставших классическими, почетный профессор Московской консерватории, Андрей Яковлевич продолжает вести активную творческую и общественную деятельность. Он является членом Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, почетным членом Общества им. Ф.Листа и академиком Российской академии кинематографических искусств. На посту президента Авторского Совета РАО он принимает участие в усовершенствовании российской системы коллективного управления правами авторов. Андрей Яковлевич лауреат Почетной премии РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
- Андрей Эшпай - выдающийся композитор, профессионал, создавший множество произведений в самых разных жанрах. Его замечательные песни, которые звучат и сейчас, составляют «золотой фонд» отечественного песенного искусства. Его творческому темпераменту могут позавидовать его более молодые коллеги. То, что Андрей Яковлевич возглавляет Авторский совет Российского авторского общества, значит очень много для нашей организации, - говорит вице-президент Авторского совета РАО, председатель Союза московских композиторов Олег Галахов. – Он пользуется непререкаемым авторитетом не только среди музыкантов и композиторов, но и среди других деятелей культуры, и этот авторитет неоспорим. Кроме того он человек, который умел и умеет общаться с людьми, начиная с самых простых слушателей и заканчивая мировыми именами, такими как Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский… Его биография – это биография выдающегося человека и гражданина. Человека, который прошел войну, затем поступил в консерваторию, все годы обучения провел в офицерской шинели и стал выдающимся деятелем отечественной и мировой музыкальной культуры! Это выдающаяся личность и выдающийся гражданин.
- Мне очень приятно поздравить Андрея Яковлевича с юбилеем, он замечательный человек, - говорит композитор Владимир Матецкий. - Безусловно, выдающийся композитор XX века. Дирижер, который великолепно управляет оркестром и в то же время является гениальным пианистом, прекрасно разбирающемся в джазе, автором произведений симфонической музыки и большой классической музыки, замечательных песен, киномузыки... И он продолжает работу. Не могу не коснуться темы его юности. Ведь этот человек реально воевал, служил в разведке, видел войну самым близким взглядом. Принимал участие в боевых действиях, у него погиб родной брат, и все это в одной судьбе – судьбе Андрея Яковлевича Эшпая! Мне очень приятно, что нас связала работа в Российском авторском обществе. Человек отдается ей всем своим заботливым сердцем, всей душой. Нам всем очень повезло, что он возглавляет Авторский совет РАО!
- Я считаю, это огромное счастье, что Андрей Яковлевич работает вместе с нами, что он возглавляет нашу работу, - убежден поэт-песенник Александр Шаганов. - Умудренный опытом, с такой биографией, и творческой, и жизненной! Работа Президента Авторского совета РАО настраивает на очень точную, высокую ноту. Я был приятно удивлен «золотыми» цифрами в его паспорте. Для меня огромная честь стоять с ним в одних рядах!
Всю жизнь Андрей Яковлевич Эшпай следует принципу - никогда не сдаваться. Музыкой он занимается с детства и не просто занимается, а живет. Недавно Андрей Яковлевич завершил работу над произведением памяти своего учителя, композитора Евгения Голубева. Когда-то Андрей Эшпай сказал, что никогда не состарится. С этим убеждением его 90-летний юбилей воспринимается как самый расцвет сил.
Анна Малышева
Обзор: «Иванушки International» — «Тополиный пух» | «Хит сториз»
2024, «Муз-ТВ».
В выпуске о создании нестареющего хита «Тополиный пух» авторы «Муз-ТВ» довольно схематично описывают ранние годы «Иванушек». Видимо, о том, что успех пришёл к ним не сразу, нужно снять отдельную программу, а в данной серии «Хит сториз» рассказывается, как «Тополиный пух» помог фанатам смириться с заменой Игоря Сорина на Олега Яковлева. Мол, полгода они его не принимали, но после «Пуха» и клипа на него поняли, что он тоже неплохой певец. Кстати, парадоксальная вещь: первыми участниками трио «Иванушки International» был непоющий Андрей Григорьев-Аполлонов и никогда не занимавшийся вокалом Кирилл Андреев. И вот они до сих пор бессменно в составе, а третий – самый голосистый – в составе уже третий (причём двух первых уже нет в живых).
Но не будем о грустном. В этом выпуске поэт Михаил Андреев впервые признался, почему тополиный пух у него в тексте летает в июле, а не в июне, как полагается. Ранее Андреев придерживался версии, что у него на родине в Томске лето позднее, поэтому пух может появляться в июле. Но специально для «Муз-ТВ» поэт-песенник заявил, что «июль» лучше рифмуется с «поцелуем», чем «июнь». По словам Михаила, он написал «июль», понял, что это ошибка, но сознательно не стал её исправлять.
Авторы выпуска также объяснили, что нашептал в припеве непоющий Рыжий. Фанатки много лет спорили, какую фразу он там произносит, а Андрей добавлял масла в огонь, произнося свою реплику потише и понеразборчивей. На самом деле говорится следующее: «Это ещё не любовь, это такой закон борьбы противоположностей».
Что касается клипа на «Тополиный пух», то режиссёр Олег Гусев снимал его без сценария, в основном на импровизациях, из которых потом была смонтирована какая-то настроенческая история (к слову, её раскритиковали злобные зумеры, выступающие в проекте в роли экспертов по старым хитам). То, что на экране выглядит как пустыня, снималось на берегу Финского залива; летний вайб пришлось изображать, как водится, в довольно сырую и промозглую погоду, а в детском бассейне, куда прыгали Андрей и Кирилл, была ледяная вода. А за рулём джипа, который гоняется по пляжу за «Иванушками», оказывается, была Елена Корикова, хотя в кадре этого разобрать нельзя.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Умер композитор Павел Карманов
Российский композитор Павел Карманов скончался 24 ноября 2024 года в возрасте 54 лет. О его смерти сообщил в соцсетях журнал «Музыкальная жизнь». Причина пока не известна.
Павел родился 12 февраля 1970 года в Братске Иркутской области в семье музыкантов. С пяти лет посещал музыкальную школу в Новосибирске и начал сочинять музыку. После того, как его детские сочинения высоко оценил композитор и педагог Дмитрий Кабалевский, семья переехала в Москву. В 1988 году Карманов окончил Центральную музыкальную школу, в 1995-м – Московскую консерваторию.
С 1996 года Павел Карманов - член Союза московских композиторов, писал музыку в самых разных стилях: авангард, минимализм, импрессионизм, духовная музыка. Среди самых известных его произведений – «Форелевый квинтет», «Второй снег на стадионе», "Different Rains", «Рождественский вертеп Павла Карманова». В 2013 году выступил одним из соавторов новой музыкальной редакции оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в постановке режиссёра Юрия Любимова.
Он постоянно принимал участие в различных музыкальных фестивалях, его сочинения исполняются в концертных залах Москвы и городов мира. Сотрудничал с такими музыкантами как Алексей Любимов, Юрий Башмет, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Московский ансамбль современной музыки и др. С 2000 года Павел Карманов был участником московской рок-группы «Вежливый отказ», с которой выступал в качестве пианиста и флейтиста.
Являлся автором музыки ко многим художественным и документальным фильмам, а также к рекламным роликам. В их числе «Место под солнцем» Али Хмараева, «Солдатский декамерон» Андрея Прошкина, «Большой» Валерия Тодоровского, а также мультфильмы Ивана Максимова.
В середине 1990-х Павел Карманов сотрудничал с агентством «ИнтерМедиа» в качестве корреспондента. Мы выражаем соболезнования его родным и близким.
Ким Уайлд отправилась на ночном поезде в клипе на песню из нового альбома
Премьера сингла и клипа Ким Уайлд «Midnight Train» состоялась 22 ноября 2024 года. В видео, снятом режиссером Шоном Джеем Винсентом, британская певица едет в поезде, где ее окружают довольно странные личности.
Песня «Midnight Train», как и вышедший в августе сингл «Trail Of Destruction», войдет в новый альбом Ким «Closer», релиз которого состоится 31 января 2025 года. Пластинка станет первой студийной работой 64-летней певицы за шесть с лишним лет, прошедших с выхода ее последнего альбома «Here Comes The Aliens», релиз которого состоялся в марте 2018 года.