Сборник «Музыка Победы» *****
2015, Фирма «Мелодия»
Праздновать юбилеи мы, честно говоря, не умеем: всё время празднуем с бешеным перехлёстом. Вот недавно было 75-летие со дня рождения Иосифа Бродского, так стихи Бродского разве что из тостера не выскакивали. Юбилей прошёл - и тишина. Никакого вам больше Бродского. Что уж говорить о больших государственных юбилеях вроде 70-летия Великой Победы. Перед 9 мая все будто соревновались в том, чтобы отпраздновать как можно более громко и пафосно: наклейки на машины, георгиевские ленточки размером с добрый шарф, кавер-версии военных песен от поп-звёзд, конкурсы кулинаров, танцы в военной форме и масса всего ещё. На фоне этого размаха где-то скромно появлялись дожившие до юбилея ветераны, которым сейчас около 90 лет, где-то публиковались их реальные воспоминания, которые говорят о величии праздника гораздо больше, чем все громокипящие парады.
Праздник закончился - и кто теперь вспоминает о войне и тем более о ветеранах? Тихо замерло всё до 75-летия Великой Победы.
А когда-то это был очень тихий праздник. В семьях поздравляли своих доживших ветеранов, они выпивали 100 грамм и рассказывали о войне. Но чаще не рассказывали. Не любили они вспоминать. Возможно, поэтому большинство любимых военных песен - отнюдь не марши, а тихие щемящие произведения. Их, кстати, можно слушать и петь в любой день, не только в мае. И дедов вспоминать не только перед юбилеями, а почаще.
Сборник «Музыка Победы» фирма «Мелодия» выпустила к 9 мая, но его ценность в том, что это абсолютно долгоиграющая пластинка. Можно сказать, вечная. Здесь собрано 38 абсолютно лучших песен о войне - причём в том виде, в котором они полюбились слушателям. Никаких кавер-версий, никаких модных исполнителей - только оригиналы: Марк Бернес, Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов, Юрий Гуляев, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Нина Ургант, Михаил Ножкин о войне пели разными голосами и с разными интонациями - кроме фальшивых. Именно эти песни никогда не позволят забыть о самой страшной войне в истории человечества.
Диск начинается с тухмановского «Дня Победы» в исполнении Льва Лещенко - песни, удивительным образом совмещающей торжественность и траур. В финале сборника звучат три сообщения Советского информбюро, зачитанных Юрием Левитаном - производя такой же эффект праздника со слезами на глазах. А между этими эмоциональными точками представлены военные песни на любой вкус и настроение. Тут даже рецензировать ничего не нужно, достаточно пунктирного перечисления: «Давай закурим», «Песенка фронтового шофёра», «Огонёк», «Смуглянка», «На безымянной высоте», «Дорога на Берлин», «На солнечной поляночке», «Три танкиста», «Потому что мы пилоты», «Пора в путь-дорогу», «В лесу прифронтовом», «Соловьи», «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Алёша», «Где же вы теперь, друзья-однополчане», «Если бы не было войны», «Нам нужна одна победа», «Последний бой», «За того парня», «Мгновения», «Жди меня», «Любимый город», «Журавли», «Поклонимся великим тем годам», «Катюша»... Среди их авторов и исполнителей далеко не все были фронтовиками - но это не помешало им записать по-настоящему великие и честные песни, благодаря которым о войне вспоминают не только в памятные даты.
Алексей Мажаев (InterMedia)
Фаррелл Уильямс рассказывает о своей жизни с помощью Lego
Первый трейлер фильма «Piece By Piece» представила 6 июня 2024 года кинокомпания Focus Features. Это байопик автора песен, певца и дизайнера Фаррелла Уильямса, полностью снятый с помощью конструктора Lego и анимации.
- Это уникальный кинематографический опыт, который приглашает зрителей совершить яркое путешествие по жизни иконы культуры Фаррелла Уильямса, - сообщается в синопсисе. - Включите свое воображение и станьте свидетелем эволюции одного из самых инновационных музыкальных умов.
Помимо главного героя в биографическом мультфильме появятся его друзья и коллеги Гвен Стефани, Кендрик Ламар, Тимбалэнд, Джастин Тимберлейк, Баста Раймс, Джей Зи, Снуп Догг (в виде фигурок Lego и озвученные настоящими артистами) и другие реальные персонажи из жизни героя. Режиссером стал Морган Невилл – обладатель «Оскара» за документальный фильм «В двух шагах от славы», автор документальных лент о Боно, Стиве Мартине и др. В трейлере можно услышать фрагменты хитов Фаррелла, а в самом фильме прозвучит и новая его музыка и песни, написанные специально для саундтрека.
В мировой прокат «Piece By Piece» выйдет 10 октября.
Евгений Сафронов назвал безумием введение дресс-кода для артистов
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов дал свои рекомендации, какие мероприятия ПЭМФ нужно посетить в первую очередь. Эксперт напомнил, что на большинство мероприятий просто так не попадешь.
- Деятели бизнеса стараются на свои вечеринки привлечь самых известных наших артистов, которые лишний раз докажут высочайший уровень этих деятелей, - отметил Евгений Сафронов в интервью «Российской газете». – Так что перечислять достаточно сложно, тем более, что это вами уже сделано. Обращу внимание разве что на Игоря Бутмана, который подготовил прекрасные программы на протяжении всего форума - каждый день что-то очень интересное и новое. Но, по большому счету, не столь важно количество мероприятий, сколь их уровень - и он очень высок. Очень хорошо, что участники форума обращают особое внимание на культуру, потому что культура - это и показатель статуса, и способ настроить людей на какой-то общечеловеческий лад, а не только лишь бы деньги считать.
Евгений Сафронов также дал свои комментарии относительно инициатив некоторых депутатов Госдумы ввести дресс-код для российских артистов:
- Здесь все достаточно просто. В каждом обществе сфера культуры является объектом особого внимания, причем, как со стороны общественности, так и руководства. Это не обязательно какая-то цензура - но во всех обществах установлены правила поведения, слова о некоей "абсолютной свободе" - иллюзия. Но эти правила должны быть определены и прозрачны, они во многом защищают артиста от нападок и произвола. Если исполнитель соблюдает эти правила, никто не вправе ему что-нибудь запретить. Но, к сожалению, в России после перегиба в одну сторону произошел перегиб в другую - после разрушения системы творческого контроля в 1988-1989 годах каждый мог делать все, что угодно. Естественно, это вызывало и противодействие, и кривотолки, и совершенно ненужное напряжение в обществе. И вот сейчас сразу все желающие начинают устанавливать свои правила и настаивать на их соблюдении, в частности, устанавливать форму одежды для артистов. Это, на мой взгляд, - полнейшее безумие, такого даже в Советском Союзе не было. Уверен, что государство должно в этом случае очень серьезно подойти к вопросу и определить, что можно, а что нельзя. Другой вопрос, что, конечно, сейчас разрушены институты контроля - и сейчас мало кто помнит, как настраивать творческий контроль точно, аккуратно и на пользу общества. При этом у нас есть дружественные страны, где эта система работает очень неплохо, и собственный исторический опыт, далеко не всегда отрицательный. Другой вопрос, что у нас сфера культуры сейчас управляется сразу шестью ведомствами, у каждого из которых свои задачи. Навести в ней порядок крайне сложно, но можно, и, самое главное, нужно.
Затронул Евгений Сафронов и тему бюджетов зрелищных мероприятий:
- Важно понимать, что все, о чем мы с вами говорим, с большим трудом можно подсчитать. У нас в законодательстве практически нет определений - никто точно не знает, что такое театр, что такое концерт, что такое спектакль - поэтому у Росстата вы всего этого не найдете. Мы в "ИнтерМедиа" единственные в нашей стране считаем экономику культуры комплексно - это сложная задача, но в принципе она решаема, методика отработана. Цифры здесь не очень большие, 250-300 миллиардов рублей - это лишь доли процента ВВП, ничего значимого. Но ведь в культурных индустриях деньги - не главное. Главное - влияние сферы культуры на процессы в обществе, и в конечном счете - власть над этим обществом. И если не обращать на эту сферу внимания - мол, денег там немного - значит совершать большую ошибку. Но, обращу внимание, в последнее время эта ошибка активно исправляется - появились Президентский фонд культурных инициатив, Институт развития интернета, еще несколько важных серьезных фондов с хорошими бюджетами. Это действительно крайне важная инициатива, которая позволяет серьезнее управлять культурой. Но до системного управления пока еще очень далеко, нужно работать и ломать установленные 30, 50 и 90 лет назад догмы, которые до сих пор, к сожалению, тормозят развитие.
Кроме того, Евгений Сафронов порассуждал об авторских правах:
- Мы детально изучаем эту сферу - и здесь надо говорить не только об авторских правах, но и о смежных правах исполнителей, производителей фонограмм, и о культурных индустриях, в частности, музыкальной. Мы знаем, что эти права сейчас защищаются намного серьезнее и лучше, чем это было 10 или тем более 30 лет назад, наведен реальный порядок, авторы и исполнители получают значительно бОльшую долю от оборота. Другой вопрос, что доля больше, а денег меньше - ведь индустрия ещё 15-20 лет назад рухнула - и не в последнюю очередь из-за невнимания к ней, отсутствия поддержки. Сейчас обороты индустрии звукозаписи в десятки раз меньше, чем в момент ее расцвета в нулевых. Но восстановление возможно - просто с этим надо работать. И тогда с авторскими правами всё будет ещё лучше.
Как мы сообщали ранее, заседание Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, посвященное организационно-правовым, финансовым и функциональным моделям креативных индустрий, состоялось 3 ноября 2023 года. В нем принял участие Евгений Сафронов.
Стас Намин подал в суд на издателей «Парка Горького»
Создатель группы «Парк Горького» Стас Намин подал в суд иск из-за незаконного, по его мнению, размещения словосочетания Gorky Park на компакт-дисках и виниловых пластинках, изданных лейблом Moroz Records. Как считает истец, данные диски и пластинки следует признать контрафактными.
По данным «Вестей», иск Стаса Намина поступил в арбитражный суд Москвы. В качестве ответчиков указаны бывший участник группы «Парк Горького» Алексей Белов, индивидуальный предприниматель (ИП) Александр Морозов и ООО «Музыкальное право». Стас Намин обладает исключительными правами на четыре зарегистрированных в Роспатенте товарных знака, которые имеют общий охраняемый элемент «Парк Горького» и Gorky Park. По мнению истца, ответчики незаконно используют эти товарные знаки на компакт-дисках и виниловых пластинках, а также цифровых релизах.
Реализация дисков и пластинок идет через сайт, на котором указано, что продавцом выступает ИП Морозов, а в выходных данных диска и пластинки правообладателями указаны Алексей Белов и «Музыкальное право». Стас Намин просит суд признать действия ответчиков нарушением исключительного права со всеми вытекающими последствиями. Тиражи пластинок он требует уничтожить, а ему выплатить компенсацию.
Как мы сообщали ранее, новый альбом группы «Парк Горького» выйдет в 2024 году. «ИнтерМедиа» напоминает, что продюсер и создатель проекта «Парк Горького» Стас Намин после распада группы в 1990 году возродил ее с новым составом летом 2022 года на Фестивале российского рока «SNC 35 лет» в Зеленом театре ЦПКиО им. Горького при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.