Сергей Федотов (РАО): «Тактика наших оппонентов — это попытка рейдерского захвата системы охраны авторских прав, попытка разрушить то, что построено за многие годы»

О ПРОВЕРКЕ ДОЧЕРНИХ КОМПАНИЙ РАО
- У РАО за много лет накопился ряд объектов недвижимости, которые мы уже не использовали, сдавали их в аренду. Это не основной вид деятельности для РАО. Как общественная организация мы вправе ей заниматься, но в силу определенных экономических причин, в силу особенностей законодательства мы приняли решение: учредить дочернюю структуру для обеспечения хозяйственной деятельности РАО. Было создано ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (СЭК), ему переданы помещения для сдачи в аренду, а также автопарк - все служебные автомобили РАО. СЭК должна была сдавать эти помещения, а получаемую прибыль расходовать на хозяйственные нужды: на обновление того же автопарка, на ремонты и так далее.
Со временем стало понятно, что целесообразнее продать эти помещения, а вырученные средства использовать в тех направления, которые нам необходимо совершенствовать. Помещения были реализованы компанией СЭК за суммы, превышающие цены, по которым они были куплены Российским авторским обществом. Отчуждение помещений осуществлялось через продажу акций компаний, в уставный капитал которых они были внесены. Деньги за эти помещения были нами получены.
КУДА ПОШЛИ ВЫРУЧЕННЫЕ СРЕДСТВА?
- Время показало, что необходимо инвестировать средства в наукоемкие и современные технологии, связанные с IT.
Несколько лет «висит» незакрытое поручение правительства о создании национального реестра интеллектуальной собственности. В нем будут храниться сведения об объектах и субъектах авторских и смежных прав. Мы готовы взять на себя работу по формированию такого реестра. Но для этого необходима мощная база данных и современное программное обеспечение. Мы привлекли специалистов, которые нам помогут сделать государству предложение по созданию и ведению реестра.
Кроме традиционных видов использования произведений, появляются новые, например, использование через интернет. Мы хотели бы побороться за право собирать вознаграждение для правообладателей и в этой сфере. Для этого также нужна мощная база данных и IT система. Также на вырученные деньги мы приобрели несколько медиаактивов.
О ЗАРПЛАТЕ В РАО
- Ежемесячно я получаю оклад около 200 тыс. рублей и персональную надбавку к нему, которая не может превышать размер моего оклада. Я руковожу довольно большой структурой, мне кажется, что это разумная заработная плата. Хотелось бы получать больше, но вряд ли это одобрят авторы.
Кроме того, у меня много разных направлений деятельности, не связанных с РАО. Сотрудникам мы стараемся выплачивать зарплаты, соизмеримые с заработками на аналогичных должностях в коммерческих структурах, но у нас они все равно меньше. Это факт. Но люди не уходят. Они дорожат работой. Отток кадров у нас маленький.
О КОНФЛИКТЕ С ИЛЬЕЙ РЕЗНИКОМ
- Что касается эмоций Ильи Резника и некоторых других авторов… Это не большинство, это отдельные люди. Илья Резник всегда получал адекватные суммы за использование своих произведений. Его произведения уже давно используются не так активно, как, может быть, кажется самому автору. Многие исполнители давно взяли в репертуар другие песни. А кому-то из исполнителей он сам запретил исполнять свои произведения.
Когда РАО управляло всеми его правами, Илья Резник получал в год гонорары, исчисляемые суммами с шестью нулями. Это объективно отражало объемы использования его произведений. Кроме того Илья Резник получал значительные суммы от Первого музыкального издательства, которое управляло частью его прав. Затем Резник начал постепенно, год за годом исключать свои произведения из управления РАО и ПМИ.
Совершенно понятно, что суммы, получаемые им, стали уменьшаться. Когда автор изымает из управления РАО свои произведения, мы перестаем собирать для него деньги, и нам становится нечего ему выплачивать. По-моему, это очевидно. Дошло до того, что он исключил из управления все свои права и пытается управлять ими сам. Это его право. Возможно, он считает, что сделает это эффективнее. Но говорить о непрозрачности в данном случае странно. РАО готовит подробные отчеты для каждого автора. Каждый автор имеет понимание, из чего образовалась выплаченная ему сумма, до копейки.
О ПРОВОКАЦИЯХ И УГРОЗАХ В СВОЙ АДРЕС
- Все это является частью большой кампании. Она началась в октябре прошлого года, когда в офис РАО доставили надгробие с моим изображением. Я с тревогой это воспринял. Это было предупреждение в стиле 90-х.
К нам в РАО был звонок по поводу заложенной бомбы, мы были вынуждены эвакуировать сотрудников. Чуть позже обстреляли квартиру Иосифа Пригожина. Угрожали людям, которые нас поддерживают, угрожали моей семье. Параллельно началась грязная информационная компания против нас - статьи, которые пишутся «под копирку». Журналисты даже не удосуживаются проверить факты.
Цель - отстранение меня от занимаемой должности, видимо, для того, чтобы поставить на это место другого человека. Но моя должность выборная. Меня выбирают авторы на собрании, на определенный срок.
В последнее время оппоненты поменяли тактику и бьют по всей системе охраны авторских прав в целом, чтобы уничтожить ее. Утверждается, что существующий в нашей стране институт коллективного управления и охраны авторских прав порочен, что все мы нечистые на руку люди, и что вообще всю систему надо срочно менять. Не так давно появился законопроект Минкомсвязи, который предлагает лишить РАО всех полномочий, которыми его наделило государство.
Это попытка рейдерского захвата системы охраны авторских прав, попытка разрушить то, что построено за многие годы. Я в этой сфере работаю давно. Мне не в чем себя упрекнуть: когда я сюда пришел, организация находилась в руинах. Нужно было много работать, чтобы создать нынешнюю систему охраны прав. Сегодня есть три системообразующие организации, мы их объединили в одну. Разумеется, гораздо проще воспользоваться плодами чужого труда, чем создавать свое. Мне хочется сказать тем, кто нас атакует: господа, создайте свою организацию и докажите, что вы эффективны, что вы лучше нас.
О ПРЕИМУЩЕСТВЕ НОВОЙ СТРУКТУРЫ ПДК РАО ПЕРЕД ПРЕДЫДУЩИМИ
- Я нахожусь в отпуске и пока не формировал штатное расписание. Безусловно, у трех организаций есть некоторое дублирование функций, от которого мы бы хотели отказаться.
Кроме того, отчисления авторов на содержание деятельности РАО по сбору и распределению вознаграждения сегодня находятся в интервале от 1 до 35%. Указанный процент зависит от способа, которым использовалось произведение. Наиболее трудозатратны сборы за использование музыки в кафе, ресторанах, других небольших предприятиях. Я считаю, что размер этих отчислений необходимо снижать. Это основная цель объединения.
О СИТУАЦИИ С РЕКТОРОМ КОНСЕРВАТОРИИ АЛЕКСАНДРОМ СОКОЛОВЫМ
- У нас сложные отношения с Александром Сергеевичем. Полгода назад он провел альтернативное собрание в стенах консерватории. Я, к сожалению, на него не был приглашен. Целью собрания было переизбрание совета ВОИС. Я туда входил, и в новый состав меня тоже избрали. Но я могу сказать, что из списка членов совета пропали несколько фамилий, которые для меня казались значимыми: из совета вывели поэта Андрея Дементьева, некоторых других деятелей культуры. Их заменили либо на штатных работников консерватории, либо на лиц, как-то с ней связанных.
Я такое решение Александра Сергеевича не одобрил. Некрасиво проводить за спиной своих коллег подобные акции. Формировать совет из консерваторских сотрудников, к которым, кстати, я отношусь с уважением, неправильно. По сути, ВОИС хотели сделать дочерней структурой консерватории. Поскольку собрание было проведено с большими нарушениями законодательства, его решения не были зарегистрированы Минюстом.
Соколов не был избран делегатом конференции в “Президент-отеле”. Когда встал вопрос, приглашать ли его в качестве гостя, мы опирались на опыт полугодовой давности. Я предложил его не приглашать. Нам надо было принимать судьбоносное решение. Приглашать Соколова, чтобы он тратил время участников конференции на сведение счетов, мы не стали. Я считаю, что это наше право.
О ГЛОБАЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ
- Мы сделали предложение обществу, руководству страны. Суть была простой. Пусть будет некий тариф, относительно небольшой (у нас было 25 руб. в месяц), оплатив который граждане смогут пользоваться неограниченным объемом контента. Такой системы нигде в мире нет. Это было революционное предложение.
Многие встретили его в штыки: кто-то не разобрался и не прочел внимательно, но было и много ангажированных публикаций в прессе. Мы не считаем, что предложение мертвое. С ним надо работать дальше.
Были интересные слушания в Белом доме на “Открытом правительстве”. Высказывалось много точек зрения. О том, что сегодня это идея сырая, но с ней надо продолжать работать, говорил на совещании Игорь Шувалов. Мы будем продолжать эту работу. Пусть не завтра и не послезавтра, но нам нужна качественная концепция, которая учитывает интересы всех участников рынка. Я имею в виду не только операторов связи, но и граждан.
<...>Будет ли принято предложение по глобальной лицензии в модернизированном виде или будет иной механизм, пока говорить рано. Но он будет выбран так или иначе. Одно совершенно понятно: для работы этого механизма нужна будет организация, которая объединяет разные категории правообладателей - кинематографистов, музыкантов, писателей и т. д. Такая организация сегодня создается - ПДК РАО.
О ЕДИНОМ РЕЕСТРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
- Большой и открытый реестр был бы максимально полезен для всего общества. Например, если журналист хочет использовать в телепрограмме фрагмент музыки или фильма, он сможет посмотреть на специальном сайте, кому принадлежат права на эту песню или фильм. Такого рода информация должна быть в открытом доступе. Там ничего не будет про деньги - я против раскрытия гонораров. Вы сами понимаете: это безопасность людей.
О таком реестре говорилось и в поручении правительства, но никто не приступил к его формированию. Это дорогой и сложный проект.
(Владимир Зыков, «Известия», 07.09.15)
Обзор: «Запретные клипы 80-х: почему их не пустили в эфир?»

2025, «Спасибо, послушаю».
Год назад у Андрея Васильева выходило «Спасибо, послушаю» о запрещённых клипах 90-х, а нынешний выпуск стал своеобразным приквелом. На сей раз речь пошла о клипах эпохи раннего MTV, когда музыканты и режиссёры сами не знали границ дозволенного к показу и проверяли их опытным путём. Первопроходцем в этом деле стали Queen, которые начала снимать провокационные клипы ещё до того, как MTV начал вещание. Так, в 1978 году они сделали ролик «Bicycle Race», в котором 65 полностью обнажённых девушек ездили по стадиону на велосипедах. Показывать этот клип было особо негде, тем не менее он вызвал мощный скандал – в частности, фирма, сдавшая велики в аренду, потребовала у Queen выкупить «осквернённые» сёдла. После этого упрямые музыканты поместили обнажённую девицу (вид сзади) на велосипеде на обложку сингла «Bicycle Race», а рекорд-лейбл пририсовал девушке не очень изящные трусы. Уже после начала вещания MTV Queen подверглись запрету клипа «Body Language», а знаменитый «I Want To Break Free», где музыканты предстали в женских образах, вызвал восторг в Британии и ужас в США. Кому английский юмор и пародия на сериал «Улица коронации», а кому – гендерная неразборчивость и чуть ли не пропаганда нетрадиционных отношений.
Группа Duran Duran вообще снимала свой клип «Girls On Film» для сборника Playboy – в полном соответствии с канонами легкоэротической видеопродукции. Когда ролик был готов, его отнесли и на только что открывшееся MTV, но там потребовали перемонтировать его, исключив из видеоряда «предметы, напоминающие по форма сосок». Несмотря на расплывчатость задания, Duran Duran с ним справились – и были вознаграждены первой «Грэмми» в номинации «Лучшее музыкальное видео».
Материалы к клипу Soft Cell «Sеx Dwarf», напоминающему любительское трэш-видео с бензопилами, были конфискованы полицией ещё до выхода клипа. Ролик и группа обрели скандальную славу, хотя его никто не видел; про видео рассказывали легенды, в которых всё было куда страшнее, чем в реальности. Ещё одна скандальная история произошла с клипом «If I Could Turn Back Time» Шер, снимавшемся на линкоре «Миссури» и задумывавшемся как реклама военно-морского флота. Но певица так легко оделась на съёмки, что показывать клип решились только по ночам, а ВМФ постаралась откреститься от этого безобразия.
В Советском Союзе в 80-е эротическое видео только зарождалось, и автор вспомнил лишь постельную сцену в «Ночном рандеву» Криса Кельми. Тем не менее кое-где СССР превзошёл Запад в раскрепощённости: клип Сабрины «Boys», больше похожий на любительское видео у бассейна, на Центральном телевидении показывали без купюр, тогда как в Европе обнажённую грудь синьоры Салерно закрывали чёрной плашкой. К слову, Андрей Васильев приводит любопытную историю появления Сабрины на эстраде: её большой природный талант обнаружил ценитель этого дела Сильвио Берлускони, который и профинансировал начало музыкальной карьеры девушки.
Самым же кринжовым клипом 80-х оказался «Pretty Woman» группы Van Halen. В видеоряде к своей кавер-версии хита Роя Орбисона глэм-рокеры объединили Квазимодо, Казанову, Тарзана, Наполеона и карликов (да, вновь озабоченные карлики, прям какой-то маркер для запретных роликов того времени). Сюжет и картинка были столь дикими, что MTV отказался транслировать клип из-за его качества – хотя сослались, конечно, на запрет сцен насилия и то, что в финале похищенная карликами девушка оказалась мужиком. Разумеется, позднее клип стал классикой трэш-видео, а группа Van Halen объяснила, что её культурная провокация опередила время.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Сегодня 55 лет Джону Фрусчанте

5 марта 2025 года, среда.
15 лет певице Милане Хаметовой.
18 лет актёру Роману Гриффину Дэвису.
34 года пианисту Даниилу Трифонову.
39 лет певице Мике Ньютон.
44 года актрисе Ханне Альстрём.
46 лет актрисе Рики Линдхоум.
50 лет басисту группы Zdob Si Zdub Михаю Гынку.
51 год актрисе Еве Мендес.
55 лет Джону Фрусчанте.
Джон Энтони Фрусчанте родился 5 марта 1970 года в Нью-Йорке. Американский музыкант, гитарист-виртуоз, вокалист, автор песен и продюсер. Наиболее известен как гитарист группы Red Hot Chili Peppers, в составе которой он записал семь альбомов.
61 год певцу Александру Лаэртскому.
62 года актрисе Лике Нифонтовой.
64 года актрисе Елене Яковлевой.
65 лет основателю группы Current 93 Дэвиду Тибету.
66 лет актрисе Талии Болсам.
6 марта.
«Кватро» устроит «Признание в любви» накануне 8 марта
Алексей Воробьев даст концерт с оркестром.
В «Театриуме на Серпуховке» представят мюзикл «Зорро».
Отреставрированный триллер «Бассейн» с Аленом Делоном выйдет в повторный российский прокат.
34 года рэперу Tyler, The Creator.
40 лет певице Елене Терлеевой.
41 год актрисе Лейле Бехти.
43 года кинорежиссёру Тайлеру Джиллетту.
48 лет актёру Сергею Бурунову.
50 лет назад умер актёр Ефим Копелян (1912-1975).
51 год актёру Владимиру Кисарову.
51 год актёру Томасу Моцкусу.
56 лет певице Татьяне Булановой.
71 год основателю группы Manowar Джоуи Де Майо.
79 лет солисту группы Pink Floyd Дэвиду Гилмору.
80 лет певцу Михаилу Звездинскому.
80 лет назад родился актёр Геннадий Богачёв (1945-2023).
125 лет назад умер фортепианный мастер Карл Бехштейн (1826-1900).
7 марта.
Дельфин поздравит женщин с их праздником.
Лев Лещенко, Лариса Долина и Алексей Воробьёв поздравят женщин.
Ника Здорик сыграет в мюзикле «Любовь не умирает».
«Наша Russia» вернется на ТНТ на один день.
Фильм «Болеро. Душа Парижа» покажет Первый канал к юбилею Мориса Равеля.
30 лет актрисе Хейли Лу Ричардсон.
33 года актрисе Бел Паули.
42 года актрисе Грете Ли.
44 года кинорежиссёру Мэттью Вону.
50 лет назад родился актёр Юрий Пономаренко (1975-2024).
51 год актрисе Дженне Фишер.
55 лет актрисе Рэйчел Вайс.
55 лет телеведущей Петре Меде.
58 лет солисту группы Army Of Lovers Жану-Пьеру Барда.
62 года модельеру Елене Супрун.
62 года писательнице Э.Л.Джеймс.
64 года барду Виктору Третьякову.
67 лет лидеру группы «Ва-банкъ» Александр Ф. Скляру.
69 лет актёру Брайану Крэнстону.
75 лет композитору Василию Раинчику.
150 лет назад родился композитор Морис Равель (1875-1937).
Пол Маккартни просит ввести Джо Кокера в Зал славы рок-н-ролла

Пол Маккартни написал открытое письмо в Зал славы рок-н-ролла с просьбой ввести в него Джо Кокера. «ИнтерМедиа» напоминает, что покойный британский музыкант попал в список претендентов этого года, но их судьбу будет решать международная комиссию по голосованию, состоящая из более чем тысячи артистов, историков и профессионалов музыкальной индустрии, а также простые поклонники, которые могут голосовать на сайте Зала.
- Джо был великим человеком и прекрасным певцом, чей уникальный стиль способствовал некоторым фантастическим выступлениям, — говорит в письме, полученном Billboard. - Он спел одну из наших песен «With a Little Help From My Friends», версию, спродюсированную Денни Корделлом, которая была очень изобретательной. Все люди в комиссии знают о большом вкладе Джо в историю рок-н-ролла. И хотя он, возможно, никогда не просил, чтобы его включили в Зал славы, я знаю, что он был бы чрезвычайно счастлив и благодарен оказаться там, где он заслуживает быть среди такой прославленной компании.
Сам Маккартни был дважды введен в Зала славы рок-н-ролла: в 1988 году как участник Beatles и в 1999-м как сольный исполнитель.
Джо Кокер, который умер 22 декабря 2014 года в возрасте 70 лет от рака лёгких, номинируется впервые, хотя его музыкальная карьера началась в 1961 году, первый альбом «With a Little Help From My Friends» вышел в 1969-м (а одноименный хит – годом ранее), и музыкант был обладателем премий «Грэмми» и «Оскар».
Вместе с Кокером на введение в Зал славы рок-н-ролла в 2025 году претендуют Bad Company, Black Crowes, Мэрайя Кери, Чабби Чекер, Билли Айдол, Joy Division/New Order, Синди Лопер, Maná, Oasis, Outkast, Phish, Soundgarden и White Stripes. Имена победителей будут объявлены в конце апреля, а церемония состоится в Лос-Анджелесе этой осенью, более подробная информация будет объявлена в ближайшие месяцы.