Юлия Коган - «Огонь-баба» ***
2015, «Студия Союз»
Это первый сольный альбом бывшей солистки группы «Ленинград». Появление Юлии Коган у микрофона коллектива Сергея Шнурова в свое время выглядело вполне сенсационно, тем более что голосистая рыжая особа материлась похлеще Шнура. Позднее лидер «Ленинграда» объяснил мне смысл появления женских песен и их исполнительницы:
– Меня просто давно смущало, что на русской сцене нет певицы, которая отражала бы весь спектр женских душевных переживаний, к тому же адекватным реальности языком. А язык-то сильно изменился. Раньше девушки старались не материться, а теперь это обычное явление, которое в массовой песенной культуре никак не отражалось. Есть эти тёлки с силиконовыми губами, которые поют, как-то описывают в текстах жизненные ситуации... Но я не очень верю, что это ее слова. Я смотрю на нее и понимаю: б…, о чем ты? Ты же совершенно по-другому говоришь в жизни. Ты когда видишь нового парня, ты же не думаешь: «Ой, какой симпатичный молодой человек». В реальности мысли и лексика куда экспрессивнее. В общем, мне пришлось самому сделать певицу, которая поет честно и глубоко.
При этом Сергей Шнуров настаивал, что сама вокалистка права голоса не имеет: отказываться что-то петь в группе «Ленинград» нельзя, предлагать свои варианты... можно, но они всё равно не пройдут. В общем, сейчас в «Ленинграде» другая певица - она не отказывается, но вряд ли когда-нибудь начнёт сольную карьеру. Ну а Юля Коган ушла из группы и запела сама и своё. Впрочем, в альбоме «Огонь-баба» можно заметить и её приверженность к «ленинградскому» имиджу, и необъявленную дискуссию со шнуровским подходом. Собственно, весь дебютный альбом - это попытка спеть «честно и глубоко», «адекватным реальности языком», ярко, громко, но без инвективной лексики. То есть сделать то же самое, чего добивался Шнур от женской эстрады, но с точки зрения «приличной девушки». Результат - крайне неоднозначный.
Самым громким провалом диска оказалась песня «Никита» про роман с юношей, у которого большой... вот Шнуров бы заявил прямым текстом, что именно. Юлия же всячески на это намекает, отчего трек выглядит скабрезнее и пошлее самых матершинных композиций «Ленинграда». И правды жизни в «Никите» нет ни на грош, сплошные ужимки и ахи-вздохи; нет уж, ты либо называй вещи своими именами, либо пой романтишные вирши об ожидании любви. Гораздо естественнее у Коган получаются этакие женские воплощения группы «Король и шут»; недаром в клипе «Ведьма и осёл» снялся Князь - зловещий сюжет и Юлия в образе ведьмы выглядят очень адекватно. С точки зрения музыкального стиля, Коган всё время заносит куда-то между хард-роком и диксилендом. Что, кстати, неплохо, ведь с такими вокальными и внешними данными вполне можно было отправиться в сторону кабацкой попсы и шансона. Несколько песен такого направления здесь тоже есть, как и нежная любовная лирика. Таким образом, хотя само название альбома намекает на громогласность и стервозность героини, Коган в песнях оказывается разнообразнее своего имиджа. Пластинка вполне широко демонстрирует возможности певицы, но не позволяет понять, готова ли Юлия занять на нашей сцене определённую нишу, на каком жанре остановится и будет ли подобная музыка востребована.
Алексей Мажаев,InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»