Вера Васильева: «Могу упрекнуть себя, что стараюсь жить в свое удовольствие»
О 90-ЛЕТНЕМ ЮБИЛЕЕ
— Я клянусь вам, что до этого года я не ощущала возраста. Просто никакого. Ощущение было как у Гоголя: «Легкость в мыслях необыкновенная». А в этом году, от того, что я получила роль большую и трудную (Ирмы в «Роковом влечении») и у нас был короткий срок для выпуска спектакля, а я никак не могла запомнить текст. Просила подсказывать — и от этого безумно страдала. Вот тогда и почувствовала возраст.
Потом, роль эта на каблуках, потому что без каблуков я чувствую себя другой женщиной, совсем не той, которая должна выходить в «Роковом влечении». Хотя каблук не так уж высок, всего сантиметров шесть. Я туфли меняю, костюмы меняю — их с десяток. Так что я собрала все свои силы, чтобы зрители и партнеры не чувствовали моего несовершенства. Это утомляло, пугало очень. И только за неделю, когда почувствовала, что знаю текст, немного успокоилась.
О СВОЕМ ОБРАЗЕ
— Но вы знаете, мне не нравится мнение людей обо мне, оно мне кажется примитивным. Ведь как меня воспринимают? Милая, улыбчивая, ямочки на щеках… Еще — нескандальная, чистая, верная — в общем, правильные черты. И все-таки это не совсем так. Поэтому что когда я получила роль, где есть внутренние зигзаги, то мне показалось, что меня кто-то может увидеть немножко новой. И я сказала себе: «О-о-о, это мне придется обнажиться». А если не обнажаться, то и нет смысла играть.
А вы знаете, самое смешное, что начиная, пожалуй, с 70 лет я вдруг в своем театре стала иметь роли, которые мне доставляют удовольствие. Это и роль в «Орнифле» по Мольеру, и небольшие эпизоды в нашем юбилейном спектакле. Чаще всего, если у персонажа серьезный возраст, то, считай, нет женщины, а есть просто бабушка, тетя или вдова. Не женский род, а функция семьи. Но это меня никогда не интересовало.
Вот старые люди, у которых семья, дети, внуки, — они как бы становятся олицетворением семейной крепости. А я никогда ничем таким не увлекалась. Например, любая квартира, которую мы с мужем меняли на лучшую, для меня становилась в тягость. «Нам и здесь хорошо, ничего нам не надо», — говорила я мужу. «Мы можем подписаться на трехкомнатную квартиру», — говорил он про эту самую квартиру, где мы с вами сидим. И даже мы подписались на дачу, но потом я сказала Володе: «Зачем? Я туда не поеду». То, что называется «вить гнездо», это не для меня. Это он вил, а я только зарабатывала деньги. И получалось все хорошо от того, что он доволен и я довольна.
О КОМИЧЕСКИХ РОЛЯХ
— Нет, у меня это не получается. Я в «Талантах и поклонниках» играю Домну Пантелеевну — и не могу сказать, что это смешно. А потом, рядом со мной всегда была Оля Аросева, которой ничего не стоило, чтобы все хохотали. А я даже не знаю, что можно сделать, чтобы на меня посмеялись. Это как бы не моя стихия. Я просто привыкла к тому, что я не комик. Я ведь к профессии не отношусь как другие. Я не всеядная, то есть когда артистка хочет играть и то, и другое, и третье. А я хочу прожить на сцене вот эту жизнь и эту. А вот эту — совсем не хочу.
Я чаще хотела прожить роли, которых нет в нашем театре. Поэтому всегда уходила на сторону. В 1953 году я, молодая актриса, где-то прочла, что в Брянске идет пьеса «Дженни Герхардт». И написала письмо главному режиссеру, что мечтаю сыграть хотя бы три спектакля, потому что хочу прожить именно эту жизнь. И, представьте себе, он согласился. Мне дали шанс, хотя там были свои актрисы, и они потом продолжали играть. А я сыграла всего три или четыре раза — и была абсолютно счастлива.
О ЗАТИШЬЕ ПОСЛЕ «СКАЗАНИЯ О ЗЕМЛЕ СИБИРСКОЙ»
— Пырьев, когда закончилась картина, вызвал меня как бы на беседу в гостиницу «Москва» и стал приставать. И в этой борьбе я победила, отбилась. Но самое-то смешное, что всю жизнь я думаю: «Если бы он за мной ухаживал, если бы он меня полюбил, я могла бы его полюбить и даже быть с ним». Тогда Пырьев сказал: «Больше ты сниматься не будешь». «Ну и наплевать», — подумала я.
О МУЖЕ
— Ну, во-первых, ангел-хранитель дал мне огромную любовь, которую я сохранила на всю жизнь. Во-вторых, дал моего мужа, который меня понимал, оберегал, прощал, любил. И был чистым человеком.
Я… К концу жизни я его очень любила, я его жалела как ребенка, потому что он много болел. Я точно знала: сделаю все, чтобы он был счастлив. Но именно сделаю, а не то, что из меня это лилось. Но я была ему хорошей женой. Многое происходило без моих усилий — все мои награды, звания… А дальше — старость, которая дала мне потрясающие роли.
ОБ ЭГОИЗМЕ
— Наверное, да. Могу упрекнуть себя, что стараюсь жить в свое удовольствие.
О ВЛИЯНИИ РОЛЕЙ НА ХАРАКТЕР
— Меняют, однозначно. Когда я играла каких-то тетенек, они не влияли на меня. Потому что я не люблю быт. Ой, мне тут недавно предложили сняться в картине в роли пенсионерки, которая в магазине забыла заплатить…
Ну да, пенсионерку унизили — казалось бы, моя тема. Но я представила, что я вся в сумках, ищу деньги, и поняла: не мое. А вот когда один наш актер предложил мне столетнюю старуху, в полузабытьи, она мне понравилась. Она говорит: «Я выйду замуж за дворника, чтобы освободить квартиру для сына». Вот этот благородный поступок столетней женщины — по мне.
Или возьмем Раневскую, которую играла в Твери. Когда начинала репетировать, я полагала, что она греховна. И мне это нравилось. Сцену с Петей Трофимовым я играла, как будто чуть-чуть его соблазняя: ну ничего не может поделать со своей натурой — вроде «простите, но по-другому не могу». Моя манера жить — чуть похожа: я живу, как мне нравится. И так получилось, что Бог посылает мне эту возможность. Я прожила очень любимой. А вот графиня из «Фигаро» мне добавила женственность, беззащитность, робость — полудетские ощущения от жизни и желания.
О СПОРТЕ И ВНЕШНЕМ ВИДЕ
— Я ее [зарядку] никогда не делала. С детства не любила танцевать, не умела кататься на коньках, на лыжах. Спорт — это для меня вообще абсолютный минус. И в то же время, если видишь самое себя в зеркале и чего-то тебе очень противно, тогда надо сказать: «Если сильно подрасплылась, надо поменьше поесть». А есть вещи, которые невозможно исправить. Вот здесь следы возраста — никуда не денешься. А вот прическу можно сделать.
Бассейн я люблю, но не спортивный, плаваю потихоньку. Не выхожу на улицу, если не подкрашу глаза и губы. Проснешься, а лицо такое стертое — хочется быть на себя похожей, прежнюю или какая я в театре. Но не сильно, потому что скажут: «Намазалась до ужаса». Мне ведь многого и не надо — хороший взгляд, добрый, наполовину влюбленный, или просто уважение — это питает.
Может, я покажусь вам смешной, но в моем возрасте я до сих пор испытываю чувство влюбленности — в людей, в природу, в жизнь. Мне 90 лет. Я стою на сцене родного театра в долгожданной роли. На поклонах сжимаю руки моих любимых партнеров и вижу, как по проходу бежит моя внучка Светочка. Ей пять лет. Она протягивает мне цветы. Это и есть счастье…
(Марина Райкина, «МК», 29.09.15)
Николай Цискаридзе возмутился ростом цен на билеты в театр
Николай Цискаридзе считает неоправданным рост цен на билеты на театральные мероприятия. Народный артист РФ заявил об этом на просветительском форуме «Знание. Первые».
- Достать билеты в театр никогда не было легко, другое дело, что это не стоило, как чугунный мост. Я не поддерживаю это. Не может билет на спектакль стоить столько же, сколько месячный оклад человека. Это ненормально.
При этом Николай Цискаридзе указал на пустые ряды в залах и заявил о необходимости льготных билетов для студентов. По его мнению, театры не имеют право завышать цену на билеты, поскольку государство поддерживает обычно такие учреждения финансово.
- Надо не забывать, что главные театры нашей страны - бюджетные, они находятся на содержании нас с вами. Это наши налоги содержат все эти театры, поэтому для нас это (стоимость билетов - прим. ред.) должно быть по-другому, - подытожил Николай Цискаридзе.
Артист также говорил о развитии личности. Это большая работа, в которую самостоятельно должен вкладываться каждый человек.
- Если человек развивается, он живет. Нужно не останавливаться и идти вперед, нести ответственность за свои слова и поступки. Ты взял на себя обязательства — ты обязан их выполнить, — отметил Николай Цискаридзе.
Мастер, у которого уже почти 30 лет преподавательского стажа, считает важным воспитывать в подрастающем поколении свое собственное «я», стимулировать процесс познания и побуждать каждого открывать свой путь. При этом перенять опыт и знания можно от любого педагога и наставника, главное — желание.
- Каждый человек сам для себя является очень большим учителем, если он в состоянии развиваться и думать. Своим ученикам всё время повторяю: нет плохих педагогов — есть, к сожалению, невнимательные ученики. От любого человека можно взять что-то хорошее, — сказал Николай Цискаридзе.
Деятель культуры поделился, что со стрессом ему помогает справляться просмотр советских мультфильмов. Он посоветовал подрастающему поколению своевременно извиняться за свои ошибки, если оказался в чем-то неправ, а также с уважением относиться к окружающим. Именно так можно пройти испытание успехом.
- Каждый раз, когда вы входите в подъезд и встречаете людей, которые его убирают. Знайте, что это работа безумно важная. Нельзя пройти, не поздоровавшись с этим человеком, ни в коем случае нельзя не оценить его труд. Нужно каждый раз об этом думать и так же уважительно относиться ко многим профессиям, никогда в жизни не позволять дерзко или хамски ответить кому-либо. Когда вы научитесь с собой договариваться и сдерживать себя — значит, у вас всё получится, — добавил Николай Цискаридзе.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, книга Николая Цискаридзе «Мозаика. Балет Щелкунчик» выйдет в свет в середине ноября 2024 года.
Спектакль по Уайлду «Плохие хорошие» покажут в Театре Пушкина
Предпремьерные показы спектакля «Плохие хорошие» состоятся в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина 21 и 22 ноября 2024 года. Он поставлен по мотивам пьесы Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» художественным руководителем театра Евгением Писаревым. Премьера назначена на 25 декабря – день 110-летия Камерного театра, предшественника Театра Пушкина.
По сюжету пьесы, поддавшись сплетням, леди Маргарет Уиндермир начинает подозревать мужа в измене. Однако тот не только отказывается развеять эти подозрения, но и приглашает на светский приём по случаю дня рождения жены загадочную миссис Эрлин, о которой говорят все… Классик британской литературы высмеивает нравы светского общества, в котором под маской добродетели скрывается тщеславие, где высоко ценится искусство сплетни, а чувства оказываются разменной монетой.
- Эта пьеса привлекла моё внимание прежде всего потому, что к ней в последние годы существования Камерного театра обращался Александр Таиров, - говорит Евгений Писарев. 0 Его спектакль так и не вышел – был закрыт после генеральной репетиции. Мне хотелось бы восстановить историческую справедливость и в преддверии юбилея Камерного театра всё-таки поставить этот спектакль. Меня поразило, как сатирическая комедия Уайльда, высмеивающая светское общество Англии, парадоксально перекликается с нашими псевдоэлитарными кругами, где места для искренности и настоящих человеческих отношений остается катастрофически мало. Эта история актуальна и в наши дни.
Главные роли в постановке исполнят Виктория Исакова, Дмитрий Власкин, Евгения Леонова, Кирилл Чернышенко, Ирина Бякова, Алексей Рахманов, Андрей Сухов, Никита Пирожков, Николай Рысев, Иван Лёшин, Марк Кондратьев, Ляля Анпилогова, Екатерина Клочкова, Эльмира Мирэль, Инна Кара-Моско.
Россияне стали больше платить за развлечения
Интерес жителей России к развлечениям продолжает расти. Продажи билетов Яндекс Афиши на собственных ресурсах (сайте и мобильном приложении) в третьем квартале 2024 года выросли на 45% и составили 6,2 млрд рублей. Продажи на сайтах и ресурсах партнеров за это же время увеличились на 36% до 2,1 млрд рублей. Всего в июле-сентябре этого года Яндекс Афиша продала почти 3,9 млн билетов, что на 11% больше, чем годом ранее.
Собственные продажи Яндекс Афиши за 9 месяцев 2024 года к январю-сентябрю прошлого года выросли на 46% до 16,5 млрд рублей, продажи на сайтах партнеров увеличились на 30% до 5,6 млрд рублей, а общее число проданных билетов выросло на 12% до 13,3 млн. По данным исследовательской компании GfK, Яндекс Афиша продолжает оставаться самым популярным продавцом билетов в России*.
Концерты по-прежнему приносят больше половины продаж Яндекс Афиши (52% за 9 месяцев 2024 года против 53% в январе-сентябре 2023 года). Второй самой популярной категорией развлечений остаются театры, которые приносят 26,7% продаж. Третьи по популярности – стендапы, на них пришлось 7,1% продаж в январе-сентябре 2024 года. Кино – на четвертом месте, на эту категорию пришлось 6% продаж Яндекс Афиши.
Все активнее деньги на концерты, спектакли, мюзиклы и другие развлекательные мероприятия тратят жители и гости регионов (речь о событиях, проводящихся вне Москвы). Доля таких продаж на Яндекс Афише второй квартал подряд превышает половину и за девять месяцев составила 58% всех продаж.
Быстрее всего в 2024 году дорожают билеты в кино, хотя несколько лет до этого стоимость похода в кинотеатр менялась несущественно. Если за 9 месяцев 2023 года средний чек (может включать в себя несколько билетов) на билеты в кино составлял 698 рублей, то в январе-сентябре 2024 года этот показатель вырос на 20,6% до 842 рублей. Вслед за кино сильнее всего подорожали театральные билеты – по итогам 9 месяцев средний чек похода на спектакль вырос почти на 19% до 4 555 рублей. Концерты подорожали почти на 11% - до 5 245 рублей. Средний чек на все мероприятия на Яндекс Афише за 9 месяцев 2024 года (за исключением кино) вырос к аналогичному показателю прошлого года на 15% до 4 653 рублей.
- Культурная жизнь остается важной частью повседневности: россияне продолжают ходить на концерты, в театры и кино, активно интересуются жанром стендапа. И рост продаж Яндекс Афиши подчеркивает не только растущий спрос на события, но и доверие пользователей к нашему сервису, который остаётся лидером рынка. Мы постоянно работаем над тем, чтобы сделать процесс покупки билетов максимально удобным и безопасным, что отражается в постоянном росте продаж - как на собственных платформах, так и через партнёрские каналы, – говорит Данил Гребенев, руководитель Яндекс Афиши.
Самые популярные события в России по-прежнему сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. В национальный топ в третьем квартале, как и по итогам первого полугодия, не попало ни одно событие в других регионах. Помимо концертов в него вошли мюзиклы, стендап, цирковые шоу и постановки, а также популярная выставка.
Топ-10 событий в России за июль-сентябрь 2024**:
- Мюзикл “Ничего не бойся, я с тобой” в Москве
- Концерт Леонида Агутина в Москве
- Концерт группы “Звери” в Москве
- Шоу “Легенда” в Большом цирке на проспекте Вернадского в Москве
- Цирковая постановка “Матрёшка” в Цирке Никулина на Цветном бульваре
- Выставка “Панк-культура. Король и Шут” в Санкт-Петербурге
- Концерт “Орган при свечах” в Санкт-Петербурге
- Концерт КняZz в Москве
- Концерт Macan в Москве
- Мюзикл “Мамма мимо! или Мюзикл пошёл не так” в Москве
Яндекс Афиша третий квартал подряд раскрывает топ самых популярных региональных мероприятий в России (событий, проводящихся на площадках вне Москвы и Санкт-Петербурга). В топе преобладают концерты (шесть из десяти), при этом Новосибирск второй квартал подряд сохраняет статус региональной столицы развлечений – три из десяти самых популярных событий прошли в этом городе. В топ-3 вошел Сочи, с самым популярным парком развлечений и шоу “Руслан и Людмила”, а в топ-5 – два концерта в Перми, Anna Asti и Zivert.
Топ-10 самых популярных событий в регионах России за июль-сентябрь 2024***:
- Парк развлечений “Сочи парк”
- Концерт Anna Asti в Перми
- Шоу “Руслан и Людмила” в Сочи
- Цирковое шоу “На счастье!” в Казани
- Концерт Zivert в Перми
- Концерт Zivert в Новосибирске
- Выставка “В фарватере” Айвазовского в Челябинске
- Концерт Cinema Medley 2: Оппенгеймер в Новосибирске
- Концерт Басты в Калининграде
- Панк-сказка “Король и Шут” в Новосибирске
Самые популярные концерты в России, по данным Яндекс Афиши, проходят только в Москве и Санкт-Петербурге – в топе таких событий нет концертов на площадках в других городах. Половину самых популярных концертов в третьем квартале приняли стадионы “Лужники” (три) и “Газпром Арена” (два).
Топ-10 самых популярных концертов в России за июль-сентябрь 2024**:
- Концерт Леонида Агутина в Москве
- Концерт группы “Звери” в Москве
- Концерт “Орган при свечах” в Санкт-Петербурге
- Концерт КняZz в Москве
- Концерт Macan в Москве
- Концерт “Белые ночи Санкт-Петербурга”
- Концерт Басты в Санкт-Петербурге
- Концерт группы “Руки вверх!” в Москве
- Концерт группы “Дайте танк!” в Санкт-Петербурге
- Концерт КняZz в Санкт-Петербурге
* По данным 9 месяцев 2024 года. В онлайн-опросе приняли участие 7200 респондентов в возрасте от 16 до 55 лет, проживающих в городах России, включая малые города с населением до 100 тыс. человек.
** Учтены билеты на мероприятия, проданные на ресурсах Яндекс Афиши, без кино.
*** Учтены билеты на мероприятия, проданные на ресурсах Яндекс Афиши за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, без кино.