10 случаев жестокого обращения с едой в кинематографе

Наверное, каждому в детстве родители говорили что-нибудь вроде «Не играй с едой!». Правила поведения за столом, да и воспитание в целом, мотивируют взрослых людей не кидаться друг в друга котлетами за ужином и не строить своему соседу рожки круассаном. То ли дело кино…
Торт в лицо – это, пожалуй, один из самых популярных комедийных приемов. Можно смеяться над тем, как жертва кулинарной атаки чувствует себя униженной. Можно злиться над тем, как впустую потрачены продукты питания, и морализировать в духе «Лучше бы раздали бедным». Ясно одно – эта практика никого не оставляет равнодушным.
В качестве комедийного приема бросок тортом в лицо впервые использовал британский режиссер Фред Карно. Считается, что такое зрелище получило популярность после сцены в немом комедийном фильме «Мистер Флип» 1909 года с Беном Терпином в главной роли. С тех пор битвы едой сопровождают как тупые буффонады, так и просто многие хорошие комедии.
Мы попытались вспомнить самые зрелищные продуктовые бойни в кино.
1. Великий диктатор
У мэтра комедийного жанра Чарли Чаплина в фильмах часто встречаются кулинарные поединки, да и просто забавные и неожиданные сцены с едой. Однако, если браться за классику, то в первую очередь в голову приходит «Великий диктатор».
Диктаторы Аденоид Хинкель, фюрер Томании и диггатиче государства Бактерия Бензино Напалони очень бурно обсуждают планы нападения на Остерлих. Здесь для устрашения противника в ход идут сэндвичи, спагетти, оппоненты постоянно замахиваются друг на друга тарелками с едой и фехтуют палками колбасы. В самый разгар ожесточенных споров торт в лицо прилетает случайно вошедшему представителю международной прессы.
2. Монти Пайтон и священный Грааль
Малоизвестно, но факт: комик-группа «Монти Пайтон» в трейлере к своей второй полнометражной работе «Монти Пайтон и священный Грааль» добавила эпизод, пародирующий знаменитую сцену шахматной игры со Смертью из фильма «Седьмая печать». Там поединок заканчивается лучше, чем в оригинальной притче Ингмара Бергмана – Смерть всего лишь бьет проигравшего рыцаря тортом в лицо.
3. Большие гонки
Самая известная и, пожалуй, эпичная кулинарная битва в кинематографе – комедия «Большие гонки». В этом знаменитом американском роуд-муви 1965 года снялись такие легенды кинематографа, как Джек Леммон, Тони Кертис, Натали Вуд и Питер Фальк. Автопробег Нью-Йорк – Париж. Феерическая буффонада, в которой можно посмеяться и над шаблонами вестернов, и над движением суфражисток и их противников, и над социалистическими русскими, и над европейскими монархами, полюбилась зрителям по обе стороны океана.
Однако больше всего запомнилась масштабная сцена с метанием тортов. Итак, в вымышленном европейском государстве Карпатия зреет заговор против короля. Пользуясь тем, что один из гонщиков очень похож на наследника престола, заговорщики вовлекают главных героев в дворцовые интриги. Кульминация происходит в местной кухне, где выяснение отношений перерастает битву на тортах. Оказываются вовлечены все присутствующие: как главные герои, так и простые повара вместе с местными чиновниками. Хит программы - большой и абсолютно неподъемный многослойный торт, в который можно легко сбросить сверху пару человек.
4. Случайный шпион
Нельзя проигнорировать и Джеки Чана. В своих фильмах он чем только ни дрался – продукты питания часто шли в ход. Чтобы не перечислять здесь все картины с его участием, остановимся на самой впечатляющей сцене жестокого обращения с едой. Итак, 2000 год, «Случайный шпион». Сирота Бак пытается найти своего отца, не догадываясь, что тот – северокорейский шпион. Из-за этого герой постоянно попадает в неприятности. В Турции на него прямо в бане нападают убийцы, так что спасаться приходится бегом через базар. Нагишом. По дороге он изобретательно прикрывается и дерется местными товарами, среди которых различная восточная еда и специи.
5. Игрушка
Вот уж что точно нельзя назвать тупой буффонадой, так это французскую ленту «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли. В этой комедийной драме (или драмедии, как сейчас модно говорить) Франсуа Перрен, безработный журналист, становится игрушкой для малолетнего сына миллионера. Ему приходится уживаться с трудным ребенком, останавливать «детский беспредел» и пытаться стать для одинокого мальчика единственным любимым человеком.
Здесь также будет эпизод жестокого обращения с едой, хотя совсем не такая, как можно ожидать по описанию. Произведением кондитерского искусства, что неожиданно, бросит не ребенок в героя Ришара, а наоборот.
6. Рассвет мертвецов (1978)
Как ни странно, но и в фильмах ужасов бывают фуд-битвы. В частности, можно вспомнить «Рассвет мертвецов» - вторую часть известной серии фильмов Джорджа Ромеро. Режиссер, вдохновившись романом Ричарда Мэтсона «Я — легенда», впервые снял кино про зомби. Его мертвецы, хотя после «28 дней спустя» это и кажется странным, тогда еще были медленными.
Главные герои, стремясь выжить в мире, охваченном неизвестным вирусом, запираются в магазине, попутно вычищая его от оживших мертвецов. Тут в ход идет любое оружие, попадающее под руку, в том числе пироги из местного кулинарного отдела.
7. Трудный ребенок-2
Одна из самых запоминающихся семейных комедий, отличающихся кулинарной жестокостью – «Трудный ребенок-2». Битва здесь происходит в пиццерии, поэтому блюда соответствующие. Массовое метание еды в ресторане позволило облепиться спагетти и экстрактами пиццы двум трудным детям, их разведенным родителям, а также всем случайным гостям заведения. Судя по сюжету, такие жизненные повороты действительно сближают.
8. Гарри Поттер и Тайная комната
Гарри Поттер – это вообще кладезь различных способов издевательства над едой. Тут и убегающие шоколадные лягушки (как их вообще не жалко есть?!), и конфеты-бобы «Берти Боттс» со вкусом ушной серы, и конфеты с приворотным зельем…
Но, разумеется, все мы помним сцену, поставившую Гарри в крайне неловкое положение – когда домовик Добби обрушил на приехавших погостить родственников огромный торт. Такое не прощают.
9. Иван Васильевич меняет профессию
Конечно, нельзя не вспомнить и отечественное кино. Едой тут по историческим причинам кидаются значительно реже, но подобные сцены все-таки встречаются.
В первую очередь на ум приходит сцена из хита Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Фильм, как и многие другие комедии того времени, быстро разобрали на цитаты, но знаменитая «икра заморская, баклажанная» запомнилась еще тем, что, вместе с остальными яствами с царского стола пошла в ход, когда герою пришлось отбиваться от стражников, заподозривших в лже-Иване Грозном что-то неладное.
10. Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек
Конечно, нельзя забывать и о мультипликации. У авторов мультфильмов свобода творчества не скована рамками реализма. В каком-нибудь Looney Tunes или «Томе и Джерри» допускается бить друг друга наковальнями и взрывать динамитом, оставаясь при этом в живых – куда там до банальных битв печеньками и осетрами!
Мультфильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» ставит новый рекорд в способах издевательства над едой. Поскольку огромные бургеры, брокколи и спагетти, падающие прямиком с неба, переполнили город, людям пришлось расчищать дороги, вооружившись бульдозерами - мять и катапультировать все несъеденное. Не исключено, что в определенный момент фильм даже послужил вдохновением для российских чиновников. Так или иначе, главному герою Флинту Локвуду удалось свести на нет постоянно прибывающий поток яств и обрести личное счастье.
Павел Соломатин, InterMedia
Юра Борисов и Анастасия Уколова вошли в топ-20 самых сексуальных актеров и актрис по версии журнала «КиноРепортер»

Журнал «КиноРепортер» опубликовал ежегодный рейтинг самых сексуальных актеров, актрис и эффектных сцен в своем мартовском номере. В подборку вошли «самые привлекательные и чувственные звезды российского кино, эмоционально цепляющие зрителей современного проката». При этом, помимо природной притягательности, оценивалась и актерская игра, и глубина воплощенных персонажей. Возраст же не выступал в качестве критерия отбора или отсева.
- Конечно, одних внешних данных, как бы эффектны они ни были, для попадания в наш рейтинг недостаточно,– поясняет главный редактор «КиноРепортера» Мария Лемешева. – Во-первых, актеру или актрисе важно излучать магнетизм, обладать харизмой, а во-вторых – попросту хорошо играть, убедительно раскрывать свою роль. Одним из немаловажных преимуществ является участие в таких кинолентах, которые эмоционально цепляют зрителей. Если все эти критерии соблюдены, то наши журналисты рассматривают артистов как кандидатов в рейтинг.
Благодаря участию в фильме «Сто лет тому вперёд» в список «Самых сексуальных актеров» попал совсем ещё молодой нижегородец, «российский Тимоти Шаламе» Марк Эйдельштейн. Не обошлось и без реутовского парня Юры Борисова: за «Анору» он был номинирован на «Оскар», ну а в список попал за криминальный триллер «Кончится лето».
Не сдаёт позиций и старшее поколение москвичей: в сериале «Первый номер» и лирической мелодраме «Сказки Гофмана» блеснул дерзкий и стильный Евгений Цыганов, да и ветеран кинематографа Сергей Безруков продолжает демонстрировать неизменно прекрасную форму в сериале «Плевако» и военной драме «Воздух».
Что касается прекрасного пола, то, конечно, рейтинг «Самых сексуальных актрис» не обошелся без давно уже утвердившейся в роли секс-символа Юлии Снигирь из Донского (Тульская область). В числе ее последних блистательных ролей - дворянка Свидригайлова в «Преступлении и наказании» и авантюристка Надя в «Золотом дне». Продолжил рейтинг дуэт из сериала «Комбинация» - поволжская столбовая дворянка в лице Елизаветы Базыкиной и пылкая огненная Анастасия Уколова из Пятигорска. Отметили составители рейтинга также шарм и столичную утонченность Стаси Милославской, сыгравшей пламенную революционерку в историческом сериале «Столыпин». Софья Синицына из Мурома запомнилась ролью в откровенном сериале «Чистые», а Нина Здорик из «ядерного» Обнинска запомнилась каждому, кто видел сериал «Ландыши. Такая нежная любовь».
В рейтинге «Самых эффектных сцен»вновь появляется Евгений Цыганов за сериал «Первый номер», сумевший воплотить, вопреки своему брутальному образу, «Самую романтичную сцену».
«Самыми красивыми парами» стали томская красавица Ангелина Стречина с экспрессивным, но миролюбивым молдавским Романом Васильевым в «Любви Советского Союза», а также мужественный Александр Горбатов и невероятно органичная Линда Лапиньш в «ГДР».
Полная версия рейтинг представлена эксклюзивно на страницах мартовского номера журнала «КиноРепортер».
«Лёд 3» покажет «Россия» в Международный женский день

Общероссийская премьера фильма «Лёд 3» состоится на телеканале «Россия» 8 марта 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в финальной части кинофраншизы сыграли Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, а также снялись Елена Николаева, Сергей Лавыгин, Александр Власенко, Сергей Беляев, Златия Нечаева и др. Режиссером стал Юрий Хмельницкий.
По сюжету, Надя Горина (Савранская) выросла и стала фигуристкой. Она мечтает о победе на «Кубке льда», как когда-то ее мама. Но ее отец Александр Горин (Петров) возражает против спортивной карьеры дочери — он оберегает ее от любых трудностей. В этот момент тяжело заболевает ее тренер Ирина Шаталина (Аронова), а на тайной тренировке Надя знакомится с молодым и дерзким хоккеистом из Москвы Сергеем Орловым (Белозеров), и между ними вспыхивает первая любовь. Отец не верит в искренность чувств юноши и пытается разлучить пару.
В российский прокат «Лёд 3» вышел в феврале 2024 года.
Эфир в 22.50.
Фильмы-лауреаты «Оскара» разных лет покажет «Пятница»

Телеканал «Пятница» представит неделю «оскароносных» фильмов в рамках проекта «Полночь». Стартует она 3 марта 2025 года показом фильма «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы. Это советско-японский фильм по мотивам автобиографических повестей писателя, этнографа и натуралиста Владимира Арсеньева. В центре сюжета — дружба писателя и старого нанайца Дерсу Узала, ставшего проводником команды Арсеньева по непроходимым таежным сопкам. Роли в ленте исполнили Юрий Соломин, Александр Пятков, Максим Мунзук, Владимир Кремена и другие. В 1976 году картина получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Фильм «Тайна в его глазах», (2009) Хуана Хосе Кампанельи покажут 4 марта. Действие аргентинского детектива разворачивается в 1974 году. Судебный служащий вместе с двумя напарниками приступает к расследованию громкого дела, произошедшего в Буэнос-Айресе. Женщина была изнасилована и жестоко убита прямо у себя дома. Следователи начинают расследование и находят главного подозреваемого. Роли в картине исполнили Рикардо Дарин, Соледад Вилламиль, Пабло Раго, Хавьер Годино и другие. В 2010 году фильм стал лауреатом премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», картина также получила премию «Гойя» в категориях «Лучший иностранный фильм на испанском языке» и «Лучший женский актёрский дебют».
Ленту «Еще по одной» (2020) Томаса Винтерберга выйдет на канале 5 марта. В драме о проверке гипотезы о пользе алкоголя в ресторане встречаются учитель истории, психологии, музыки и физкультуры, чтобы отпраздновать 40-летие одного из них. Они решают проверить гипотезу о том, что для счастья человеку необходимо немного алкоголя. Друзья устанавливают правила: пить каждый день определенное количество алкоголя. Главные роли в ленте исполнили Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Магнус Миллан, Ларс Ранте, Сусси Уолд и другие. В 2020 году картина получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также премии «Сезар» и «BAFTA» в той же категории. Через год фильм получил премию «Гойя» в категории «Лучший европейский фильм».
Все фильмы будут выходить в полночь, без рекламы.
«ИнтерМедиа» напоминает, что в Лос-Анджелесе состоялась 97-ая церемония вручения премии Американской киноакадемии «Оскар» 2 марта 2025 года. Лучшим фильмом стала «Анора» Шона Бэйкера.