Хоровые впечатления «Московской осени»
37-й Международный фестиваль современной музыки «Московская осень» уже шагает по столице, начавшись в этом году на десять дней раньше, чем обычно, и приносит много ярких впечатлений любителям музыки. Фестиваль по традиции организован при поддержке Российского Авторского Общества, которое ежегодно дает возможность почитателям современной академической музыки послушать премьерные исполнения новых произведений любимых композиторов. Вклад организации в проведение "Московской осени" ценят и авторы, и благодарная публика.
Особо выделились два хоровых концерта, герои которых – Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова (художественный руководитель и дирижер, лауреат Всероссийского и международного конкурсов Евгений Волков) и Камерный хор московской консерватории (дирижер - лауреат международных конкурсов Александр Соловьев). Это два не похожих друг на друга коллектива - каждый со своей стилистикой, репертуаром. Госхор отличает масштаб, фундаментальность, основательность владения традицией и сочетания ее с современностью; Камерный хор необыкновенно мобилен, динамичен – студенты учат быстро, представляют много. Но оба коллектива имеют отчетливо выраженные общие черты. Руководители – молодые дирижеры-хормейстеры, еще не достигшие 40-летнего рубежа. Они горят музыкой, творчеством, находятся на пике энергии, желания творить и вовлекать людей в круг хорового искусства, которому поклоняются сами. Оба – ученики, последователи выдающегося музыканта Бориса Григорьевича Тевлина. Есть ли между ними соперничество? Конечно, но это соперничество за художественное совершенство, чистое ясное звучание, ансамблевую слаженность при исполнении хоровой партитуры высокой степени сложности.
Концерт Камерного хора проходил в рамках «своего» фестиваля – XI Осеннего хорового фестиваля имени профессора Б.Г.Тевлина. Открывая 30 октября концерт на сцене переполненного Большого зала Московской консерватории, председатель Союза московских композиторов Олег Галахов обратил внимание на девиз фестиваля – «Формула успеха!» Развивая свою мысль, он сказал, что для композиторов определение «формула» не очень понятно, а вот успех – он налицо. Только в 2014 году Камерный хор завоевал три золотые медали на World Choir games (Рига, Латвия) в номинациях «Смешанные хоры», «Духовная музыка», «Современная музыка».
Юбилейный концерт в честь 20-летия Камерного хора продолжался чуть ли не до полуночи. Перед публикой предстали лучезарность В.А.Моцарта, классика С.Танеева, серьезность и сложность Р.Щедрина, к сочинениям которого хор нередко первым обращается. И здесь же - ясность, доступность, огромная сила внушения произведений А.Пахмутовой. О присутствии Александры Николаевны можно было судить по аплодисментам, взорвавшим зал при ее появлении. Новаторство и гармоничность сочинений Ю.Евграфова и шутка А.Чайковского, красота сочинения Т.Шахиди и развлекательность джазовых композиций. У Камерного хора уже была готова программа, отпечатаны рекламные материалы, а Е.Подгайц только-только написал новый хор. И коллектив выучил и представил эту поэтичную, колористически своеобразную партитуру.
Исполнение хора отличала легкость, импровизационность, складывалось впечатление, что это - обрядовое действо, полное театральности: хор давно взял на свое вооружение динамичное перемещение по сцене, собираясь живописными группами по два, три, двадцать человек, причудливо переплетенные танцующие руки то над головами, то вдоль тела артистов хора. Голоса солистов - В.Джиоевой, Е.Кунгурова, Н.Гулицкой - вносили свои незабываемые краски; инструменталисты - Д.Крамер, Е.Мечетина, Е.Кривицкая, Ансамбль солистов «Студия новой музыки», а чего стоит партия бубна – с его мягким чудодейственным шаманством.
Концерт Государственного академического русского хора имени А.В.Свешникова состоялся через день, 1 ноября, в Доме композиторов. Дирижер Евгений Волков вышел на авансцену и предложил присутствующим почтить минутой молчания погибших в авиационной катастрофе над Синаем.
80 человек хора - это контраст огромной силы, мощи и индивидуальных возможностей солистов, что подчеркивал главный хормейстер, лауреат международных конкурсов Александр Топлов, дирижировавший своей частью программы. Пение хором – это соборность, коллективное переживание, беседа единомышленников, а уж темы для обоюдной беседы могут быть самыми различными. Программа была во многом построена на значении Слова. Е.Волков, являющийся большим знатоком, ценителем слова во всех его проявлениях, комментировал каждый номер концерта. Знакомые с детства поэтические строки были заново прочтены нашими современниками: У.Шекспир, А. Цветаева в поэме А.Кулыгина «Офелия». К творчеству А.Пушкина обратился В.Ульянич в двух хорах «Пора, мой друг, пора» и «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Программным можно считать сочинение Кирилла Волкова «Русский язык», основой которого послужили слова И. Тургенева. И тут же контраст – распетое Т.Буевским краткое «Отче наш» в смелой концертной интерпретации.
Неожиданные открытия всегда присутствуют в программах коллектива. Недавно найденная хоровая поэма «конструктивиста» А. Мосолова написана в 1942 году. «Донбасс! Донбасс!» - никакой конъюнктуры в исполнении данного сочинения нет, оно написано с такой силой переживания и убеждения, что явно перекликается с современными событиями.
В июне 2015 года Госхору была доверена честь представить российское искусство на сцене парижского Salle Gaveau в рамках международного культурного проекта «День России в мире», осуществленного Благотворительным фондом «Классика» при поддержке Президента и Правительства РФ. Этот визит принес в репертуар хора обработку французской партизанской песни, сделанной А. Хачатуряном. На бис была исполнена хоровая транскрипция знаменитой музыки Г.Свиридова «Время, вперед!», звучащей как заставка телевизионной информационной программы «Время». Таким образом, концерт получил обрамление, основанное на событиях онлайн; тайные знаки драматургической концепции программы явно проступали – вот Россия, вот щедрость зарубежных стилей, классика и современное творчество, которое высвечивает отношение к окружающему миру, его проблемам, надеждам, потерям и обретениям.
Т. Журбинская, музыковед
В ММДМ пройдет XV Московский Рождественский фестиваль
Юбилейный XV Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в Московском международном Доме музыки с 14 по 25 января 2025 года. Концертные программы представят маэстро Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России, а также легендарные хоровые коллективы: Московский Синодальный хор, Хор Сретенского монастыря, Большой детский хор имени Попова, Академический большой хор «Мастера хорового пения». Фестиваль проводится при поддержке Департамента культуры города Москвы.
В этом году Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в пятнадцатый раз. Масштабный форум ежегодно знакомит слушателей с шедеврами христианской музыкальной культуры разных эпох, лучшими исполнителями и хоровыми коллективами.
- Рождественский фестиваль всем нам очень дорог, ведь он поднимает Дом музыки как культурный центр на новую духовную высоту и создает особую атмосферу: добра, просвещения, любви, высокой эстетики – всего того, что можно назвать духовным миром, без которого человек не может обойтись, – отмечает художественный руководитель фестиваля, маэстро Владимир Спиваков.
Афишу фестиваля составят шесть концертов. Откроет фестиваль Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова. На концерте 14 января к легендарному коллективу присоединятся органист-виртуоз Тимур Халиуллин и знаменитый звонарь Владимир Дегтярев. Наряду с органными и хоровыми сочинениями Баха, в программу войдут рождественские песнопения русских композиторов XIX–XX веков. В финале вечера в исполнении всех участников концерта прозвучат «Хвалите Господа» Чайковского и фрагмент из Мессы си минор Баха.
Продолжится фестиваль концертом органной музыки. 16 января лауреат международных конкурсов, органист и клавесинист, композитор, доцент Московской государственной консерватории имени Чайковского Федор Строганов исполнит программу из произведений Иоганна Себастьяна Баха. Хор Сретенского монастыря выступит 17 января. Коллектив представит духовную и светскую музыку различных эпох и стилей. По традиции в рамках фестиваля выступит детский хор. В юбилейном смотре примет участие один из самых знаменитых коллективов нашей страны – Большой детский хор имени В.С.Попова. Концерт юных хористов состоится 19 января.
23 января песнопения праздника Рождества Христова, колядки и произведения русской духовной музыки прозвучат в исполнении хора Московской духовной академии – коллектива, который регулярно принимает участие в богослужениях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В завершение фестиваля состоится концерт с участием выдающегося скрипача и дирижера Владимира Спивакова. 25 января под его управлением Национальный филармонический оркестр России представит грандиозную программу. Прозвучат шедевры духовной музыки XIX и XX веков – Кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» и Реквием Алемдара Караманова. В концерте примут участие Большой Академический хор «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича, а также звезды оперной сцены: солистка Большого театра Полина Шабунина, солист Михайловского театра Игорь Подоплелов, солисты Московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова Полина Шамаева и Алексей Неклюдов.
МГАСО отметит Новый год с семейством Штраусов
Концерт «Новый год с МГАСО» состоится в БЗК 30 декабря 2024 года. В преддверии новогодней ночи оркестр перенесет слушателей в чарующий мир Вены под музыку семейства Штраусов и их современников. За дирижерский пульт встанет Фабио Мастранджело.
- Штраусы – это великая династия, сложно сказать, музыка кого из них лучше, - говорит дирижер. – Каждый из Штраусов внес свою лепту во славу династии. Мне посчастливилось учиться в Вене у великого дирижера и педагога Карла Эстеррайхера, продолжателя великих венских традиций. В течение месяца он проводил с нами серьезный мастер-класс, передавая традиции венского вальса. Маэстро раскрыл секрет как нужно играть вторую долю в вальсе так, чтобы это звучало по-венски. Этот стиль у венских музыкантов в ДНК. С точки зрения интерпретации венские вальсы являются более сложными, чем французские, итальянские, русские. Среди моих любимых произведений династии Штраусов – вальсы «Вино, женщины и песни» и «Жизнь артиста». Дирижировать польки Штраусов – это огромное удовольствие, в особенности я люблю быстрые польки - «Гром и молния, «Трик-трак», они очень весёлые. Лично у меня на первом месте – вальсы Штраусов, на втором – польки. Нельзя забывать и о том, что у Иоганна-Штрауса-сына великие увертюры к опереттам. «Летучая мышь» – сложнейшее произведение и для оркестра, и для музыкантов, и для дирижера. Ее не так просто исполнить стилистически верно.
Ведущий концерта - Артём Варгафтик.
Рецензия на сингл «Ёлки зелёные» группы «Мандрагора». Колёса диктуют вагонные: «Спасибо вам, ёлки зелёные»
2024, Первое музыкальное.
Оценка: 8 из 10.
«Мандрагора» - это музыкальный проект актрисы Юлии Пересильд, «арт-рок-группа», как она сама его определяет. Ансамбль время от времени даёт концерты, но записей у него до сих пор не было: «Ёлки зелёные» - дебютный сингл «Мандрагоры». Песня написана гитаристом и худруком группы Владимиром «Корнеем» Корниенко на стихотворение Риммы Казаковой, сочинённое в 60-е годы.
Сразу становится понятно, что такое «арт-рок-группа». Почти у любого артиста песня под названием «Ёлки зелёные» была бы новогодним треком с понятным и предсказуемым набором образов. Новогодних песен на русском языке – тысячи, но любимые исчисляются, может быть, парой-тройкой десятков, потому что улыбчивые стандартные композиции не запоминаются. Композиция Юлии Пересильд и «Мандрагоры» заметно выделяется на фоне «типовых» песенок – в первую очередь, конечно, благодаря поэзии, далеко выходящих за рамки песенных текстов: «Спасибо вам, ёлки зелёные, за вашу высокую вязь, за то, что свои, не заёмные, и песни, и сказки у вас…»
- Здорово, что выпадает случай иметь дело с поэзией, наполненной больше, чем одним смыслом, многомерной и при этом простой, легкодоступной, хлёсткой и благодаря этому запоминающейся, - говорит Владимир Корниенко.
Хлёсткости песне добавляет и звонкий голос и точное интонирование Юлии Пересильд. «Песня «Ёлки зелёные» для меня как для актрисы, – большое поле смыслов и подтекстов», – рассказывает солистка «Мандрагоры». Но не только – это ещё и хорошо решённая актёрская задача, благодаря которой слушатель может мысленно перенестись в 60-е и представить, что песню исполняет Майя Кристалинская или Аида Ведищева.
Правда, ещё чаще в композиции осуществляется транзит в 70-е, потому что в припевах, где строчки повторяются, вы незамедлительно начнёте подпевать – скорее всего, фразу «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз», ибо мелодии совпадают. Видимо, Корней, когда сочинял этот мотив, чувствовал себя Давидом Тухмановым. Но всё это не отменяет того факта, что песня «Ёлки зелёные» в целом способствует душевному подъёму больше, чем миллион произведений про снежинки и хлопушки.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»