Галина Босая: «Псалтирь — это вечный жанр, он обладает удивительной силой и художественной красотой»

Круглый стол, посвященный выходу альбома Галины Босой "ХII Священных Псалмов", состоялся в трапезной Зала церковных соборов Храма Христа Спасителя 16 ноября 2015 года. Приводим самые интересные высказывания артистки.
ОБ АЛЬБОМЕ «XII СВЯЩЕННЫХ ПСАЛМОВ»
— Сегодня можно отчетливо проследить как на музыкальных каналах, в телепередачах процветает вестернизация. На этом фоне мне захотелось создать что-то духовное. Я профессиональный музыкант, получила дирижерско-хоровое, вокальное образование, красный диплом. В годы обучения пела в церковном хоре “Благовест”, у меня даже была мечта стать регентом. Альбом “XII священных псалмов” создан в стиле “неоклассицизм”, это синтез классики и современных музыкальных направлений. Все оркестровые, вокальные, хоровые, инструментальные партии записаны так, чтобы они легко ложились на слух, так как классика в чистом виде достаточно сложно воспринимается неподготовленным слушателем. Мной были выбраны те псалмы, которые созвучны моей душе, а из существующих переводов на современный русский язык я отобрала варианты из греческого перевода Библии (Септуагинты), поскольку данная версия перевода фонетически лучше ложится на мелодию. Могу, например, рассказать о том, как появилось музыкальное воплощение “Псалма №90” - "Живущий под кровом Всевышнего!" . Мелодия пришла ко мне в 4 часа утра, во сне . Помню сразу проснулась, побежала к ноутбуку, открыла музыкальный редактор и зафиксировала то, что услышала, и далее работа над “Псалмом 90” заняла две недели. Позже я узнала, что его никогда не перекладывали на музыку. Затем появились псалмы: 25 и 23, их я представила звукозаписывающей студии современных искусств Magic Voice, которая занимается благотворительными проектами. Они поверили в наш материал, и в течение двух лет работа велась в этой студии на благотворительной основе. Там мы записывали весь аль с Патриаршим хором Храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкачева, Первым Симфоническим Оркестром под управлением Сергея Желудкова (псалом 23,25), с незвависимой группой Bosaya. Остальная работа с молитвенными песнопениями велась в Германии - с немецким струнным оркестром под управлением Лоренца Блаумера, он же исполняет соло скрипки на студии у Доминика Шафера, с которым мы уже записали мой сольный альбом “BOSAYA”. Мы много экспериментировали, например, записывая псалом 25 , II ч, мы брали фужер из тонкого стекла, наполняли его водой, достигая нужной тональности, смачивали пальцы и водили по краю, добиваясь чистого небесного звучания. Так как я болезненно придирчиво отношусь к звуку, сведение альбома также осуществлялось в Германии.
О ЦЕЛЯХ ПРОЕКТА
— Я получила Благословение от Митрополита Иллариона. Мы пять месяцев ждали одобрения этого проекта Патриаршим советом по культуре. Так сложилось, что в данный момент моей жизни моя главная цель - донести идеи теистического гуманизма в массы.
Этот период происходит прямо сейчас. Все, что связано с добром, со светом в жизни, это и есть бог. От проделанной работы со священным псалмами я получила огромное удовольствие . И стала взрослее.
В первую очередь, я музыкант, человек, воспевающий жизнь при помощи звуков. В этом проекте для меня на первом месте содержание, а форма - это следствие. Каждый, кто приходит на концерт, уже становится лучше, прямо в этот момент. Хорошо бы, чтобы человек пришел домой с концерта и открыл Псалтирь. Или вспомнил, что кому-то он сделал что-то не очень хорошее, позвонил и попросил прощения, стал ближе к родным, более внимательным к любимым и близким. Вспомнил, что такое настоящая любовь. В моем формате, как музыканта, это миссионерская деятельность. Главное в молитвенных песнопениях - слово. А мелодические излишества отвлекают от главного.
О КОНТАКТЕ С АУДИТОРИЕЙ
— Что касается контакта с аудиторией, мы не боимся гастролей и готовы ездить в любом составе, как по крупным городам, так и по регионам. С нами будет гастролировать Патриарший Хор Храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкачева, и нас поддерживает Министерство Культуры.
О ТЯГЕ К РАЗЛИЧНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ЖАНРАМ
— Мне нравится работать в разных музыкальных направлениях, да. Но в этом случае я не хочу слишком отходить от традиции. Если разложить мой альбом на музыкальные составные части, можно заметить, что вокальные, хоровые партии совершенно не противоречат правилам духовной музыки. В годы обучения на дирижерско-хоровом отделении колледжа у нас был предмет “духовная музыка”. Может быть, простота формы навеяла на Дмитрия ощущение легкомысленности всего проекта. Но это не так, я не собиралась все упрощать до предела в угоду кому-то, я даже не представляю, как это сделать.
О СВОИХ ПЛАНАХ
— Я ничего не боюсь. Псалтирь обладает удивительной силой и художественной красотой. Это вечный жанр. Онеггер, Шенберг перекладывали псалмы на музыку. Губайдуллина, Пярт, Волконский. Их тоже критиковали. “12 священных псалмов” я не брошу, и свою группу я не брошу. У нас в планах - объехать весь мир. Для вас я хожу по краю. Я делаю все возможное и чувствую ответственность.
Пол Маккартни просит ввести Джо Кокера в Зал славы рок-н-ролла

Пол Маккартни написал открытое письмо в Зал славы рок-н-ролла с просьбой ввести в него Джо Кокера. «ИнтерМедиа» напоминает, что покойный британский музыкант попал в список претендентов этого года, но их судьбу будет решать международная комиссию по голосованию, состоящая из более чем тысячи артистов, историков и профессионалов музыкальной индустрии, а также простые поклонники, которые могут голосовать на сайте Зала.
- Джо был великим человеком и прекрасным певцом, чей уникальный стиль способствовал некоторым фантастическим выступлениям, — говорит в письме, полученном Billboard. - Он спел одну из наших песен «With a Little Help From My Friends», версию, спродюсированную Денни Корделлом, которая была очень изобретательной. Все люди в комиссии знают о большом вкладе Джо в историю рок-н-ролла. И хотя он, возможно, никогда не просил, чтобы его включили в Зал славы, я знаю, что он был бы чрезвычайно счастлив и благодарен оказаться там, где он заслуживает быть среди такой прославленной компании.
Сам Маккартни был дважды введен в Зала славы рок-н-ролла: в 1988 году как участник Beatles и в 1999-м как сольный исполнитель.
Джо Кокер, который умер 22 декабря 2014 года в возрасте 70 лет от рака лёгких, номинируется впервые, хотя его музыкальная карьера началась в 1961 году, первый альбом «With a Little Help From My Friends» вышел в 1969-м (а одноименный хит – годом ранее), и музыкант был обладателем премий «Грэмми» и «Оскар».
Вместе с Кокером на введение в Зал славы рок-н-ролла в 2025 году претендуют Bad Company, Black Crowes, Мэрайя Кери, Чабби Чекер, Билли Айдол, Joy Division/New Order, Синди Лопер, Maná, Oasis, Outkast, Phish, Soundgarden и White Stripes. Имена победителей будут объявлены в конце апреля, а церемония состоится в Лос-Анджелесе этой осенью, более подробная информация будет объявлена в ближайшие месяцы.
Национальная федерация музыкальной индустрии попросила Министерство культуры повысить ставки за «сиротскую» музыку

Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ), объединяющая, по ее данным, почти 50% музыкального рынка России, попросила Министерство культуры пересмотреть предложенные ставки отчислений за использование так называемых сиротских произведений. Под этим термином понимаются произведения музыки, фотографий или книг, чей автор или правообладатель либо неизвестны, либо не выходят на связь. Соответствующее письмо НФМИ было направлено на имя министра культуры Ольги Любимовой, сообщает РБК.
Правила использования произведений неизвестных авторов были приняты летом 2024 года и вступили в силу в октябре. Предложившие новые нормы депутаты и сенаторы, среди которых были председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и думский депутат Павел Крашенинников, объяснили свою инициативу высоким уровнем развития цифровой среды: «Объекты в ней доступны, а отыскать их владельца зачастую очень сложно».
Теперь перед тем, как использовать «сиротскую» музыку, заинтересованное в этом лицо должно сначала попытаться установить правообладателя и выйти с ним на связь. Результаты этой проверки должны быть представлены в аккредитованную организацию по коллективному управлению правами (ОКУП). В течение ближайшего года такой организацией выступает Российское авторское общество (РАО). Если произведение действительно признают «сиротским», на него может быть предоставлено право использования на условиях возмездной неисключительной лицензии. Плата за использование такой музыки должна зачисляться на номинальный счет, который ведет РАО. Сейчас происходит процесс разработки подзаконных актов, которые регламентируют работу по новым правилам.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям скептически оценил в декабре 2023 года предложения по поправкам законопроекта о «сиротских» произведениях. В январе 2025 года Министерство культуры предложило новый проект постановления правительства об утверждении правил расчета и ставок вознаграждения за использование «сиротских» произведений. Согласно документу, за разные формы использования таких произведений предлагается и разный порядок выплат. Например, размер вознаграждения за продажу отдельно взятых экземпляров будет определяться фиксированным разовым платежом. Его размер будет рассчитывать РАО, но он не должен быть ниже 2 тыс. руб. за каждое используемое произведение, умноженное на общее количество экземпляров, плюс дополнительные процентные отчисления от отпускной цены. Для литературных произведений, например, это будет 8%, для музыки — 9%, для фотографий — 10%.
Вопросы у представителей музыкальной индустрии вызвал пункт проекта, который определяет размер вознаграждения за «доведение произведений до всеобщего сведения». Чаще всего это публикация в интернете или на стриминговом сервисе, то есть один из наиболее распространенных способов монетизации композиций. Если будет возможно определить фактическое количество пользователей, послушавших ту или иную музыку, Минкультуры предлагает ввести динамическую шкалу платежей. За первые 300 тыс. прослушиваний этот платеж будет составлять 40 коп. за один раз (то есть максимум, по подсчетам РБК, 120 тыс. руб.), за последующие прослушивания сверх этой планки до 1,5 млн — 29 коп. (то есть максимально за эти прослушивания плюс 240 тыс. руб.), за 1,5–3 млн прослушиваний — 10 коп. и далее в сторону уменьшения ставки вплоть до 4 коп.
Сейчас к документу готовится заключение об оценке регулирующего воздействия. В ближайшее время он должен быть направлен в правительство.
Представленные ставки вознаграждения существенно и иногда в несколько раз «в худшую сторону» отличаются от рыночных расценок за дистрибуцию музыки в интернете, говорится в письме НФМИ в Минкультуры. Это, по мнению профильной ассоциации лейблов, может привести к нарушению прав и законных интересов правообладателей произведений, изначально признанных «сиротскими», а также наследников авторов и исполнителей. Причем сами ставки вознаграждений, как отмечается в письме, остаются коммерческой тайной правообладателей.
Кроме того, низкие ставки вызывают опасения, что у пользователей и организаций по коллективному управлению авторскими правами не будет мотива полноценно искать авторов произведений, предупреждают в НФМИ.
В качестве альтернативного варианта НФМИ предлагает сохранить ставку 40 коп. за первоначальные 300 тыс. прослушиваний. Но за все, что превышает этот показатель, ввести выплаты по 20–30 коп. за прослушивание.
«Гудтаймс» и Чача из «Наива» спели об усталости

Премьера сингла «Я устал» группы «Гудтаймс» состоялась 3 марта 2025 года. Цифровой релиз осуществил лейбл «Союз мьюзик». В записи принял участие лидер группы «Наива» Александр «Чача» Иванов. Новинка не имеет никакого отношения к одноименной песне «Наива» из альбома «Пост-алкогольные страхи» (1997).
- Это можно назвать продолжением старого хита «Пора смириться», записанного пять лет назад. Этакий такой старый «Гудтаймс». Некоторые люди жалуются, что ранние песни были намного лучше. Вот мы и подготовили возвращение в старую традиционную музыку, решив записать вторую песню с легендарным Чачей, - рассказал вокалист «Гудтаймс» Артём Шаров.
«ИнтерМедиа» напоминает, что февральские концерты группы «Наив», которые были запланированы в Астане и Караганде, отменены.