Chi-Lli - «В голове ветер» ***
2015, Tunecore
Напомним, что девять лет назад группа «Чили», которую порой писали как «Чи-Ли», произвела сенсацию с песней «Лето». Главной интригой был загадочный голос, исполняющий песню - слушатели некоторое время спорили, мужчина это поёт или женщина. Группа немного повременила с раскрытием этой тайны, а потом вывалила всё как есть. Обладателем необычного контральто оказалась дама по имени Ирина Забияка; пока группу никто не знал, они на своей творческой кухне сотворили немало интересных песен, смотревшихся на общем фоне очень свежо. «Чили» исполняли вроде как поп-музыку, при этом сдобренную этно-мотивами и каким-то хипповским духом, активно подчёркивавшемся в клипах. А главным козырем оставался голос Ирины, придававший всем этим экспериментам налёт пущей загадочностью и двусмысленности.
Потом «Чили» совершили, на мой взгляд, стратегическую ошибку, приняв традиционные правила игры, характерные для нашего шоу-бизнеса. Заслуженной популярностью можно было распорядиться и более оригинально, сохраняя некоторую дистанцию от всех этих тусовок и избитых пиар-ходов. Музыка «Чили» выглядела нерядовой, но позиционирование Ирины в рядах селебрити оказалось более чем банальным. Г-жа Забияка посещала светские мероприятия, где её фамилию упоминали в третьих строчках в числе гостей, фотографировалась для мужских и глянцевых журналов, рассказывала в интервью про любимые рецепты - словом, полностью приняла предлагаемые обстоятельства. Некоторые селебрити годами так живут, не заботясь о производстве каких-то осязаемых творческих продуктов. Но для «Чили» подобный путь оказался пагубным: о музыке группы публика вспоминала всё реже, а вне музыкального контекста солистка оказалась не самым интересным персонажем - вместо третьих строчек в анонсах презентаций она всё чаще попадала в число «и др.»
При этом у «Чи-Ли» был контракт с компанией Velvet Music, которая обычно довольно нежно относится к своим подопечным артистам. Пару лет назад это сотрудничество как-то незаметно сошло на нет, причём внятныъ комментариев не удалось добиться ни от одной из сторон. Некоторые выводы можно сделать из того, что из творческого отпуска «Чи-Ли» вернулись с новым, ещё более сложным написанием названия - Chi-Lli. Такое, как правило, делается во избежание судебных разбирательств и каких-то претензий по недовыполненному контракту.
Возвращение Chi-Lli не станет столь же триумфальным, как дебют, но его можно назвать успешным. Аудитория успела крепко забыть о звучании группы, команда тоже отдохнула от шоу-бизнеса, перезагрузилась - и вернулась фактически «на новенького». «Чи-Ли» взяли те же ингредиенты, которые так поразили слушателей в момент дебюта (контральто, фламенко, фенечки) - и выяснилось, что мы по ним крепко соскучились. От того, что мы теперь точно знаем пол вокалиста, музыка не становится менее задорной и привязчивой, а хитовые треки «А потому», «Северный ветер» (тут у Ирины появляется ещё немыслимый акцент), «Опа», «В голове ветер» украсят эфиры любой поп-радиостанции. Альбом, правда, выглядит затянутым, но чувство меры никогда не было сильной стороной группы.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.