Концертный законопроект вызвал бурю эмоций в Государственной Думе
Круглый стол на тему «О проекте закона об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации» прошёл в Государственной Думе РФ 28 января 2016 года. В мероприятии приняли участие депутаты, ведущие российские артисты, руководители компаний и государственных учреждений. Законопроект был внесен на первое чтение депутатами Сергеем Гавриловым и Зугурой Рахматуллиной 1 декабря 2015 года, в соответствии с ним в отрасли предполагается ввести саморегулирование.
Председательствующий, Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по культуре Иосиф Кобзон, открывая собрание, высказал недовольство тем, что при подготовке очень нужного для страны законопроекта не было учтено мнение многих ведущих артистов, и сделал особый упор на свой богатый опыт как концертной работы, так и государственного управления в сфере культуры. Получившая слово первой Алла Пугачева начала критику законопроекта с весьма сильных выражений, использовав слова "крепостные" и "животные" для характеристики отношения к артистам со стороны авторов законопроекта. Супругу поддержал Максим Галкин, возмутившийся тем, что теперь, по его мнению, ему запретят самостоятельно организовывать свои концерты. Неожиданным было выступление Григория Лепса, который также весьма эмоционально поддержал критику закона, хотя по его же признанию, его пригласили к обсуждению ещё в прошлом году.
Доклад заместителя Председателя Госдумы, члена комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергея Железняка немного прояснил обстановку. Как выяснилось, обсуждению и критике подвергся вариант законопроекта, внесенного на первое чтение в прошлом году. На этот вариант ещё в декабре были подготовлены и опубликованы заключения комитетов Госдумы, замечания, высказанные в них, повторяют замечания звезд. Г-н Железняк уточнил, что в соответствии с процедурой количество изменений и дополнений не ограничивается, и работа над законом продолжается весьма интенсивно, потому ряд вопросов, которые так эмоционально обсуждались артистами, уже практически решены.
Традиционно яркое выступление Александра Градского было посвящено описанию современной ситуации на российском концертном рынке. Певец сообщил, что тем, кто давно работает в индустрии, ситуация хорошо известна и управляема, и предложил гневно отвергнуть законопроект, правда, сразу же оговорившись, что, возможно, необходимость в таком законе все же есть, и в этом случае готовить его должна авторитетная рабочая группа.
Свое мнение о законопроекте высказали Андрей Макаревич, Алексей Кортнев, Василий Вакуленко и другие артисты, в ходе критики законопроекта обратившие внимание на то, что законы страны должны быть направлены в первую очередь на развитие отечественной культурной индустрии. Андрей Макаревич не удержался и в своем стиле отклонился от темы, предложив купить музыкальные инструменты для 100 школ вместо одного танка для армии. При этом он сослался на пример США, где симфонические и джазовые оркестры есть чуть ли не в каждой школе (о количестве танков в армии США г-н Макаревич деликатно умолчал. - Прим. InterMedia).
Генеральный директор Росгосцирка Вадим Гаглоев сообщил, что в цирковой сфере подобный закон необходим из-за большого количество недобросовестных организаторов, особенно шапито. Его поддержал Эдгард Запашный, особо обратив внимание на плачевную ситуацию с цирками животных. Он отметил, что в результате всех этих позорных случаев тень падает на всю цирковую отрасль.
Продюсер Игорь Матвиенко, высказав ряд критических замечаний, счел вполне логичным и правильным факт создания в зрелищной индустрии цеховых ассоциаций, приведя в пример недавно созданную ассоциацию продюсеров, в которую вошли также Максим Фадеев, Виктор Дробыш и др. Продюсер считает, что такие организации призваны решать более широкий круг культурных вопросов.
Директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок раскритиковал установленную законопроектом обязательность страхования мероприятий, приведя в качестве примера случай, когда страховые компании с непривычки заявляли страховой взнос за региональные гастроли спектакля “Евгений Онегин” в размере 20 процентов от аншлаговой стоимости - то есть 300.000 руб за каждый спектакль. По мнению г-на Крока, обязательное страхование ставит крест на гастролях театров как таковых.
Генеральный директор Московской государственной академической филармонии Алексей Шалашов, положительно оценив то, что из-под действия Закона выводятся государственные учреждения, тем не менее указал на то, что регламентация работы в области академической музыки довольно сложна, ею занимаются не только государственные организации, и привел в пример Пасхальный фестиваль, организуемый негосударственной структурой.
Представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, также принимавший участие в работе над законопроектом, сообщил присутствующим, что вопрос по законопроекту взят Уполномоченным на контроль в целях обеспечения прав предпринимателей и гарантии сохранения налоговых льгот для участников концертной деятельности. В этой связи по инициативе Уполномоченного рабочая группа провела рабочее совещание с представителями Федеральной налоговой службы с целью для уточнения формулировок и понятийного аппарата законопроекта. Г-н Семенов высказал убеждение, что вопрос о том, кто должен устанавливать правила в отрасли, эффективнее всего решается именно саморегулированием - делегированием этих прав профессионалам, которые смогут решать вопросы своей отрасли намного лучше, чем чиновники.
В конце третьего часа мероприятия слово наконец-то было предоставлено Генеральному директору Ассоциации “Союзконцерт” Андрею Матвееву, который принимал деятельное участие в разработке законопроекта. Г-н Матвеев обратил внимание собравшихся на то, что закон направлен в первую очередь на повышение цивилизованности индустрии, устранение недобросовестной конкуренции, и решительно никак не затрагивает интересы артистов. При описании саморегулируемых организаций г-н Матвеев привел сравнение с “профсоюзом” и выразил убеждение в том, что отрасль должна работать по стандартам, выработанным самими предпринимателями, а не госструктурами.
Остальным авторам законопроекта времени не хватило - председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин закрыл Круглый стол, резюмировав, что законопроект в том виде, который был внесен на первое чтение, принят не будет, но рабочая группа будет сформирована в кратчайшие сроки.
Отвечая на вопрос корреспондента InterMedia, Генеральный директор Ассоциации “Союзконцерт” Андрей Матвеев высказал недоумение ситуацией, при которой группа, готовившая законопроект, не получила возможности донести до собравшихся положение дел на текущий момент - ведь “практически все нестыковки и сомнительные вопросы, которые обсуждались битый час, за прошедшие месяцы уже устранены и согласованы, но как раз для детального разъяснения ситуации и ответов на вопросы почему-то не осталось времени. Участники просто остались в неведении, к примеру, о том, что ситуация, возмущающая Максима Галкина, уже неактуальна - она учтена в доработках к законопроекту. То же самое - и с другими вопросами.”
Член Правления Ассоциации “Союзконцерт” Евгений Сафронов считает, что “обсуждение велось крайне сумбурно, начиная с терминологии - ведь понятия “концерт”, “цирк”, “театр”, “артист” носят субъективно-оценочный характер, у них нет и не может быть объективных определений в законодательстве, да и сама индустрия точно не очерчена - вспомните скандал с китайским цирком в Тюмени - это цирк или концерт, а может, спектакль? Многие выступающие организаторов называли “продюсерами”, явно не понимая устоявшейся в русском языке трактовки термина, после чего аудитория начинала дружно клеймить ни в чем не повинных и не имеющих никакого отношения к законопроекту продюсеров. Большинство до сих пор продолжает наивно считать, что концерты организуют именно сами артисты, и именно они и пострадают, хотя это совершенно не так. Ну и, конечно, верх непонимания ситуации - называть организаторов концертов - промоутеров - “посредниками”, не вникая в смысл этой деятельности, которая по сути является ни чем иным, как центральным звеном индустрии, основным её производством. Все эти нелепицы и помешали провести разговор конструктивно.”
Справка:
Структура культурно-зрелищной индустрии РФ
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Игорь Крутой награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»
Игорь Крутой получил государственную награду. Президент России Владимир Путин наградил композитора орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Соответствующий указ размещен на сайте правовой информации. Награду композитор получил «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
29 июля 2024 года Игорь Крутой отметил 70-летие.