Теодор Курентзис привез в Москву оду свободе
Опера «Дон Жуан» В.А.Моцарта в постановке Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского была представлена на сцене московской «Новой оперы» имени Е.В.Колобова 12 февраля 2016 года. Постановка номинируется на премию «Золотая маска» как «Лучший спектакль в опере», в частных номинациях фигурируют дирижер-постановщик Теодор Курентзис («Лучшая работа дирижера») и исполнительницы партий Донны Анны Надежда Павлова и Донны Эльвиры Наталья Кириллова («Лучшая женская роль»). В главных ролях выступили также Симоне Альбергини (Дон Жуан), Гвидо Локонсоло (Лепорелло), Мика Карес (Командор), Борис Рудак (Дон Оттавио), Фани Антонелу (Церлина) и Виктор Шаповалов (Мазетто). Режиссер-постановщик спектакля – Валентина Карраско (Аргентина – Испания), которая создавала также и сценографию в сотрудничестве с дизайнером-художником Эстериной Зарилло.
Спектакль «Дон Жуан» в Перми завершил работу труппы под предводительством Теодора Курентзиса над трилогией моцартовских опер, созданных на либретто Лоренцо да Понте. Прежде были поставлены «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро», которые также в свою очередь номинировались на «Золотую маску» и завоевали призы. Все три оперы записаны для лейбла Sony Classical, получили высочайшие оценки европейской критики и престижные премии.
Как известно, Дон Жуан в интерпретации Карраско – Курентзиса выступает как олицетворение самого прогрессивного творческого начала, как выдающаяся личность, презирающая и отвергающая какие-либо рамки и ограничения. Именно таким разрушителем устоев, опережающим свое время и дающим искусству новые импульсы к развитию, постановщики видят и самого Моцарта, а в настоящее время – Курентзиса. Разумеется, выбивающаяся из строя фигура во все времена гонима, свидетельством тому, дескать, и самая резкая критика в адрес греческого дирижера, возглавившего Пермскую оперу, и собственно судьба Дон Жуана. В самом начале спектакля, лишая иллюзий, публике сразу дают развязку: нарушитель спокойствия умерщвлен и сожран оголтелой толпой, что мгновенно вызывает в памяти финал «Парфюмера» Зюскинда, где главный герой – тоже личность весьма незаурядная и с любовью имевшая дело нетипичным образом.
- В нашей истории Дон Жуан – бунтарская свободолюбивая натура, но он со всех сторон окружен людьми, которые строго придерживаются установленных обществом правил и законов, – говорит Валентина Карраско.
Визуальным воплощением всевозможных оков, закрепощающих человека, служат всевозможные ортопедические корсеты, ортезы и прочие приспособления, без которых, кажется, стыдно и невозможно показаться на люди. Эта метафора чрезвычайно отчетливо показывает, насколько больным и жалким выглядит со стороны общество. Наряду с живой массовкой сценическое пространство наводняют многочисленные манекены, ими же завален огромный шкаф позади сцены, олицетворяющий братскую могилу (в каковой, как известно, был похоронен Моцарт). Одним из символов свободы выступает в спектакле зеленый цвет – цвет костюма Дон Жуана и исподнего покоренных им возлюбленных (в одном из эпизодов Донна Эльвира снимает корсет и примеряет зеленую рубашку объекта своей страсти), что вполне отвечает Моцартовскому замыслу, когда музыка Дон Жуана понемногу «отравляет» женские партии. В царящем полумраке (в стиле киножанра нуар) настоящим буйством красок становится вечеринка, куда Дон Жуан пригласил самую разношерстную публику: молодежь в вечерних нарядах, буддистов, хиппи, трансвеститов, уборщиц etc., и всей этой пестрой братии постановщики доверяют миссию манифестантов-глашатаев – в их руках впервые появляется растяжка «Viva la Libertа!» («Да здравствует свобода!»), с которой уже после спектакля все действующие лица выйдут на поклон.
Спектакль насыщен остроумными мизансценами, подчас на грани фола, а также занимательными деталями игрового плана. На помощь постановщикам приходят видеоарт, многочисленные аллюзии на реалии сегодняшнего дня, даже Ангела Меркель в телевизоре и вандал, натурально отбирающий у дирижера партитуру и топчущий ее у всех на глазах. Публика пугается, хохочет, сопереживает, успевая внимательно слушать и награждать аплодисментами лучших исполнителей после «выходных» арий. Музыкальная составляющая спектакля вполне соответствует ожиданиям тех, кто уже знаком с Моцартом Курентзиса по концертным исполнениям, впервые представленным еще 10 лет назад, и более поздним спектаклям. Это и быстрые темпы, и яркие контрасты, и техническая безупречность и – самое главное – витальность и динамичность исполнения в лоне декларируемого аутентизма. Среди исполнителей главных ролей наиболее ярко и стабильно в вокальном смысле выступили Гвидо Локонсоло (Лепорелло) и Надежда Павлова (Донна Анна), и российская артистка видится одной из наиболее вероятных претенденток на «Маску».
Татьяна Давыдова, InterMedia
Обзор: «Ей запрещали романы, а братки хотели убить | Лариса Черникова – «Влюблённый самолёт» | «Хит Сториз»
2024, «Муз шоу».
Сначала Лариса Черникова хотела посвятить песню своему бойфренду, которого звали Вова. Однако к Вове не удалось подобрать залипательную рифму – выходило что-то вроде «я люблю тебя, Вова, что ж ты смотришь так сурово», а это совершенно не соответствовало настроению произведения. Так в текст появился Дима и строчка «что мне так необходимо»: блестящая рифма «Дима – необходимо» стала поводом для шуток на несколько лет, а припев, как выяснилось, запомнился навсегда.
В выпуске «Хит Сториз» про «Влюблённый самолёт» многое пропущено – так, не упомянут продюсер Ларисы Черниковой Сергей Обухов, который работал с ней до Александра Толмацкого, а также не звучат имена снимавшихся в клипе участников одесской комик-труппы «Маски-шоу» Бориса Барского и Владимира Комарова. Зато рассказано, что гонорар актёрам Лариса заплатила сама – Толмацкий заявил, что у него нет на это бюджета. Но без Толмацкого клипа вообще бы не было: именно продюсер расслышал в песне хитовый потенциал и настоял на её экранизации.
Имел ли какое-то отношение к песне футболист Дмитрий Аленичев, на что активно намекала светская пресса? В выпуске Лариса Черникова рассказала о многочисленных Димах, которые окружали её по жизни, однако в момент выхода «Влюблённого самолёта» с Аленичевым они знакомы не были. Правда, осенью 1997 года друзья футболиста пригласили Черникову выступить на дне рождения Дмитрия. Там они и познакомились. Летом следующего года Аленичев уехал играть в «Рому», и отношения закончились. Ещё через несколько лет Лариса вышла замуж за американца, ушла со сцены и поселилась у мужа на ферме. У неё в жизни вообще было много удивительных поворотов, по которым можно снять сериал, а не только выпуск «Хит Сториз».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Рецензия на сингл дуэта «5утра» «Снег»: Новогодний позитив без штампов
2024, HS Music.
Оценка: 8 из 10.
Выходящая в последнюю неделю декабря песня про «Снег» - явно новогоднее произведение. Каждый поп-артист должен иметь в ассортименте собственную новогоднюю композицию, и не так давно прославившийся семейный дуэт «5утра» не стал каким-то исключением. У Анны и Никиты Беляковых теперь тоже есть новогодняя песня. Правда, в ней не упоминается Новый год, и намекают на него только снег и декабрь, но это даже хорошо. Потому что «типовая» новогодняя песня непременно включает набор одних и тех же образов, которые не просто уже поднадоели, но ещё и диктуют определённую манеру исполнения – это требуется петь с глуповатой умильной улыбкой на лице. Неудивительно, что среди штампованных позитивных песен про Новый год в последнее время мало что запомнилось.
«Снег» от «5утра» выгодно отличается от «типовых» композиций отсутствием навязчивой новогодней атрибутики, а также тем, что для подпевания не требуется «надевать» глупую улыбку. Более того, «5утра», съевшие собаку на исполнении счастливых позитивных песен, здесь будто из чувства противоречия используют быстрый темп и танцевальный ритм. В качестве авторов музыки значатся четыре человека; не знаю, как они распределяли между собой обязанности, но результат получился вполне внятным и запоминающимся. Голос Анны Беляковой вы сразу узнаете, но солистка выступает здесь в непривычном танцевальном амплуа – оказывается, её вокал подходит не только для нежных песен о любви. Речитатив Никиты Белякова чуть сбивает этот темп и настроение – зато доказывает поклонникам, что «5утра» не планирует далеко отходить от привычного стиля.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
«Иванушки International» отметят «30 солнечных лет»
Юбилейный концерт группы «Иванушки International» состоится на площадке «Live Арена» 29 ноября 2025 года. Программа будет носить название «30 солнечных лет». На большом концерте коллектив исполнит все свои знаковые песни за три десятилетия существования.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, группа «Иванушки International» исполнили вместе с певицей Bearwolf новую версию песни «Билетик в кино». Тизер композиции был представлен 23 декабря 2024 года.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.