Александр Ф.Скляр: «С годами у меня возрастает смелость высказывания»
О МУЗЫКЕ
– Для меня музыка – это песни. Я сочиняю их всю жизнь. Песня - это то, что можно воспроизвести вокально, не имея даже инструмента. Я не западаю на какой-нибудь прогрессив-рок, потому что эту музыку нельзя банально напеть. <…>
А что для меня музыка вообще? Это практически все, что нас окружает. Это шум леса, пение соловья, свист из приоткрытого окошка в ночной московской квартире, рев проносящихся машин или мотоцикла, рык бульдозера, въехавшего во двор. Музыкой может быть и искусственно созданный саунд. Музыка – это и классические произведения, и работы авангардистов типа «Симфонии для 10 печатных машинок и взлетающего самолета».
И даже абсолютная тишина - это тоже музыка. Хотя, если вы однажды останетесь в ситуации абсолютного звукового вакуума, вы поймете, что в нем тоже есть свои звуки. Вы услышите биение своего сердца, работу желудка. Эти звуки мы обычно не слышим, поэтому, скорее всего, они у вас вызовут дискомфорт.
О СВОЕМ ПУТИ В МУЗЫКЕ
- В раннем детстве музыкой для меня было то, что я слушал в квартире родителей: эстрадные советские песни, бардовские песни. Папа их ценил и даже сам поигрывал на гитаре.
Потом был рок-н ролл, но считалось, что песня, которую можно спеть под акустическую гитару – это не совсем рок-н-ролл. Роковая песня должна была звучать только в составе рок-н-ролльного бэнда. Тот период моей жизни можно назвать «ва-банковским хардкором». Классический пример этого – альбом «Так надо». Почти ничего из него не может быть сыграно и спето под гитару. <…> После «ва-банковского хардкора» я стал производить гораздо более играбельные песни. И большую часть моих песен последних 5-7 лет вполне можно сыграть.
О СПОРТЕ
- Я думаю, что мой цветущий вид оттого, что я благодарен Создателю за каждый день, и это дает полноту бытия. Да, я плаваю в бассейне уже много лет. Это поддерживает меня на плаву - в прямом и переносном смысле – и хорошо для голоса.
Но есть у меня привычки не такие уж и здоровые. Хотя на наркотики я точно не подсел (смеется), но курить не бросил. У меня перед глазами образ дедушки Виктора Петровича, которого я очень люблю, и на которого во много ориентируюсь. По моим прикидкам, он бросил курить лет в 60. Так что у меня еще есть время, я надеюсь.
О СОЦИАЛЬНЫХ ТЕМАХ В ЕГО ПЕСНЯХ
- Я сейчас стараюсь делать песни, которые резонируют с моими внутренними состояниям. И так как я всегда был уверен, что каждый рок-н-рольщик в России должен быть социально неиндеферентен, то я на какие-то ключевые моменты обязательно откликаюсь. Я не ставлю это своей непременной задачей. Но я сопереживаю. До тех пор пока я внутренне ощущаю себя человеком рок-н-рольной формации, такие песни будут в моей истории.
Но вот ставить специальную задачу по воспитанию какой-то идеи в слушателях… наверное, уже нет. Скорее всего, мне хочется в момент того, как какая-то тема приходит в голову, максимально точно ее выразить. На это уходит самое большое время погружения в песню. И если я начинаю строчкой: «Спасибо тебе мама, что дала мне эту жизнь, без тела далеко не убежишь», то я дальше просто следую логике - а за что я говорю вообще «спасибо»? И я ухожу в свою историю. Конечно не могу не наткнуться на узловые моменты, к которым был сопричастен. И тут я должен быть максимально честен. Если у нас был такой период, как Афганистан, я не могу о нем не сказать, потому что он был для меня важен. Дальше был развал Союза, Чечня... Песня «Миллионы» написана год назад, но не потеряла актуальности и сегодня.
Для меня важно передать свое ощущение действительности, и если вдруг оно выводит меня на социальную тему, не совсем политкорректную для кого-то, меня это не останавливает. С годами у меня возрастает смелость высказывания. Я все меньше оглядываюсь на тех, кому мои песни кажутся неполиткорректными. Если раньше я мог сгладить угол, то сейчас я стараюсь все больше быть искренним перед своей совестью и слушателем.
А все, что касается меня как человека со своим внутренним миром, все более шифруется под различными образами. Потому что это слишком личное. Это может быть выражено, но точно не до степени публичного самораздевания.
ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ НЫНЕШНИЙ РЕЮНИОН «ВА-БАНКА»
- Если говорить честно, то чистая формальность. Потому что это мой корабль, и я его имею право называть, как хочу. Группа «Ва-банкъ» всегда была группой Александра Ф. Скляра, а как он называет этот проект, это просто фигура речи. Коль скоро на сцене будут те музыканты, с которыми я работаю последние несколько лет, то почему бы наш состав снова не назвать группой «Ва-банкъ»?
Во многом мы действуем как группа единомышленников. Мы ездим, как группа, творим на студии, как группа, мы - люди которые живут одной музыкальной жизнью в рамках этого коллектива. Это честно и по совести, а жить надо честно и по совести.
(Ольга Бобровская, mir24.tv, 10.03.16)
Рецензия на сингл Славы Скрипки «Бобр»: Крутые бобры
2024, М2.
Оценка: 8 из 10.
Вообще-то песня про бобра вышла ещё летом прошлого года, но тогда её мало кто заметил. Покорение чартов «Бобр» начал в новогодние праздники – после того, как завирусился в тиктоке. На первый взгляд, это очередная песня-мем – в то же время, как говорится, «есть в ней нечто подлинное». Недаром самая очевидная рифма к слову «бобры» - «добры».
Исполнитель песни Slava Skripka (как трогательно написало одно издание, его настоящее имя – Вячеслав Скрипка) занимается музыкой в основном по ночам, а днём он работает на мебельной фабрике в Ростовской области. Со своим соавтором Андреем Поповым они взаимодействуют дистанционно: тот живёт в Ставропольском крае. Попов стал автором музыки к «Бобру», а Скрипка сразу придумал на мелодию фразу «сидим с бобром за столом вдвоём, на ужин готовим полено». После этого соавторы долго ржали, а потом начали докручивать этот перспективный сюжет.
Естественно, они держали в голове потенциальную меметичность произведения: так в нём появилась цитата из польского мема «бобр курва», а в снятом на природе клипе – отсылки к поговоркам про бобра и культовому фильму «Бобёр» с Мэлом Гибсоном. Сыграло свою роль и то, что к бобру можно придумать кучу замечательных рифм, однако Слава в тексте очень грамотно выдержал баланс между абсурдом и реальностью. Дружба человека с бобром означает, что на ужин они оба будут есть полено (и пить алкоголь), обсуждать, зачем «между нами плотина», а потом человек отнесёт бобра к нему домой. По дороге в лесу они будут петь хиты Алсу – наконец-то и эта рифма пригодилась (кстати, в одной из версий «Бобра» звучит фрагмент песни «Зимний сон»). А потом бобр поделится с другом своим добром (ведь у него добра четыре ведра).
При всей дикости этого сюжета он нигде не выходит за рамки милоты и здравого смысла: смею предположить, что в этом и заключается главный секрет успеха «Бобра».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Альбом покойного Мака Миллера вышел через 10 лет после того, как был записан
Релиз посмертного альбома Мака Миллера «Balloonerism» состоялся 17 января 2025 года накануне его дня рождения: 19 января питтсбургскому рэперу могло бы исполниться 33 года, если бы он не скончался 7 сентября 2016-го в возрасте 26 лет от случайной передозировки.
В пластинку, слухи о которой ходили среди фанатов много лет, вошли 14 треков. Альбом демонстрирует экспериментальную сторону Миллера, смесь нео-соула и элементов джаза. Он включает такие композиции, как «5 Dollar Pony Rides», «Friendly Hallucinations», «Mrs. Deborah Downer», «Stoned», «Manakins» и «Rick’s Piano», а также совместные работы с Thundercat, SZA и Ashley All Day.
«Balloonerism» был записан в 2014 году, в плодотворный период для Миллера, когда он также работал над альбомом «Faces». В результате материал был отложен в пользу других релизов. После распространения утекших песен в сети официальный релиз пластинки был анонсирован трейлером на ноябрьском фестивале Camp Flog Gnaw.
Накануне выход альбома был представлен и анимационный короткометражный фильм «Balloonerism», основанный на текстах и музыке Миллера и снятый Сэмюэлем Джеромом Мейсоном. Он «рассказывает о группе школьных друзей, которые преображаются музыкой аккордового органа и отправляются в мир теней», говорится в синопсисе фильма. «Поглощенные черепахой времени, они должны пробираться через недра взрослой жизни». Фильм был выпущен 15 января в США и 16-го – в остальном мире на видеосервисе Amazon Prime Video и в избранных кинотеатрах.
«Мелодия» выпустила альбом к юбилею Валентина Берлинского
«Фирма Мелодия» в честь 100-летия со дня рождения виолончелиста Валентина Берлинского издала альбом камерной музыки в исполнении Квартета имени Бородина. Запись 1960, 1964 и 1988 годов впервые выпущены в цифровом виде. На альбоме представлена музыка Шуберта, Тактакишвили и Бориса Чайковского, сыгранная Квартетом им. Бородина: Валентин Берлинский (виолончель), Дмитрий Башкиров (фортепиано), Борис Чайковский (фортепиано), Николай Дмитриенко (контрабас),
19 января 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения Валентина Берлинского — выдающегося советского виолончелиста, основателя и бессменного руководителя одного из самых известных камерных ансамблей прошлого столетия — Квартета имени Бородина.
Вся жизнь Валентина Берлинского была связана со струнными инструментами и с камерными музыкальными коллективами. С детства он был окружен музыкой, вырос в музыкальной семье — его отец играл в Квартете братьев Берлинских, а мать была пианисткой и певицей. В 19 лет, еще студентом Московской консерватории, Валентин Берлинский стал участником струнного квартета, который впоследствии вошел в Московскую филармонию. А в год своего 10-летия ансамбль обрел имя, под которым работает до сих пор — Квартет имени Бородина. Ему Валентин Александрович Берлинский отдал более 60 лет, став единственным участником, который служил в нем с первых дней и до конца своей жизни. Помимо Квартета имени Бородина Валентин Берлинский часто помогал организовывать и обучать другие ансамбли по всей России и за ее пределами. Можно сказать, что Валентин Александрович практически создал советскую квартетную школу — были и другие музыканты и педагоги, которые занимались струнными квартетами, но именно Валентин Берлинский поднял такой тип камерного музицирования в Советском Союзе на высочайший уровень. Валентин Александрович также является создателем Международного конкурса струнных квартетов имени Дмитрия Шостаковича, Международного фестиваля искусств имени Андрея Сахарова и многих других музыкальных проектов.
Во многом профессиональные взгляды Берлинского и репертуарная стратегия бородинцев, как ласково называли квартет, были едины. Это стремление работать с популярными сочинениями для струнных тонко и вдумчиво, возвращать подлинный интерес к ним. В то же время коллектив активно сотрудничал с советскими композиторами-современниками, музыкантами, инструменталистами и знакомил аудиторию с новой музыкой.
Альбом к 100-летию виолончелиста отражает обе эти тенденции. Первая композиция — квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, соч. 114, Франца Шуберта. Это знаменитое произведение, известное под названием «Форель», появилось как сочинение для домашнего музицирования. В течение всей своей творческой жизни Валентин Берлинский играл это произведение со многими известными музыкантами — Святославом Рихтером, Марией Юдиной, Львом Обориным и многими другими. Впервые Валентин Берлинский записал квинтет в 1960 году вместе с пианистом Дмитрием Башкировым, скрипачом Ростиславом Дубинским, альтистом Дмитрием Шебалиным и контрабасистом Николаем Дмитриенко.
В квинтете ярко передается звукоподражание природе, которое часто использовали композиторы-романтики. Это же стало главным мотивом творчества грузинского композитора Отара Тактакишвили. Его Квартет до минор Валентин Александрович записал вместе с Квартетом имени Бородина в Тбилиси в 1988 году. Отар Тактакишвили был близким другом Квартета имени Бородина и Валентина Берлинского в частности.
Валентин Берлинский и бородинцы активно работали с современной академической музыкой. К их профессиональному мнению прислушивался Дмитрий Шостакович, чьи пьесы Квартет часто исполнял. А для композитора Бориса Чайковского Квартет имени Бородина стал постоянным соратником — музыканты часто становились первыми исполнителями его сочинений. В юбилейный альбом вошел Квинтет Бориса Чайковского, который бородинцы исполнили вместе с автором за фортепиано. Запись 1964 года последовала за первым исполнением 1962 года, которое прошло в том же составе.