Георгий Штиль: «Каждой звезде я готов был за водкой бегать!»
![](https://www.intermedia.ru/i/img/stub/7.jpg)
О ЗНАКОМСТВЕ С ОЛЕГОМ ТАБАКОВЫМ
- Мне было 25, когда я наконец получил диплом и отправился на прослушивание, которое в тот год проводили в Ленинграде актеры МХАТа Грибов, Массальский и Тарасова. Боги! Почитал что-то и, к великой радости, получил приглашение в Москву, на туры. Приезжаю, мне дали место в общежитии на Трифоновской. Поднимаюсь в комнату, открываю дверь и вижу картину: за большим столом пьяный в зюзю человек. «Здрасте». — «Здрасте». — «Кто вы такой? Абитуриент?» — спрашивает. А я и слова-то такого не знал. «Чего?» — переспрашиваю. А он на стол завалился и уснул. Внизу, на полу, — полная бутылка бормотухи, на столе — еще одна, наполовину пустая. Это был Лелек Табаков. Наше знакомство тогда не состоялось, потому что, поступив, я «одумался» и возвратился в Ленинград. Москва мне совсем не понравилась. В те годы там творился полный беспредел: бандиты, ограбления, драки. В родном Питере было куда спокойнее. Я вернулся и поступил в Ленинградский театральный институт. А с Табаковым мы подружились позже, на съемках фильма «Достояние республики». Он тот эпизод с бормотухой помнил, а меня нет. Сказал, что пил с горя: его не приняли во МХАТ после окончания Школы-студии. Странно, правда? Великого актера!
О ЗВЕЗДАХ БДТ
— Каждой звезде я готов был за водкой бегать! Так часто и получалось. (С улыбкой.) Луспекаев, Копелян, Полицеймако, Лавров, Стржельчик, Лебедев, Смоктуновский — грандиозные артисты! Я был третьекурсником, когда Иннокентий Михайлович пришел в БДТ репетировать «Идиота». Наш преподаватель — Игорь Олегович Горбачев — провел нас, человек шесть студентов, мимо охраны и посадил где-то наверху, чтобы Георгий Александрович Товстоногов, не приветствовавший присутствие на репетициях посторонних, не заметил. Первая сцена — сжигание денег. На сцене Стржельчик, Лебедев… Доронина (Настасья Филипповна) бросает пачки в огонь, а Смоктуновский (князь Мышкин) пятится к стене, все назад, назад… Стоп! Георгий Александрович, показывая на него, говорит Сироте, замечательному педагогу, своей правой руке: «Роза, это не артист. Ищите другого». Она в ответ: «Дайте мне две недели». И вот новая репетиция, та же сцена. Смоктуновский опять у стены, но не просто стоит, а молча протягивает к Дорониной руку. А она у него длинная, с тонкими нервными пальцами… Он как бы говорил: «Да что же вы делаете?!» Это было что-то невероятное, от Мышкина невозможно было оторвать глаз.
Так что не будь Розы Абрамовны Сироты, неизвестно, как сложилась бы судьба Смоктуновского. Это была первая репетиция, он зажался, да еще Товстоногов говорил ему: «Не мешайте играть артЫстам!» После премьеры 31 декабря 1957 года Смоктуновский проснулся знаменитым: чтобы увидеть «Идиота», люди ехали в Ленинград со всей страны.
Наш театр многих артистов сделал настоящими звездами. Поражаюсь, что сейчас на сцене некоторых театров стали использовать микрофоны. Это кошмар! Помню, как мне Георгий Александрович сказал: «Жора! Я вас не слышу!» И уже на следующей репетиции услышал. Он воспитывал нас. Так же случилось с Олегом Басилашвили. Первое время он говорил невнятно. Думаем: «Господи, как играть-то будет с такой дикцией?!» Но Георгий Александрович рассмотрел в нем талант. Как только Басилашвили пришел, почти сразу получил роль в «Трех сестрах» и очень скоро стал народным артистом. Какое-то время, когда они еще с Дорониной были женаты, мы дружили. Им одним из первых в театре дали отдельную квартиру — однокомнатную, на Выборгской. Роскошь по тем временам. Когда под окнами проходил трамвай, кровать отъезжала к шкафу.
О СВОЕЙ ПЕРВОЙ РОЛИ В КИНО
— Мне было 29 лет, я учился на последнем курсе. Сыграл с Сашкой Боярским, своим закадычным другом (брат Михаила Боярского. — Прим. InterMedia), в фильме «Молодость офицера». Дальше последовали «Крепостная актриса» и очень много детских фильмов, после которых меня стали узнавать. На сегодняшний день у меня 214 фильмов.
О ЗНАКОМСТВЕ С ВЛАДИМИРОМ ВЫСОЦКИМ
— В «Интервенции» мы снимались с Высоцким, с которым еще до нашего с ним знакомства… подрались! Вышло так, что Зина Славина, ведущая актриса Театра на Таганке, пригласила меня на свой спектакль «Добрый человек из Сезуана». А я опоздал, вбежал в фойе, когда уже прозвенел третий звонок. Навстречу идут два мужика — один с гитарой, другой с аккордеоном. Тот, что с гитарой, вдруг дал мне коленом под зад, я развернулся и вцепился ему в горло. Это был Володя Высоцкий. А второй — Золотухин.
Вроде как нечего в театр опаздывать! Проходит несколько месяцев, мне звонит режиссер Геннадий Полока и говорит: приезжай на съемки, хочу дать тебе роль французского солдата. Когда подписывал договор, вошел Высоцкий. Мы узнали друг друга, засмеялись, обнялись. Не сказать что с Володей мы были друзьями, но общались часто. Как-то я бросил ему в сердцах: «Ваша дрянная Москва…» — «Что?! А ну-ка пошли!» Усадил меня в свой автомобиль и показал старую Москву: двухэтажные домики, поленовские дворики… Я обалдел. «Нравится?» — «Нравится. Извини, беру свои слова обратно».
ОБ АЛКОГОЛИЗМЕ ВЫСОЦКОГО
— На «Интервенции» Володя был в завязке. Помню, как Полока устроил банкет по случаю своего дня рождения, накрыл столы в гостиничном номере. Вовка сидел на подоконнике, играл на гитаре, пел собственные песни. Я, кстати, тогда не считал его большим талантом. Никогда не забуду, как он смотрел на нас, выпивающих, и… пьянел прямо на глазах! К концу вечера был в зюзю. Вот это сила воображения!
Я понимаю, почему он уходил в запои. Его же всю жизнь травили и запрещали! Да и вообще, какой актер без выпивки? Виталий Павлович Полицеймако так говорил: «Жора, я человек пьющий, могу себе позволить 50 граммов перед спектаклем». Это ему никак не мешало. Но Товстоногов строго следил за дисциплиной, так что я за полувековую службу в театре ни разу не вышел на сцену подшофе, хотя выпить люблю.
О ПРОБЛЕМАХ С АЛКОГОЛЕМ У ОЛЕГА ДАЛЯ
— Олег Даль совсем не умел пить. Мы познакомились с ним на «Жене, Женечке…». Выпивать ему было нельзя категорически: одна рюмка — и все, понеслось. Меня он почему-то слушался, доверял мне. И на съемках я старался переключить его внимание, позвать, к примеру, в футбол поиграть. Но в группе был один поганец, артист Кокшенов, так он Олега спаивал: «Давай наливай!» А Даль слабохарактерный был, не мог отказаться. В итоге однажды напился и по пьяной лавочке нахулиганил. Забрали его в милицию, началось расследование, и выяснилось, что при хорошем раскладе ему светит лет восемь. Причину, не пытайте, не назову из-за уважения к памяти Олега.
Мы тогда всей съемочной группой нанесли визит первому секретарю обкома партии Калининграда (там проходили съемки), ходатайствовали, просили отдать нам Олега на поруки. Еле отстояли. Он был чудесным человеком, но водка его сгубила…
(Алла Занимонец, Tele.ru, 11.05.16)
Ника Здорик сыграет в мюзикле «Любовь не умирает»
![предоставлено пресс-службой проекта](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393188.jpg)
Премьера нового оригинального мюзикла «Любовь не умирает», созданного театральной компанией «Культура», пройдет 7 марта 2025 года на сцене концертного зала «Космос». Музыкально-драматический спектакль о любви, что сильнее времени, и дружбе, которая не знает преград, поставил режиссер театра «Геликон-опера» Илья Ильин на стихи и музыку Михаила Круга. Песни «короля русского шансона» прозвучат в необычной оркестровой эстрадно-симфонической обработке. Главную роль сыграет звезда сериала «Ландыши» Ника Здорик.
- Не скрою, что решение поставить спектакль на музыку Михаила Круга далось мне нелегко, ведь изучение творческого наследия этого автора не входит в программу обучения классических музыкантов и режиссеров музыкального театра, – поделился Илья Ильин, для которого работа с музыкальным материалом стала своеобразным экспериментом и творческим вызовом. – Основным мотиватором для меня стала Марина Скалкина – автор пьесы, замечательный человек и друг. Она убедила меня, что музыка знаменитого шансонье может и должна стать очень театральной и зрелищной. Сегодня я уверен, что мы не ошиблись в выборе.
В кастинге приняли участие почти четыреста претендентов, и в результате отбора в труппу вошли полсотни молодых артистов театра и кино, «пятьдесят лучших», как называет каст постановочная группа. Главную женскую роль в мюзикле исполнит Ника Здорик.
- Это моя первая роль в спектакле такого жанра, и для меня это настоящий вызов. Я всегда мечтала сыграть в театральном мюзикле, где всё происходит на сцене «живьем», здесь и сейчас. Это особенная энергия, которая захватывает и артистов, и зрителей. Хотя я не профессиональная певица и никогда не училась в музыкальной школе, я чувствую, что материал этой истории позволяет мне раскрыть её через актёрскую игру. Сюжет настолько глубокий, что он сам ведёт меня, подсказывая и мотивы, и интонации, и эмоциональное состояние. Моя героиня мне очень близка. Мне нравится, что спектакль даёт возможность показать её в разных возрастах: вот она — маленькая, дерзкая и безбашенная девочка, потом — студентка, полная надежд и сомнений, а позже — взрослая женщина, мать, которая ищет себя в новой роли. Это не просто игра, это проживание жизни. Сейчас мне особенно близка тема любви, и через эту роль я могу выразить свои чувства, переживания, возможно, даже что-то личное. Музыка помогает мне в этом — она вдохновляет, ведёт, управляет моим настроением. Я обожаю музыку, она для меня — неотъемлемая часть жизни. И эта роль стала для меня чем-то новым, неизведанным, как любовь — трепетным, оголённым, но бесконечно притягательным, – говорит Ника.
Действие переносит зрителей в уютные московские дворы 70-х и 80-х, где трое друзей — Маша, Алик и Гоша — мечтают о романтике и подвигах. Когда-то в беззаботном детстве ребята нашли старинный портрет, который перевернул их взгляды на любовь и судьбу. Но детство быстро уходит, а взрослая жизнь разводит друзей в разные стороны. Останутся ли их чувства такими же крепкими? Или расстояние и время смогут стереть их мечты?
Гарик Сукачев превратил спектакль «Сашашишин» в книгу
![обложка книги](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393136.jpg)
Книга Гарика Сукачева «Как создавался спектакль "Сашашишин» выходит в издательстве «Бомбора». Произведение создано по одноименному спектаклю Московского театра «Современник», поставленному Сукачевым по роману Александры Николаенко «Убить Бобрыкина».
- Эта книга с самого начала была очень самостоятельной. Она появилась, потому что как будто бы сама так решила. Изначально мы задумали сделать краткую программку, чтобы зритель, придя на спектакль, мог ознакомиться с информацией о спектакле и забрать ее на память. Но из сотни восхитительных фотографий наших авторов было сложно отобрать всего 2-3 для короткой программки. Поэтому появилась идея сделать небольшой буклет с иллюстрациями и цитатами. Но историй и рассказов участников было так много, что не подарить их зрителям было невозможно, - рассказывает Гарик Сукачев.
Так появилась идея создать книгу, которая приняла форму яркого иллюстрированного артбука. В его создании участвовала вся команда спектакля «Сашашишин»: режиссер Гарик Сукачев, композитор Петр Налич, хореограф Егор Дружинин, художник по пластике Павел Брюн, а также артисты театра «Современник» и артисты театра имени С.В.Образцова.
Книга собрана из интересных историй, фотографий Александра Комарова, репортажей фотохудожника Екатерины Головиной и портретных работ Ольги Карповой. Закрытая презентация книги состоится в театре «Современник» 25 февраля 2025 года.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера спектакля «Сашашишин» состоялась на сцене театра «Современник» в конце ноября 2023 года. Главный герой книги и постановки - аутист Саша Шишин, человек не от мира сего.
"Звонкие мотивы народного танца": отчетный концерт ансамбля народного танца "Кудринка"
![предоставлено пресс-службой проекта](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393135.jpg)
Первый в 2025 году отчетный концерт ансамбля народного танца "Кудринка" прошел 9 февраля на сцене Центрального дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ). В честь 50-го юбилейного сезона коллектив представил обширную программу с ярким названием "Звонкие мотивы народного танца».
Более 30 лет Ирина и Алексей Сальниковы, руководители коллектива, ведут ансамбль по пути сохранения лучших традиций народного танца, передавая молодым поколениям драгоценное наследие. Вместе с тем они стремятся к новым вершинам, создавая свежие постановки, которые гармонично вплетаются в репертуар и регулярно завоевывают наивысшие награды на конкурсах.
Программа воскресного концерта была насыщена различными танцами народов мира, включая белорусские, венгерские, болгарские, русские и казачьи. А также постановками в современных стилях - американский степ и модерн. Ярким акцентом вечера стали страстные ритмы фламенко и давно полюбившийся зрителям цыганский танец.
Особый восторг и умиление вызвало у зрителей выступление самых-самых маленьких исполнителей, показавших игровой хоровод "Пойду ль я, выйду ль я". Завершающим аккордом программы стал русский плясовой номер "Барыня", который поднял настроение публике и завершил вечер на высокой ноте.
Концерт объединил участников всех возрастных групп ансамбля – от самых маленьких до основного состава. В подготовке программы принимали участие педагоги ансамбля: Маргарита Хакимулина, Петр Сальников и Зоя Криницына.
Следующий концерт коллектива состоится 13 апреля 2025 года.