«23» - «Радио тишины» *** (Слушать)
2016, М2БА
Это альбом сольного проекта лидера группы «Люмен» Тэма Булатова. Рустем постарался сделать всё, чтобы об этом диске узнало как можно меньше непосвящённых людей. В частности, пластинку совершенно невозможно обнаружить случайно ни по названию, ни по исполнителю. Бренд «Радио тишины» скорее ассоциируется с англоязычным альбомом Бориса Гребенщикова, а число 23 - с игровым номером Майкла Джордана. Обложка альбома предельно абстрактна - в ней мало что намекает постороннему на связь с «Люменом». Поклонники, разумеется, в курсе, хотя и в соцсетях «Люмена» сайд-проект Булатова не особо рекламируется - есть довольно скупая информация о выходе пластинке, да, в общем-то, и всё. Возникает ощущение, что для Тэма это настолько личная история, что он бы с удовольствием вообще ни с кем бы ею не делился. Если сами нашли - ладно, слушайте, но ни о какой целенаправленной пиар-кампании и речи быть не может.
Уфимский «Люмен» в своё время ярко дебютировал, предложив в своём альтернативном роке очень густую концентрацию боли и безысходности - это даже странно смотрелось в «тучные» нулевые, когда большинство рокеров стали напоминать жирных сытых котов. Тэм и компания взволнованно расковыривали болевые точки, о которых другие предпочитали не думать. В новейших пластинках «Люмена» группа опять пошла против течения: в то время как коллеги заново невротизировали свою музыку, Булатов начал проповедовать мир и спокойствие: внешние эффекты сменились внутренним напряжением, которое, впрочем, на концертный слэм не намажешь.
На первый взгляд может показаться, что «23» последовательно углубляет эту концепцию. Голос Тэма Булатова звучит на альбоме в сопровождении одинокого фортепиано Константина Панасюка. Они познакомились благодаря участию Константина в ежегодном конкурсе, который устраивает «Люмен» для молодых музыкантов. Поклонники прочили Панасюка в клавишники «Люмена», однако Тэм придумал другой проект, в котором можно исполнять песни, не подошедшие основной группе. По словам Булатова, считать «23» его сольным проектом нельзя, ибо это совместное творчество: ряд текстов альбома «Радио тишины» написан на музыку Константина Панасюка.
Аранжировочный минимализм вкупе с фирменным напряжённым голосом Рустема Булатова даёт впечатляющий эффект. Здесь нет потенциальных концертных боевиков, но фортепиано придаёт песням одновременно интимность и драматизм. Проект действительно не рассчитан на массовое зрительское соучастие, но вряд ли будет против сопереживания в индивидуальном режиме. Вполне вероятно, что диск станет для кого-то любимым и будет переслушиваться множество раз - но это не тот случай, когда пластинку взахлёб советуешь друзьям. От некоторых «люменовских» штампов Тэму до конца избавиться не удалось, однако в обрамлении рояля даже они приобретают какие-то новые оттенки, ну а в композициях «Привет», «В никуда» и «Помни» музыканты берут новые (для себя) мелодические вершины.
Алексей Мажаев, InterMedia
Леонид Парфёнов вспомнил «Старые песни о главном» в Старый Новый год
Премьера нового выпуска YouTube-шоу Леонида Парфёнова «Парфенон» состоялась 13 января 2025 года. По случаю Старого Нового года телеведущий посвятил его проекту «Старые песни о главном»: Парфёнов был соавтором первого и второго музыкальных новогодних фильмов, премьеры которых состоялись на Первом канале (тогда еще ОРТ) в 1996 и 1997 годах.
Леонид предложил разобраться, справедливо ли считают этот проект (наряду с фильмом «Брат 2») причиной возникновения в российских гражданах «советского неоимперского чувства». В выпуске можно увидеть фрагменты из «Старых песен о главном» (посвященном кино и музыке 1950-х) и «Старых песен о главном 2» (посвященном 1960-м) с комментариями автора.
Обзор: «Почему поп-музыка стала хуже? Когда и как испортилась попса. Раньше было лучше»
2024, «Однажды».
«Раньше было лучше» - довольно любопытный формат от канала «Однажды», особенно если учесть, что ролик идёт всего 15 минут. А ведь о том, что раньше было лучше, можно говорить часами – с доказательствами, примерами, цитатами. А потом ещё дольше опровергать сказанное с помощью противоположных примеров и цитат. Но тут на всё про всё четверть часа, и такая лаконичность в наш век четырёхчасовых интернет-бесед весьма ценна. К тому авторы ролика успевают слегка проиллюстрировать свои мысли музыкальными примерами, правда, суперкороткими и без титров. Очевидно, что такая стремительность практикуется специально, чтобы не раздувать хронометраж, однако мне кажется, что чуть более подробное погружение сделало бы выпуск более глубоким.
Как бы то ни было, тема, пусть и несколько поверхностно, но раскрыта. Тому, что поп-музыка раньше была мелодичнее, красивее и попросту лучше, серьёзных доказательств не требуется: достаточно нескольких очевидных примеров, чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, что «давеча не то, что нонче». Однако авторы видео ненавязчиво, но толково рассказывают, что короткие песни придумали отнюдь не тиктокеры, что поп-музыка означает всего лишь «популярная», а этот статус напрямую связан с коммерческим успехом. С 60-х годов прошлого музыкальные лейблы стараются вкладываться только в такие песни, которые с лихвой компенсируют бизнесменам затраты. И, разумеется, на этом пути нельзя было избегать упрощения и усреднения продукта.
В том, что «раньше было лучше», мы уверены потому, что в истории остались лучшие примеры, главные хиты, которые уже воспринимаются как классика. Это песни, которые выдержали испытание временем, тогда как тысячи даже их тогдашних соседей по чартам, забыты. Понятно, что когда сравниваешь нынешний поток «музыкального контента» с любимыми и проверенными образцами из прошлого, «золотое старьё» выигрывает за явным преимуществом. И тут канал «Однажды» делает изящный финт и просто приводит несколько цитат из музыкальных критиков прошлого века. Они сходят с пожелтевших страниц и чихвостят на чём свет стоит Queen, Мадонну, называют вторичным Майкла Джексона, низводят других будущих классиков. Дело в том, что в прошлом тоже были абсолютно уверены в том, что «раньше было лучше». Так что дело тут на самом деле не в качестве поп-музыки, а в психологии её потребителей.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
«Новую Песню года» покажет СТС
Телевизионную версию фестиваля современной музыки «Новая Песня года» покажет телеканал СТС в ночь с 13 на 14 января 2025 года. Мероприятие состоялось уже в четвёртый раз 8 декабря 2024 года в ДС «Мегаспорт», и в нем приняли участие Григорий Лепс, Полина Гагарина, Люся Чеботина, Ольга Серябкина, Артур Пирожков, Егор Крид, Filatov & Karas, Gayazovs Brothers, Gazan, NLO, Dabro, Нюша, Konfuz, Rasa, Galibri & Mavik, Татьяна Куртукова, Blizkey, Wallem, Verbee, Bearwolf, Аня Pokrov, Милана Хаметова, Настя Кош, Юля Гаврилина и многие другие.
Эфир в 00.00.