Игорь Золотовицкий: «Ближайшая перспектива отдохнуть — на пенсии»
О ПОКАЗЕ В МХТ СПЕКТАКЛЯ ЕВГЕНИЯ ГРИШКОВЦА «ПО ПО»
— О, был переаншлаг. Зрители в полном восторге. Этот спектакль человек-театр Евгений Гришковец поставил в своей театральной компании. Мы периодически играли его на разных площадках, а сейчас его берут в репертуар МХТ.
О ТОМ, КАК ОТМЕТИЛ 55-ЛЕТИЕ
— Невероятно. Обычно так складывается, что я веду все юбилеи в театре. А тут впервые за 35 лет я сидел и наблюдал за представлением, устроенным моими учениками. Да еще кино про меня сняли. И это было очень волнительно. Уж лучше бы я сам провел несколько вечеров, чем сидеть в зале и волноваться. Мне было приятно, что пришли мои друзья, — мы столы накрыли, тосты говорили и песни пели.
О СВОЁМ ФИРМЕННОМ ПЛОВЕ
— В ближайшее время соберемся компанией на даче, тогда и приготовлю. Баранина, морковь, лук, рис и масло. В Узбекистане берут хлопковое — как они говорят, хлопковое. Но лучше готовить на курдючном жире. Некоторые готовят плов со свининой, так вот это — не плов, а рисовая каша с мясом. Ни в коем случае. Только баранину.
О ТОМ, НРАВИТСЯ ЛИ ЕМУ БЫТЬ РЕКТОРОМ ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ
— Нет. Не хочу я быть ректором (смеется). Да и категория «нравится — не нравится» здесь не подходит. Надо так надо! Школа-студия МХАТ — культовое пространство, в котором прошла вся моя жизнь. Кто же откажется от предложения возглавить ее? Когда Анатолию Мироновичу Смелянскому исполнилось 70 лет, он должен был по закону покинуть пост ректора. Тогда же он предложил мне сменить его. Коллектив проголосовал «за». Министерство утвердило. Всё было в рамках закона. С другой стороны, очень много у ректора нетворческой работы — финансы, которые надо выпрашивать, доказывать чего-то, пробивать...
БОЯТСЯ ЛИ ЕГО СТУДЕНТЫ
— Нет, к сожалению. На самом деле я очень строгий.
О ТОМ, СЛОЖНО ЛИ ОТКАЗЫВАТЬ АБИТУРИЕНТАМ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ
— Отказывать несложно. Потому что актер — такая профессия, от которой надо спасать людей и брать только тех, кто без нее не может дышать. Пытаемся, иногда ошибаемся. У нас конкурс в среднем 150 человек на место, меньше не бывает. Так что погрешность имеется.
О ТОМ, ПОЧЕМУ ВСЕ ПОСТУПАЮТ ОДНОВРЕМЕННО В ГИТИС, ЩУКУ, ЩЕПКУ, МХАТ
— Пробоваться надо везде. Я сам таким был и призываю к этому. Ведь искусство — вкусовщина. Вам нравится Ален Делон, а мне — Жерар Депардье. И оба талантливы. Когда абитуриенты одновременно проходят в несколько вузов, мы с преподавателями потом сговариваемся, звоним друг другу. «Ты отдай нам в Щуку Петю». — «Хорошо. А ты нам во МХАТ — Сашу». И меня так взяли. Мой руководитель в Школе-студии МХАТ Виктор Карлович Монюков мне сказал: «Никуда больше не ходи. Я позвонил Катину-Ярцеву, и мы с ним договорились». Я остался здесь и не пошел в Щукинское училище. И не жалею об этом. А Катин-Ярцев потом со мной всегда здоровался. Я очень хотел учиться в Щуке. Тот курс Катина-Ярцева был великим — Леша Веселкин, Борис Шувалов...
О ТОМ, ЧЕМ МХАТОВСКАЯ ШКОЛА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЩУКИНСКОЙ ИЛИ ГИТИСА
— Ничем. Все направления хороши, кроме скучного. Сейчас такое время, когда артист должен быть синтетическим. Я не адепт школы МХАТа, не говорю, что только мы одни правильно делаем. И у нас есть ошибки, и в других школах есть успехи. И дай бог, чтобы все школы существовали. Главное, что это систематизированное театральное образование на государственном уровне, которому аналогов в мире нет. Это я говорю на полном основании.
О ШКОЛЕ ЛИ СТРАСБЕРГА В США
— Во-первых, она платная. Во-вторых, это скорее курсы, нежели школа. А в-третьих, всё это начинал Михаил Чехов. И Голливуд тоже русские ребята начинали. Киностудию Warner Brothers создали братья Вороны, выехавшие с территории Российской империи. Поэтому мне приятно, что в Гарварде, куда я сейчас поеду преподавать, МХТ — Moscow Art Theatre — для людей, занимающихся театром, многое значит.
ОБ АКТЁРАХ, СНИМАЮЩИХСЯ В КИНО БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
— Это не имеет отношения к профессии. Хотя Ия Саввина не получила актерского образования, но она была великой. Это уникальный случай, вне системы.
О ДОМЕ АКТЁРА НА АРБАТЕ
— Дом актера — как независимое государство. Мы не получаем никакого бюджета, никаких дотаций. Всё сами, на аренду помещений этого здания. Сейчас благодаря Алишеру Усманову начали реконструкцию Большого зала. Это будет современная площадка-трансформер. Короче, набрал должностей. Руководитель ведь не должен работать, тут главное — правильно организовать сотрудников (смеется).
О СЪЁМКАХ В КИНО
— Не могу сказать, что я не востребован в кино. Просто от многого приходится отказываться. Всех денег не заработаешь, а совесть можно потерять. В свои 55 лет я понял — не надо комплексовать по поводу того, что в кино у меня не так много ролей, которыми я могу гордиться, как в театре. Надо успокоиться, и, возможно, что-то меня ждет впереди.
О ТОМ, ЧЕГО ЕМУ НЕ ХВАТАЕТ В ЖИЗНИ
— Мне не хватает свободного времени. Даже летом. Последние 20 лет прошли без отпуска. Ближайшая перспектива отдохнуть — на пенсии (смеется).
(Зоя Игумнова, «Известия», 15.07.16)
Спектакль «Снежная королева» покажут на Рождество
Новогодний спектакль «Снежная королева» будет представлен на сцене театрально-концертного зала ЦДКЖ 7 января 2025 года. «Снежная королева» по мотивам сказки Андерсена — это трогательная история о мужестве и дружбе, о том, как сила любви может преодолеть любые преграды. В спектакле раскрываются вечные темы: добро и зло, свет и тьма, сила человеческого духа.
Сценическая версия спектакля создана под руководством режиссёра Меркулова Валерия Григорьевича, чьи работы уже завоевали признание зрителей и критиков по всему миру. Валерий Меркулов известен своими инновационными подходами к постановке и способностью делать классические истории современными и актуальными.
Декорации для спектакля разрабатывал народный художник Российской Федерации Игорь Нежный, над костюмами работала Наталия Лопусова-Томская.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 45 минут с одним антрактом.
Московская премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного города» состоится в ЦДКЖ
Премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного Города» состоится в ЦДКЖ 6 января 2025 года. Юные зрители вместе с актерами отправятся в Изумрудный город по дороге из желтого кирпича. Дорога проведет через заколдованные леса, царства злых ведьм и добрых фей в мир, где любая мечта становится реальностью.
В сказке рассказывается о путешествии за счастьем и мечтой маленькой девочки Дороти и ее друзей — собачки Тотошки, Железного Дровосека и Соломенного Чучела. Их путешествие полно опасностей: злая колдунья строит им козни на каждом шагу, в Голубом и Желтом королевствах они едва не сбиваются с пути, да и в самом Изумрудном городе их ждут сплошные сюрпризы, но, конечно же, все окончится хорошо.
Над спектаклем работали режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И.Сац Валерий Меркулов, главный художник Московского государственного театра «Геликон-опера» Игорь Нежный, художник по костюмам Наталия Лопусова-Томская и др.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 40 минут с одним антрактом.
Елизавета Кокорева и Артем Овчаренко станцуют в «Щелкунчике» на Первом канале в Новый год
Объявлены имена исполнителей главных ролей в балете «Щелкунчик», который покажет в прямой трансляции из Большого театра Первый канал 31 декабря 2024 года. Главные партии исполнят Елизавета Кокорева (Мари) и Артем Овчаренко (Щелкунчик-принц). Как уже сообщалось ранее, народный артист России, глава Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев впервые будет дирижировать этим балетом.
В 2024-м балету «Щелкунчик» исполнилось уже 132 года. Его премьера прошла 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. Сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» стала известной в России именно благодаря композитору Петру Чайковскому и постановщику Льву Иванову.
В Москве «Щелкунчика» впервые показали 21 мая 1919 года в Большом – в редакции балетмейстера Александра Горского. В 1939-м была третья постановка и снова в главном театре страны. Но мировой сенсацией спектакль стал благодаря Юрию Григоровичу, который в 1966 году придумал сквозную драматургию, где Маша и Щелкунчик путешествуют по елке, с кульминацией – венчанием героев. Именно в постановке Григоровича этот спектакль идет почти 60 лет, оставаясь эталонным по мировым меркам балета и неизменно популярным у зрителей любого возраста.
«Щелкунчик» раньше шел целый год, как любой репертуарный балет, зимой его показывали два-три раза в декабре. Акцент на именно зимнем показе спектакля появился в конце 90-х, когда Большой театр возглавлял Владимир Васильев, к слову, самый первый исполнитель роли Щелкунчика в постановке Григоровича. А потом это стало традицией, совершенно логичной, ведь действие сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», по мотивам которой написано либретто балета, происходит во время рождественских праздников.
В «Щелкунчике» Григоровича танцевали самые знаменитые балетные артисты России: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и многие другие. Это балет, создающий звезд мировой сцены, что исторически постоянно подтверждается. Танцевать 31 декабря – почетно. Выбор пал на Елизавету Кокореву и Артема Овчаренко. Для Артема выступление будет вдвойне праздничным, поскольку в последний день уходящего года он также отмечает собственный день рождения.
- Это счастливая традиция, так как раз 8-10 я уже танцевал в последний декабрьский день и именно Щелкунчика, - говорит Артем. - В этот раз ответственность повышенная в силу прямой трансляции на Первом канале, но уверен, что все совпадения дадут только сказочный эффект. Мне очень приятно танцевать с Лизой, вместе мы задействованы во многих балетах. Для «Щелкунчика» именно она подходит идеально: в ней юность, трепетность и очарование. Волшебство на сцене неизбежно.
Эфир в 12.00.