Александр Прошкин: «Общество, которое не нуждается в собственном кино, ничего и не строит»
Пресс-конференция режиссера Александра Прошкина состоялась в Международном пресс-центре фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске 17 июля 2016 года.
О ВИТЕБСКЕ
- Я первый раз в Витебске. Город произвел на меня совершенно очаровательное впечатление. Особенно, когда в 5 часов идешь с утра с поезда, кажется, что это декорация к фильму о всеобщем благоденствии и счастье. Если это не так, то искренне желаю вам этого состояния достичь.
О СВОИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ФИЛЬМАХ
- Большинство моих фильмов привязано к знаменательным датам. «Русский бунт» - это время становления русской государственности. «Холодное лето 53-го» - год смерти Сталина. В Америке я встретил «сумасшедшую» девушку, которая по моим фильмам защищает диссертацию по истории.
О ФИЛЬМЕ «РАЙСКИЕ КУЩИ»
- Это мой первый фильм о современности. В нем я пытался извлечь уроки из нашего будущего, чтобы улучшить наше будущее. Мы одной ногой застряли в советском прошлом и движемся к лучезарному будущему . Чтобы оно стало лучезарным, эти уроки надо извлекать. В основе лежит пьеса Вампилова «Утиная охота». Сначала она была запрещена, но потом ее ставили, где только можно. Первая экранизация «Утиной охоты» «Отпуск в сентябре» во многом повторила судьбу пьесы. Если «Утиная охота», это фиксация эпохи застоя, то в фильме я попытался показать современность, сквозь которую проступают черты этой эпохи. Мне было сложно найти актеров, которые болели бы нашим временем и имели бы свою точку зрения на происходящее в нашем обществе. Среди них – Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова. Таким образом, это диалог времен и диалог актерских поколений.
О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА
- Зачем сразу о грустном? Это неправильно поставленный вопрос. Проблема лежит в обществе и в том, как люди себя в нем чувствуют. В Азии огромные очереди в кинозалы. Люди прилетают из других городов, необыкновенный ажиотаж. Кино – барометр состояния нравов. Если общество строит новую цивилизацию, то подъем испытывает и оно, и кино. Кино должно быть не развлекательным, а о том, что жизнь усложнилась, и появились глубинные проблемы нашего существования. Общество, которое не нуждается в собственном кино, ничего и не строит. Это загнивание, хотя я и надеюсь, что это временно. К тому же пойти в кино всей семьей в Москве стоит несколько тысяч рублей. Поэтому люди либо не ходят туда, либо идут развлекаться. Считается хорошим тоном наше кино облить помоями. Выходят полуграмотные мальчики и девочки и говорят, что они принципиально не смотрят русское кино. В провинции люди на 50% лишены киноэкранов. Хочу поклониться Министерству культуры (что я нечасто делаю), за то, что оно осуществило поддержку кино в малых городах. Я не понимаю, как можно с телеэкранов воспитывать антиамериканское поколение, а в кино держать исключительно американский репертуар. Кино – это национальная идея, самоиндентификация нации. Люди посмотрели на жизнь своих современников и подумали, как эту жизнь изменить. У нас, как только начнут снимать фильмы о рабочем классе, ни одного зрителя в зале не будет. Зритель хочет красивых сказок. А наш герой – не человек с кулаками, а князь Мышкин, человек совести. Особого оптимизма на счет того, что в ближайшие годы что-то изменится, у меня нет.
О ФИНАНСИРОВАНИИ КИНО
- Еще одна проблема связана с финансированием. В нашей стране ничего не сделано для того, чтобы частный капитал приносил деньги в кино. В Австралии моментально расцвела кинематография, когда приняли закон о вычете инвестиций в кино из налогов. Правительство этот закон быстро отменило, и кино сразу «сдулось». Госфинансирование кино в нашей стране минимально и выборочно. Наша власть хочет, чтобы наше кино выглядело столь магнетично, как в США, но при этом за 20 копеек. Так не бывает.
ОБ УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ АКТЕРОВ
- Талантов в России хватает – у нас даровитый народ. Весь вопрос в том, что формирует актера. Проблема в драматургии. Если актеры всю жизнь играют высосанных из пальца ментов, не имеющих никакого отношения к жизни, то мастером не станешь. Что в наши дни делал бы Смоктуновский? Играл бы ментов и олигархов? В советское время еще сохранялась преемственность с культурой начала ХХ века. Актеры шли в профессию с миссией что-то изменить. Они никогда об этом не говорили вслух, но они это делали. Сейчас в актеры идут за деньгами и славой. Ощущение миссии в наши дни утрачено даже очень талантливыми людьми. Есть актеры, которые существуют вне времени. Если мы говорим француз, то вспоминаем Габена. А русский для всего мира – Смоктуновский, человек совести, рефлексирующая натура, гений. Времена меняются, а эти люди остаются. У нас был великолепный актер Андрюша Панин. Я с ним работал в трех картинах и всегда шел от его личности. Он и погиб потому, что был изнасилован телевидением, постоянно играя в посредственных комбинациях. Тратил свою душу и талант, чтобы оживить мертвечину. Делал это блистательно, но мертвечина все равно не оживала. С актерами толком не работают, поэтому требовать от них, чтобы они стали новыми Ульяновыми и Смоктуновскими, бессмысленно.
О СОВРЕМЕННЫХ АКТЕРАХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЙТИ В ИСТОРИЮ
- Предсказать, кто останется на века не возможно. Если кино будет говорить абсолютную правду, которая волнует зрителя, кино будет оставаться. Чулпан Хаматова – актриса европейского масштаба, которой подвластно многое. Это цельная личность, но ей абсолютно нечего играть.
О РЕМЕЙКАХ
- Я хоть и не молодой, но тоже на это отважился. Вопрос в том, для чего это делаете. Если вы хотите повторить успех фильмах 50-летней давности, то вы провалитесь. Если цель в диалоге эпох, то это уже художественная задача, поэтому здесь можно чего-то выиграть. Повторить успех не получится. В советское время была замкнутая система. Люди ходили в кино три раза в неделю, а сейчас основой жизни является попса.
О ГОДЕ КИНО
- В год кино с трудом отобраны фильмы на «Кинотавр». В Год кино я не имею никакого финансирования и ничего не снимаю.
Денис Ступников, InterMedia
Экшн-триллер «Особо опасный пассажир» Мэла Гибсона выйдет в России в марте
Новый локализованный трейлер и новую дату выхода в российский прокат фильма «Особо опасный пассажир» (Flight Risk) обнародовала 10 января 2025 года кинокомпания Global Film. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в экшн-триллере исполнили Марк Уолберг, Мишель Докери и Тофер Грейс, а также снялись Лия Ремини, Мааз Али, Мониб Абат, Пол Бен-Виктор, Эйлиз Паттон, Сеньор Пабло, Савана Джокель. Режиссерское кресло занял Мэл Гибсон.
По сюжету, турбулентность в самолете резко возрастает, когда маршал авиации (Докери), перевозящая на суд через пустыню Аляски важного свидетеля – опасного преступника (Тофер), понимает, что пилот (Уолберг) – совсем не тот, за кого себя выдает.
В мировой прокат «Особо опасный пассажир» выйдет 22 января, в российский – 13 марта.
Комедия «Пранкеры» с Ритой Морено выходит в России
Комедийный триллер «Пранкеры» (The Prank) выйдет в российский прокат 16 января 2025 года, локализованный трейлер был представлен 10 января. Одну из главных ролей исполнила обладательница премии «Оскар» Рита Морено.
Ее героиня миссис Уиллер из тех учителей, кого боятся и уважают одновременно, но больше боятся. Даже директор школы ничего не может сделать с тем, что миссис Уиллер постоянно занимает его место на парковке. Решив проучить вредного педагога, двое школьников пускают в Сети безумный слух: учительница — маньяк, и она замешана в исчезновении ученика. Но вскоре пранк выходит из-под контроля, и вся школа погружается в хаос. Смогут ли ребята закончить эту игру прежде, чем произойдёт реальная трагедия?
В картине также снялись Коннор Калопсис, Рамона Янг, Кит Дэвид, Кейт Флэнери и другие. Режиссером стала Морин Бхаруча. Она называет «Пранкеров» мрачной школьной комедией в стиле Хичкока и в то же время нравоучительной историей о цифровом веке:
- Мы живем в такой исторический момент, когда не доверяем ничему, что видим в Интернете. Но также мы можем выбирать, какую информацию считать реальностью. Возможность контролировать и разрушать чью-либо жизнь находится всего в одном клике от нас. Это именно то, над чем я хочу, чтобы вы задумались после просмотра.
Фильм участвовал в десятке международных фестивалей: SXSW, El Paso Film Festival, Oldenburg Film Festival, Brussels International Fantastic Film Festival (BIFFF) и т.д.
Фильм Джонни Деппа «Моди: Три дня на крыльях безумия» выйдет в России в январе
Локализованный трейлер фильма «Моди: Три дня на крыльях безумия» (Modi – Three Days On The Wing Of Madness) представила 10 января 2025 года кинокомпания Russian World Vision. Картина расскажет о трёх днях из жизни итальянского художника и скульптора Амедео Модильяни, которые тот провёл в 1916 году Париже. Режиссером фильма выступил Джонни Депп.
Обаятельный хулиган Моди (Риккардо Скамарчо), завсегдатай модных ресторанов и любимец женщин, окунается в пучину богемной жизни Парижа в попытках понравиться критикам и продать свои работы. После ряда неудач, скрываясь от полиции, Модильяни жаждет бросить всё, завершить карьеру и покинуть город. Но его отговаривают богемные собратья: французский художник Морис Утрилло (Брюно Гуэри) и белорусский живописец Хаим Сутин (Райан Макпарланд). В шаге от безумия его удерживает лишь нежная привязанность к музе Беатрис Гастингс (Антония Диспла) — английская поэтесса, муза и возлюбленная Модильяни. Художник обращается за советом к своему арт-дилеру и другу Леопольду Зборовски (Стивен Грэм). Совместно они надеются, что видный коллекционер Морис Гангнат (Аль Пачино), прибывающий в город в поиске талантов, сможет изменить его жизнь и сотворить из неизвестного художника звезду мировой величины.
«Моди: Три дня на крыльях безумия» — это картина совместного производства кинокомпаний Barry Navidi Productions и IN.2 Film, Red Sea Film Festival Foundation и кинокомпании RWV Film во главе с продюсером Константином Ёлкиным. Также это второй после «Жанны Дюбарри» проект компании RWV Film в партнерстве с продюсером Светланой Мигуновой-Дали и второй международный проект в сотрудничестве с Джонни Деппом и его продюсерской компанией In. 2 (в 2023 году компания сопродюсировала фильм «Жанна Дюбарри»).
Премьера фильма состоялась 24 сентября 2024 года на 72-м Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне и 26 октября на Римском кинофестивале, где Джонни Деппу вручили престижную награду за прижизненные достижения в кинематографе. В российский прокат картина выйдет 30 января.