Павел Катков: «Имеет огромное значение, в какой финальной редакции будет принят третий антипиратский пакет законов»
Основатель, совладелец и старший партнёр юридической компании «Катков и партнёры», член Ассоциации юристов России Павел Катков дал Интервью агентству InterMedia.
- Ваша компания специализируется на интеллектуальной собственности и интернет-праве. Какие правовые проблемы актуальны в данный момент для этих направлений правовой работы?
- В области интеллектуальной собственности важен комплексный подход: необходимо контролировать юридическую «чистоту» объекта на всех этапах, начиная с его создания, и далее на этапе лицензирования, отчуждения или приобретения. Особое место занимает защита интеллектуальной собственности как правовой институт, неразрывно связанный с монетизацией. Здесь также нужно охватывать обе области: и популярную в настоящий момент цифровую среду, медиа-контент, и брендированные товары повседневного спроса (FMCG), включая мерчандайзинг и детские товары, напитки, продукты питания и иную продукцию. Иными словами, для эффективной защиты необходимо, во-первых, контролировать весь цикл жизни объекта с момента создания, и во-вторых, быть способным к защите и онлайн, и оффлайн. Подчеркну, что всё это крайне значимо и для музыкальной отрасли: не секрет, что источником доходов артистов и лейблов является как лицензирование контента, так и сопутствующие товары.
- Если говорить о защите интеллектуальной собственности, то какие правовые инструменты сейчас наиболее действенны?
- При борьбе с контрафактной продукцией мы для защиты авторских и смежных прав применяем статьи 146 УК РФ, 7.12. КоАП РФ, положения части 4 ГК РФ, нормы антимонопольного законодательства. При работе с интернет-средой наиболее эффективным инструментом по-прежнему является антипиратский закон. Особенно внимательно мы следим за принятием третьего антипиратского пакета: имеет огромное значение, в какой финальной редакции он будет принят.
Павел Катков, Андрей Матвеев, Евгений Сафронов и Максим Дмитриев на круглом столе «Проблемы и перспективы развития массовой культуры как неотъемлемого фактора социального и экономического развития страны» в Торгово-промышленной палате в апреле 2016 года
- Интересы каких отраслей в первую очередь затрагивает современная ситуация с пиратством в интернете и регулирование сети в целом?
- Проблема интернет-пиратства затрагивает в первую очередь развлекательную индустрию: музыку, кино, литературу, легальные цифровые кинотеатры, музыкальные сервисы, электронные библиотеки. Легальные сервисы я бы вообще поставил в отдельную категорию игроков, ведь именно они, донося контент до потребителя, приучают его к грамотному и законному отношению к интеллектуальной собственности, цивилизуют рынок. Ну, а оффлайн актуален для всех, кто работает в B2С-сегменте, в потребительском секторе, ведь узнаваемость потребителем, покупателем, достигается через товарные знаки и другие средства индивидуализации.
- Что, по вашему мнению, было бы целесообразно улучшить в системе защиты интеллектуальной собственности в России?
- Большой проблемой является низкий уровень минимального размера компенсации за нарушение исключительных прав. Сейчас он составляет 10.000 р., а установлен был в части 4 ГК РФ ещё в 2008 году. Очевидно, что за прошедшие годы инфляционные процессы «сожрали» его почти до нуля. Закон предусматривает и верхний предел компенсации, 5.000.000 р., однако суды чаще склоняются к минимальному размеру. В этой связи необходимо двигаться в двух направлениях: работать с законодателем для повышения (индексации) минимального размера компенсации, и, одновременно с этим, взаимодействовать с судебной системой (ВС РФ, СИП, суды регионов) для создания необходимой судебной практики и выравнивания среднего размера взыскиваемых компенсаций в соответствии с экономическими реалиями. Относительно защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет главным событием, как мы уже говорили, является третий антипиратский пакет. Важно, какие нормы в нём сохранятся при обсуждении в Федеральном собрании, устоят ли положения об обязанностях поисковиков и внесудебной блокировке «зеркал». Наконец, стоит сказать несколько слов о проблеме, которую почти не поднимают на дискуссионных площадках. Это проблематика применения статьи 144.1 ГПК РФ. Дело в том, что в последнее время Московский городской суд, являющийся судом специальной подсудности по применению антипиратского закона, начал отказывать в применении предварительных обеспечительных мер в случае, если речь идёт о сайте посреднике, на котором размещена ссылка на контент, но не сам контент. Это прямо противоречит и федеральному закону №187-ФЗ, и статье 1253.1 ГК РФ, однако текст самой статьи 144.1 ГПК РФ оставлен таким образом, что формально суд прав. А нет мер – нет и иска. То есть, в законе содержится очевидная лазейка, и есть риск её использования сайтами-нарушителями. Необходимо поднять вопрос о корректировке данной статьи и её гармонизации с остальными положениями антипиратского закона.
Павел Катков выступает на Международной конференции Colisium-2015
- Поговорим о кадрах. Расскажите, как вы формируете команду, берёте ли стажёров, практикуете ли взаимодействие с вузами.
- Разумеется, ведь кадры решают всё! Мы активно работаем с российскими вузами, первый из которых – РГАИС, единственное специализированное высшее учебное заведение в области интеллектуальной собственности, его выпускников мы рассматриваем прежде всего для трудоустройства в нашей компании. Мы также берём студентов на стажировку, обучаем их, «выращиваем» кадры, предоставляем им в перспективе сделать карьеру в качестве юристов у нас же. И конечно, сами юристы нашей компании – опытнейшие профессионалы, за плечами которых опыт работы в ведущих российских медиа-компаниях. Так что в своей команде мы уверены на все сто.
- Что бы вы пожелали нашим читателям, среди которых – и ведущие игроки отрасли, и органы власти, и эксперты развлекательной индустрии?
- Желаем вашему изданию и вашим читателям успехов и процветания!
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»