«Не твоё дело» - «Best Hits» *** (Слушать)
2016, SoundCloud
Я от современного русскоязычного инди-попа всё время требовал стать ближе к народу. А то, какой инди-альбом ни возьми - всё какие-то милые эльфы распевают вялые хипстерские хиты. Потом такие же эльфы всё это слушают, пишут восторженные отклики на сайт «Афиши», рассказывают об открытии новой мегазвезды... Да что тут рассказывать, алгоритм давно отработан, но имён этих мегазвёзд уже через полгода никто не помнит, хотя они не распадаются, а тихо играют на модных фестивалях для аудитории в сто человек. Больше жизни, друзья! - восклицал я в рецензиях на их творения. Нам скучать здесь нельзя! Попробуйте написать хит, попробуйте послушать кумиров толпы, на которых вы со своих эльфийских высот смотрите снисходительно. Попробуйте понять, чем они берут, ведь ваш талант и вкус вкупе с приёмами воздействия на массовую аудиторию могут привезти к отличным результатам.
В принципе, я не предполагал, что эти призывы возымеют какое-то действие, и фавориты журнала «Афиша» запоют в духе группы «Мираж». Но это таки произошло. В проекте «Не твоё дело» собрались экс-вокалистка группы Manicure Аня Айрапетова, а также участники лютой и прямолинейной группы «Труд» Жора Кушниренко и Ильдар Иксанов. Вместе они заиграли нечто неожиданное - внезапный оммаж советскому трэш-синти-попу начала 90-х. Название «Мираж» уже прозвучало, как упоминается оно и в любой публикации про «Не твоё дело». На самом деле на прямые аналогии навевают только песни «Ночь» и отчасти «Я буду рядом». Остальные вещи более разнообразны и даже более «эстрадны», в них можно расслышать влияния «А-Студио», «Кар-Мэн» и диско-танцполов, но при песни лишены типичного для инди умничанья. Да, названия проекта и альбома (а также обложка) крайне претенциозны, но легкомыслия в музыке Жора, Ильдар и Аня, кажется, пытаются добиться вполне искренне. И добиваются. Простые тексты не переступают грань стёба, рефрены вроде «эти правила очень просты, всегда влюбляешься в тех, кому не нравишься ты» привязчивы, солистка Айрапетова голосиста, фиги в кармане особо не видать... «Чего ж тебе ещё надо, собака?» - спросил бы на этом месте царь Иоанн Васильевич Грозный из фильма Леонида Гайдая. Почему, сделав поп-альбом по довольно примитивным на первый взгляд рецептам, «Не твоё дело» так и остались в инди-лагере, числя пределом мечтаний выступление на «Пикнике Афиши»? Где обложки журнала «Антенна» и участие в концертах на Васильевском спуске? Где «Ночь» и «Я буду рядом» в ротации «Русского радио»? Где массовая популярность, чёрт её дери?
Вариантов ответов может быть несколько. Не исключено, что «Не твоё дело» сами всего этого не хотят и уже разогнали поганой метлой всех посланцев «большого шоу-бизнеса». Но возможно, что музыканты в этом «большом ШБ» просто никого не знают и продолжают вариться в своей тесной кастрюльке, не делая никаких решительных шагов навстречу неповоротливому поп-официозу. Есть и ещё одно объяснение: с милой искренностью воссоздав наивные 90-е, «Не твоё дело» остались совершенно чужими для актуальной поп-музыки с её смешанным уклоном в советскую эстраду и урбан-культуру. Стилизация не стилизация, «Мираж» не «Мираж» - не важно: дверь перед чужаками распахиватоь никто не будет.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»