Жора Крыжовников: «Зритель все время хочет нового, а ему пугливые продюсеры пытаются подсунуть старое с новым названием»
О ПСЕВДОНИМАХ
– Отвечу максимально подробно. Первое. Мне всегда нравилась идея псевдонимов, с тех времен, когда я думал, что буду театральным режиссером. Я думал, что было бы здорово брать псевдоним, исходя из тех пьес, которые ты ставишь. Ставишь испанскую пьесу – берешь испанский псевдоним. Английскую – английский. А потом получилось так, что я участвовал в сценарном конкурсе, который проводили мои знакомые. Я не был уверен в том, как они ко мне относятся. Сам факт нашего знакомства мог оттолкнуть их от моего сценария. Чтобы они посмотрели на мою работу непредвзято, я решил взять псевдоним.
ПОЧЕМУ АНДРЕЙ ПЕРШИН СТАЛ ЖОРОЙ КРЫЖОВНИКОВЫМ
– А мне просто очень понравилась пародия в программе "Большая разница" на программу Гордона. Пародия была посвящена артхаусному кино. И один из персонажей этой пародии говорил: "Спасибо моему другу Юрке Крыжовникову за то, что помог мне с фильмом". И я подумал, какая прекрасная артхаусная фамилия – Крыжовников. С такой фамилией нужно снимать глубокий артхаус. Вот так я и взял этот псевдоним.
По сути это был первый попавшийся псевдоним. Потом мне понравилось, что я – это не я. И захотел продолжить эту игру. Дальше я буду брать псевдонимы, исходя из того, что я делаю. Хочу в итоге дойти до буквенно-цифрового обозначения. Но это уже должен быть фильм про будущее, фантастика. И еще. Мне хотелось бы сбить собственную спесь. В эпоху селфи и самопрезентаций как основы карьерного роста (ты должен сначала создать себе имя, а потом имя начинает работать на тебя), я посчитал, что это может быть полезно.
ОБ АНОНИМНОСТИ
– Когда человек очень много о себе думает и очень серьезно к себе относится, рано или поздно это оказывается разрушительным. Я вообще жалею, что потерял анонимность. На первый "Кинотавр" я отказывался давать свою фотографию.
ЧТО ЗА ФИЛЬМ ОН СНИМЕТ ПОД СВОИМ РЕАЛЬНЫМ ИМЕНЕМ?
– Нет. Я думаю, что уже не сниму. А может, через десять лет и сниму. Не знаю. Я уже так отвык от своего имени.
О ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К РУССКОМУ НАРОДУ
– Стоп-стоп. Я не согласен с тем, что у меня пренебрежительное отношение к народу. Дело в том, что это проблема отношения к комедии в России. И Гоголь, и Островский, которые занимались русскими низовыми характерами (а комедия – жанр низовой, он про что-то нескладное, неумелое, дурашливое и нелепое), подвергались страшной критике. После комедии "Свои люди – сочтемся" купцы написали письмо с требованием снять с репертуара спектакль, как порочащий звание купца. В России с комедиями так происходит постоянно. Сами эти упреки, скорее всего, имеют отношение к тому, что в комедии есть правда. Я к своим персонажам отношусь не с пренебрежением, а с интересом. Как минимум. А иногда с сочувствием. Потому что они мне напоминают моих родственников.
КАК ОТНЕСЛИСЬ РОДСТВЕННИКИ К ФИЛЬМУ «ГОРЬКО»?
– Мой дядя в одном из персонажей (который отрывает голову памятнику) узнал родственника. Тетя была недовольна тем, что герои так много пьют. Но это не имеет отношения к тому, говорим мы в кино правду или нет. Это вопрос зрительского отношения к проблеме. Это элемент социологии. Мы рассказываем историю, а реакция на нее принадлежит аудитории.
ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕ СНИМАЮТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЕРИАЛЫ ТИПА «КАРТОЧНОГО ДОМИКА»?
– Объясню. Сначала я это наблюдал в театре: все ставят одни и те же пьесы, хотя не поставленных классических пьес очень много. Все ставят одно и то же, пока не приходит смелый человек и не вводит в репертуарный круг новое название. Точно так происходит на телевидении. Пятнадцать лет назад появился какой-то человек, который что-то написал про условного лесника. Вот у нас появился персонаж – лесник: мужик, который столкнулся с трудностями в жизни, у него боевое прошлое, он ушел в тень, но [...] все равно он не может пройти мимо несправедливости, он, сука, такой честный и прямой, что всегда оказывается в центре каких-то неприятностей. Этого бедного условного лесника растиражировали все, этот сюжет затаскали всюду и до бесконечности: "Лесник-9", "Лесник-10", "Лесник-15", потом "Морской патруль–9", "Морской патруль–12" про то же самое. И это тиражирование происходит до того момента, пока не источится почва, пока из нее не высосут все возможные варианты жизни лесника. Это катастрофа, которая уничтожила целые телеканалы. Например, деградация НТВ связана с тем, что руководство в какой-то момент решило больше ничего нового не делать.
О ТОМ, ЧТО ЗРИТЕЛЬ САМ НЕ ХОЧЕТ ВИДЕТЬ НИЧЕГО НОВОГО
– Возьмем 2013 год. Выходит спортивная драма-байопик "Легенда №17" и собирает 29 миллионов долларов. До этого считалось, что спортивная драма-байопик – это самоубийство. Потом выходит военное кино с названием "Сталинград" и собирает, не помню точно, 50 миллионов долларов. Кто мог подумать, что военное кино привлечет 7 миллионов человек? На самом деле зритель все время хочет нового! А ему пугливые продюсеры пытаются подсунуть старое с новым названием. Это происходит все время. Все так называемые story media в России очень боятся делать новое. Вот поэтому в России до сих пор нет политической драмы, нет политического сериала.
О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОЯХ
– Я в детстве обратил внимание на то, что мне нравятся книги, в которых нет хороших и плохих героев. Я лет в семнадцать понял, что человек – это все сразу. И часто только ситуация способна раскрыть в данный конкретный момент человека. Но через секунду наступит другой момент и другая ситуация, и человек этот изменится. Человек – это некая сумма очень разрозненных поступков. Самый эмпативный человек способен быть жестоким. И самый жестокий способен на эмпатию. Конечно, есть поле возможностей характера, его границы. Но они шире, чем нам бы хотелось о себе думать. И еще. В рассказе о людях мне кажется очень важным не вставать на чью-либо сторону. В хорошей драматургии ты становишься на сторону персонажа только в зависимости от ситуации, в которой он оказывается. Мне бы хотелось, чтобы мое, а вслед за моим и зрительское сочувствие перемещалось, чтобы на историю можно было посмотреть со всех сторон. Если мы смотрим на комнату из одного угла, мы не знаем, какая она.
(Роман Супер, «Радио Свобода», 27.08.16)
Сериал «Зорро» с Жаном Дюжарденом покажет Первый канал
Телевизионный премьерный показ французского сериала «Зорро» стартует 2 января 2025 года на Первом канале. Главные роли в 8-серийном фильме исполнили Жан Дюжарден, Грегори Гадебуа, Сальво Фикарра, Андре Дюссолье, Одри Дана, Эрик Эльмоснино, Жюльен Оливери, Жан-Бенуа Югё, Бальтазар Эспинах, Марк Веласко и другие.
Действие приключенческой комедии происходит в 1821 году. Благородный дон Диего де ла Вега (Дюжарден) давно ушёл на покой, оставил геройство и стал мэром Лос-Анджелеса. Но когда в городе набирает силу бизнесмен, добившийся влияния с помощью коррупции и шантажа, дон Диего решает бороться со злодеем, вооружившись рапирой, сев на коня и скрыв лицо маской Зорро, которую не надевал 20 лет. Вот только его желание справедливости теперь начинает угрожать браку с Габриэллой (Дана) и отношениям с отцом (Дюссолье). Что окажется важнее — семья или справедливость?
Мировая и российская онлайн-премьера сериала «Зорро» состоялась в сентябре 2024 года.
Эфир в 23.35.
Андрей Миронов не появится в «Небриллиантовой руке» канала ТНТ
Телеканал ТНТ показал фрагмент черновой версии фильма «Небриллиантовая рука». Как сообщает пресс-служба телекомпании, хотя роль Геши Козодоева исполнил Алексей Воробьёв, по первоначальной задумке авторов проекта планировалось на финальном монтаже заменить его лицо дипфейком Андрея Миронова, исполнившего ту же роль в культовом фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».
Взглянув на предварительный монтаж картины, руководство ТНТ приняло решение отменить план с использованием ИИ-технологий. Таким образом, лицом и голосом обаятельного контрабандиста Козодоева будет певец и актёр Алексей Воробьёв. Именно в таком виде картину посмотрели зрители премьерного показа новогоднего фильма в кинотеатре «Октябрь» 23 декабря.
«ИнтерМедиа» напоминает, что роль Семёна Семёновича Горбункова исполнил Тимур Батрутдинов, в роли контрабандиста Лёлика появится Максим Лагашкин. Также в картине снялись Марина Кравец, Регина Тодоренко, Павел Воля, Михаил Галустян, Ольга Картункова, Никита Кологривый, Дима Билан, Катя Лель, Дмитрий Губерниев, Сергей Шнуров, Джиган, Юрий Музыченко и многие другие звёзды.
Премьера музыкального фильма «Небриллиантовая рука» состоится 31 декабря в 20.00 на ТНТ, а также в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск».
«Артиста с большой дороги» с Юрием Стояновым покажет «Россия»
Телевизионная премьера сериала «Артист с большой дороги» стартует на телеканале «Россия» 2 января 2025 года. Главные роли в комедийном фильме Дмитрия Грибанова исполнили Юрий Стоянов, Филипп Бледный, Юрий Ицков, Анна Глаубэ, Наталья Щукина, Антон Шаврин, Александр Самойленко и другие.
По сюжету, вор-рецидивист по кличке Артист (Стоянов) выходит из тюрьмы после третьего срока. Он решает завязать с криминальным прошлым, но для этого ему нужно добраться до награбленного, которое он спрятал в тайнике в своем доме. К этому времени там живут невестка и внуки Артиста, и, чтобы забрать свои воровские трофеи, ему приходится вспомнить театральное прошлое и устроиться няней к собственным внукам.
Главная роль в сценарии изначально была написала под Юрия Стоянова. В «Артисте с большой дороги» его герою предстоит примерить на себя сразу 10 разных образов, среди которых священник, сантехник, следователь, помощник депутата и строгая няня.
- Мне кажется, для героя Юрия Стоянова эта история — вечный саспенс, - считает режиссер Дмитрий Грибанов. - Из раза в раз он попадает в ситуации, из которых очень тяжело выкрутиться, и зритель в принципе до последнего момента не будет понимать, как же Артист найдет выход. У нас и локации соответствующие, очень атмосферные: заброшенный пионерлагерь, тюрьма, автомастерская, детский дом, банк, натурные объекты. Это очень многогранная история, с одной стороны — веселая, приключенческая, с другой — немного грустная и даже криминальная.
Премьера «Артиста с большой дороги» состоялась в онлайн-кинотеатрах Wink и Start в начале 2024 года.
Эфир в 21.30.