Министерство культуры РФ - о реформе ОКУП
В Федеральной палате адвокатов РФ в формате круглого стола состоялась встреча членов Объединения Корпоративных Юристов с представителями Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Министерства культуры РФ.
Директор нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ Наталья Ромашова рассказала о существующих в России проблемах, связанных с реформированием обществ, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Так, часть сообщества выступает за отмену системы аккредитованных авторских обществ, осуществляющих так называемое расширенное коллективное управление, в том числе сбор вознаграждений без заключения соответствующих договоров с авторами произведений, в то время как система распределения собранных организацией денежных средств остается неясной. Эксперт признала, что в современных условиях отмена расширенного коллективного управления не представляется реальной. Авторы, особенно изготовители фонографии и обладатели иных смежных прав, просто не имеют физической возможности самостоятельно контролировать всякое использование их произведений. Негативно такая отмена скажется и на пользователе произведений: вместо одного договора с авторским обществом ему придется заключать множество договоров на разные объекты с различными авторами и их представителями.
В связи с этим Минкультуры России предлагает реформировать систему коллективного управления авторскими правами в несколько этапов.
На первом этапе следует придать деятельности аккредитованных организаций больше прозрачности и открытости, причем не только для государственных органов, но и для общественности.
Для этих целей разработан законопроект о внесении изменений в часть четвертую ГК РФ и в КоАП РФ, предусматривающий:
1) создание в аккредитованных организациях наблюдательного совета (состоящего из представителей не только самой организации, но и государственных органов, общественности), осуществляющего контроль за финансовой деятельностью организаций, а также за формированием фондов, направленных на финансирование творческой деятельности, которые также создаются авторскими обществами;
2) закрепление обязанности организации раскрывать информацию о своей деятельности;
3) отнесение к компетенции Правительства РФ функции по установлению максимального размера сумм, которые авторские общества вправе удерживать из вознаграждения для покрытия своих издержек, поскольку на данный момент размеры удержаний устанавливаются каждой организацией самостоятельно;
4) закрепление обязанности организации ежегодно проводить независимый финансовый аудит с размещением результатов для всеобщего сведения;
5) введение в КоАП РФ административной ответственности за несоблюдение требования о проведении обязательного аудита;
6) предложение организациям создавать информационные подсистемы — личные кабинеты — для контроля за поступлением вознаграждений авторами.
Следующий этап реформы предполагает усиление контроля за деятельностью авторских обществ со стороны государственных органов, в частности путем введения возможности осуществления внеплановых проверок.
Ситуацию с объединением Российского авторского общества (РАО) с другими организациями прокомментировала заместитель директора нормативно-правового департамента — начальник отдела правовой экспертизы Минкультуры России Ксения Мирясова. Она рассказала, что в свое время обсуждался вопрос о слиянии РАО с Всемирной организацией интеллектуальной собственности и Российским союзом правообладателей для создания единого субъекта, объединяющего функции организации по управлению коллективными правами и функции профсоюза деятелей культуры. Однако юридического оформления данная инициатива не получила. Дело в том, что смена РАО своего наименования на «Профессиональный союз деятелей культуры „Российское авторское общество“» вызвала у общественности недопонимание, и РАО вернуло прежнее название. Поэтому никакого объединения организаций не было, была обычная смена наименования, которая никак не повлияла на организационно-правовую форму общества: оно не стало профсоюзом.
Продолжив выступление, представитель Минкультуры России отметила, что, по ее мнению, необходимость создания единого реестра результатов интеллектуальной деятельности на федеральном уровне отсутствует. Согласно официальной позиции Минкультуры России подобные реестры могут и должны создаваться самими правообладателями, пользователями и иными заинтересованными лицами, поэтому министерство положительно относится к недавно начавшему свою работу НРИС.
(журнал «Закон», август 2016)
На фото: Ксения Мирясова и Наталья Ромашова
HammAli & Navai покажут «Арбат» в «Мегаспорте»
Концерт дуэта HammAli & Navai состоится 25 мая 2025 года в ДС «Мегаспорт». Музыканты представят программу под названием «Арбат». Для группы это не просто улица, а настоящее место силы. Здесь находится студия HammAli & Navai, тут они встречаются с друзьями, сюда они стремятся, как только возвращаются в Москву из своих затяжных гастролей. На стадионном концерте HammAli & Navai обещают создать теплую и дружескую атмосферу, как на арбатской студии.
На концерте прозвучат главные хиты дуэта «Пустите меня на танцпол», «Без тебя я не я», «Девочка-война», «Прятки», «Птичка», «Ты моя химия» и др. Планируются также неожиданные гости и новые треки.
30 мая HammAli & Navai представят программу «Арбат» в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«Русская тетрадь», опера-дневник и стихотворения Эзры Паунда в «Звуковом обзоре 4» от «Фирмы Мелодия»
Союз композиторов России и фирма «Мелодия» выпустили сборник «Звуковой обзор 4». В 2024 году проект посвящен вокальной и оперной музыке отечественных композиторов. Два из четырех альбомов — циклы «Русская тетрадь», «Первая немецкая тетрадь», «Вечерок» Валерия Гаврилина — изданы к 85-летию со дня рождения композитора. В релизе также представлены вторая редакция монооперы «Дневник Анны Франк» советского классика Григория Фрида и «Семь песен на стихотворения Эзры Паунда» нашего современника, композитора Алексея Сысоева.
В записи «Звукового обзора 4» принимали участие признанные мастера в области новейшей музыки: пианисты Алексей Гориболь и Полина Осетинская, вокальный квартет N’Caged, певцы Олеся Петрова, Борис Пинхасович, Наталья Петрожицкая, Яна Дьякова и коллектив OpensoundOrchestra под управлением Станислава Малышева.
- Записи происходили в Москве и Санкт-Петербурге: на студии «Синелаб», тон-студии «Мосфильм» и Петербургской студии Грамзаписи, - говорит генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян. - Над альбомами работали Михаил Спасский и Алексей Барашкин — звукорежиссеры, специализирующиеся на современной академической музыке. Все альбомы сопровождаются цифровыми буклетами, тексты к ним подготовили доктор искусствоведения Инесса Двужильная, музыкальный журналист и музыковед Владимир Жалнин, музыкальный критик и музыковед Елена Истратова.
«Звуковой обзор» — антология музыки композиторов XX–XXI веков. Проект был инициирован Союзом композиторов России совместно с «Фирмой Мелодия» в 2020 году.
В разные годы в «Звуковом обзоре» была музыка русского авангарда 1910–1920-х годов (Александр Мосолов, Артур Лурье, Николай Обухов, Гавриил Попов, Леонид Половинкин и другие) и сочинения сегодняшнего дня (Владимир Горлинский, Алексей Сысоев, Александр Хубеев, Настасья Хрущёва, Дмитрий Курляндский, Эльмир Низамов, Николай Попов, Анна Поспелова, Владимир Раннев, Наталья Прокопенко, Павел Карманов и другие), произведения мэтров отечественной композиторской школы (Николай Мясковский, Борис Тищенко, Николай Сидельников, Роман Леденёв) и экспериментальная концептуальная музыка (Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Виктор Екимовский, Владимир Мартынов, Александр Кнайфель).
В коллекции «Звукового обзора» ансамблевые произведения — от сольной виолы да гамба или дуэта флейты и фортепиано до развернутых составов с участием камерного оркестра, ударных и электроники. В записях в разные годы принимали участие Московский ансамбль современной музыки, Студия новой музыки, OpensoundOrchestra, камерный оркестр «Новая музыка», пианисты Юрий Фаворин, Михаил Турпанов, Михаил Дубов, Марк Булошников, скрипач и дирижер Станислав Малышев, флейтистка Ирина Стачинская, исполнитель на виоле да гамба Антон Изгагин.
«Звуковой обзор 4» записан и издан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Эд Ширан выпустил рождественскую песню из мультфильма и клип, снятый Ричардом Кёртисом
Премьера сингла и клипа Эда Ширана «Under the Tree» состоялась 26 ноября 2024 года. Песня вошла в саундтрек анимационного фильма «That Christmas», автором сценария которого выступил Ричард Кёртис (режиссер одного из главных рождественских фильмов в истории «Реальная любовь»), а режиссером стал Саймон Отто.
- Ричард Кёртис обратился ко мне в 2021 году, - рассказал Эд в соцсетях. – Он показал наброски сценария и попросил написать песню. Ну и как я мог отказаться? Она о персонаже из фильма, мальчике, который хочет отпраздновать Рождество со своим отцом, но не может. Это довольно грустная сцена в фильме, и она знакома всем, кто когда-то был вынужден встречать праздники в одиночестве.
В клипе, режиссером которого стал Ричард Кёртис, герой Ширана как раз вынужден в одиночестве готовиться к Рождеству. При этом он вспоминает время, когда предновогодние хлопоты проходили в компании его девушки, и грустит. В счастливом финале девушка возвращается к герою. Главную женскую роль в клипе исполнила британская актриса, звезда сериала «Бриджертоны» Клаудия Джесси. В ролике также можно увидеть кадры из мультфильма.
«ИнтерМедиа» напоминает, что анимационный фильм расскажет о жителях маленького городка, чье Рождество с близкими оказывается под угрозой из-за некой ошибки Санта-Клауса. Персонажей озвучили Брайан Кокс, Фиона Шоу, Джоди Уиттакер, Лолли Адефоп, Алекс Маккуин, Кэтрин Паркинсон, Синдху Ви, Индия Браун, Зази Хейхерст, Сиенна Сэйер, Джек Вишневски, Рози Кавальеро, Пол Кэй и другие.
Премьера «That Christmas» состоится на Netflix 4 декабря.