Антон Касимов, Дмитрий Мелких - «Малахитовые гитары» ****
2016, «Кабинетный учёный»
Двое екатеринбургских музыкантов написали книгу про екатеринбургскую музыку последней четверти века. Деды-основатели типа «ЧайФа», «Наутилуса Помпилиуса» или «Агаты Кристи» упоминаются лишь мельком, зато отдельных глав удостоены не только «Смысловые галлюцинации», «Чичерина», «Сансара» «Обе две», «Собаки Качалова», «4 позиции Бруно» и «Курара», но и «Девочка, ничего не бойся», LLAC, «Невидимки, смотрящие на ботинки», Nitta Ta Loonna, «Городок чекистов» и т.д. Впрочем, интересен не только выбор персонажей, но и форма повествования: книга состоит из писем соавторов друг другу, причём Антон и Дмитрий не столько дополняют друг друга, сколько дискутируют и даже конфликтуют. Форма «романа в письмах» позволяет авторам не уподобляться рок-энциклопедиям, биографическим статьям и рецензиям - вместо этого они в разных пропорциях совмещают все эти жанры, заодно щедро делясь собственными впечатлениями о героях глав. При всей кажущейся архаичности эта переписка позволяет и неплохо развлечь читателя. Если Касимов, манера которого знакома читателю по книге «Исчезнувшие», склонен к мечтательным лирическим отступлениям, подробным размышлениям и доброжелательным пассажам, то Мелких постоянно наскакивает и на собеседника, и на персонажей, рвётся в бой и не всегда снабжает свои критические выпады какой-либо мотивацией. Тут показателен раздел про «Смысловые галлюцинации»: по мнению возбуждённого Дмитрия, группа представляла из себя хоть что-то только в середине 90-х, а с приходом коммерческого успеха превратилась в невнятное не пойми что. И поди это проверь; что и как играли «Глюки» до «Вечно молодого», за пределами Екатеринбурга не знает примерно никто. Так что на месте группы я бы обиделся... на то, что авторы пишут слово «галлюцинации» со строчной «г».
Мелких вообще хулиганит по полной: в какой-то момент называет издателя Фёдора вымышленным, а в главе «LLAC», пародируя манеру Касимова записывать на диктофон беседы с интересными людьми и обильно цитировать их в книге, отправляется в кафе брать интервью у самого себя. Заканчивается глава эффектным раздвоением личности. Тут надо сказать, что LLAC - собственная группа Дмитрия Мелких. Когда-то она называлась «Письмо коню», но от этого великого названия музыкант отказался в пользу гораздо менее великого «Письмо Камю» и его франкоязычной аббревиатуры LLAC. В общем, понятно, почему автор так настаивает на том, что музыка должна быть сложной, непонятной, некоммерческой и никому не известной - он сам играет точно такую же.
Главы про популярных исполнителей читать, естественно, интереснее: в столицах мало знают про достоличную жизнь «Чичериной», «Галлюцинаций» и Кати Павловой, а тут авторы дают непривычный взгляд на, например, обласканную московской прессой группу «Обе две», да и «Курара» с «Сансарой» оказываются не совсем тем, чем кажутся. Зато фраза про Макса Ильина «результат амбициям никак не соответствовал» может служить универсальной рецензией на альбомы «Собак Качалова». При этом глава про неизвестную группу «Девочка, ничего не бойся» тоже начинает выглядеть вполне эпично, когда в финале выясняется, что её лидер только что умер.
Алексей Мажаев, InterMedia
Искусственный интеллект прокатил роботов на автобусе в новом клипе «Танцев минус»
Премьера нового клипа «Дальше будет» группы «Танцы минус» состоялась 26 декабря 2024 года. В ролике песню исполняют роботы, едущие в старом автобусе.
- Видео сгенерировано искусственным интеллектом при помощи нейросетей, все совпадения случайны, - сообщили представители группы. – За режиссуру и стилизацию отвечала Анна Бычкова.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, группа «Танцы минус» выпустила альбом «Дальше будет» 27 сентября 2024 года.
Звезды телеэкрана и шоу-бизнеса придут на «Голубой огонёк» канала «Россия»
Концерт «Новогодний Голубой огонёк-2025» стартует на телеканале «Россия» 1 января 2025 года сразу после боя курантов. Ведущим вечера станут Андрей Малахов, Мария Ситтель, Николай Басков, Татьяна Веденеева и Дмитрий Губерниев. По традиции зрителей ждут поздравления от любимых звёзд экрана и сцены, юмор и музыка, культовые песни и премьеры новых композиций, эффектные сюрпризы, неожиданные номера и дуэты.
С Новым годом телезрителей поздравит команда артистов самых разных жанров, телеведущие и участники популярных программ телеканала «Россия». В их числе Лев Лещенко, Зара, Ани Лорак, Алсу, Игорь Крутой, Дима Билан, Евгений Петросян, Shaman, Григорий Лепс, Юрий Антонов, Эмин Агаларов, Полина Гагарина, Максим Аверин, Сергей Лазарев, Лариса Долина, Ильдар Абдразаков, Пелагея, Владимир Пресняков-младший, группа «Любэ», Елена Ваенга, «Сябры», Александра Пахмутова, Игорь Николаев, Филипп Киркоров, Клава Кока, Люся Чеботина, Стас Михайлов, Олег Газманов, Хабиб, Юрий Стоянов, Елена Воробей и многие другие.
Эфир в 00.05.
Изданы неизвестные романсы Свиридова на стихи Блока
Журнал «Музыкальная академия» впервые издал неизвестные романсы Георгия Свиридова на слова Александра Блока. Блок был важнейшим воображаемым собеседником Георгия Свиридова: за шестьдесят лет «сотворчества» Свиридов написал на его стихи больше восьмидесяти песен и романсов. На этом компакт-диске представлена первая в мире запись романсов 1938 года, с которых начался путь погружения Свиридова в блоковскую поэзию.
Судя по архивным данным, в феврале-марте 1938 года 22-летний Юрий (так он называл себя в то время) Свиридов написал десять романсов, собственноручно составив «либретто» цикла из разных стихотворений Блока. В дальнейшем его понимание сути и назначения вокальной музыки кардинально изменилось: кратко говоря, Свиридов проделал путь от романса к песне. Возможно, поэтому он никогда не предпринимал попыток издать свой ранний опус. В архиве Свиридова автограф десяти романсов на стихи Блока обнаружить не удалось, наследники композитора считают его утраченным.
В результате музыковедческого расследования Анастасия Тимофеева сумела разыскать ксерокопии рукописей пяти из десяти романсов, которые публично исполнялись лишь однажды — 3 декабря 2000 года в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. В августе 2024 года в Москве Николай Землянских (баритон) и Анастасия Тимофеева (фортепиано) записали эти романсы специально для «Музыкальной академии».
Проект осуществлен редакцией журнала «Музыкальная академия» в партнерстве с фирмой «Мелодия» и Союзом композиторов России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.