В Санкт-Петербурге пять часов обсуждали театральное образование
Круглый стол «Театральное образование. Экономика. Качество обучения» прошёл 1 декабря на Новой сцене Александринского театра. Мероприятие включено в секцию «Театр» Профессионального потока V Санкт-Петербургского международного культурного форума, вчера стартовавшего в северной столице.
30 спикеров приглашались поразмышлять с коллегами, но смогли приехать и выступить только 21 человек. Модераторы беседы — генеральный директор Большого театра Владимир Урин (на фото) и ректор Российского института сценических искусств Александр Чепуров - остались довольны обсуждением.
Формат круглого стола местами напоминал ток-шоу, местами — конференцию, изредка переходящие в дискуссию и лишь однажды в спор. Правда, быстро прекратившийся. Так, например, выяснилось, что бессмысленность бумаг — это «торжество чиновничьей воли», по мнению художественного руководителя оперной труппы Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александра Тителя. А позор сложившейся театральной системы образования — нищета, по словам руководителя творческой Лаборатории в театре «Школа драматического искусства» Дмитрия Крымова. По утверждению руководителя Мастерской Дмитрия Брусникина, государство можно уважать и понимать, что оно заботится о будущем, когда увеличиваются деньги на образование при любых кризисах. По замечанию ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого, до того, как браться за освоение творчества Шекспира, студентов нужно «научить видеть ветку и обходить её».
Были и более прозаичные вопросы. Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин говорил, что «чисто технически и даже правовó» нужно придумать ситуацию, позволяющую выпускать столько же, сколько сейчас, актёров и режиссёров, но востребованных в театрах. Ректор Российского института сценических искусств Александр Чепуров заявил, что необходимо аккумулировать государственные места, ныне распределяемые по разным школам, только среди тех, кто способен дать серьёзное базовое образование. Ректор Российского института театрального искусства ГИТИС Григорий Заславский призвал позитивно смотреть на введение эффективных контрактов, так как в них есть многообразие показателей, которые не вызывают протеста. Художественный руководитель Воронежского Камерного театра Михаил Бычков попросил ввести обучение руководителей творческих организаций в театральных вузах.
По результатам круглого стола на декабрьском форуме соберут единый документ. Его передадут в Министерство культуры России. (Об этом уже достигнута договорённость с министром культуры РФ Владимиром Мединским.)
Конкретные предложения могут быть вынесены на заседание коллегии Минкультуры, но пока такого перечня нет. Выступающие надеятся, что «какие-то проблемы разрешатся со временем», но и на этот счёт не питают иллюзий.
Санкт-Петербургский международный культурный форум в этом году — юбилейный. Среди ключевых тем: подведение итогов Года российского кино, 125-летие С.С.Прокофьева, 25-летие Содружества Независимых Государств. В 2016 году программа Форума поделена на 2 потока — профессиональный (для работников культуры) и общественный (для широкой аудитории). Участие во всех мероприятиях бесплатное. В этом году ожидается более 300 мероприятий и более 13.000 участников.
Анна Ефанова, InterMedia
Мюзикл «Девчата» с Ликой Руллой и Анной Гученковой поставила «На Плющихе» Нина Чусова
Премьера мюзикла «Девчата» состоится 14 и 15 февраля 2025 года в театральном центре «На Плющихе». Автором сценария и режиссером постановки выступила Нина Чусова.
- Уникальность мюзикла это сочетания любимых мелодий с действием на сцене, - сообщается в пресс-релизе. - Сохранена вся история, знакомая нам с детства, основанная на сюжете фильма «Девчата» и одноименной повести Бориса Бедного. Но при этом само действо перенесено в современные реалии - городок Нефтелямск, где ведется добыча нефти, где трудятся сильные и мужественные нефтяники. В спектакле много юмора, замечательных песен и невероятно зажигательных танцев. Каждая героиня спектакля, не только Тося, в итоге находит свою половинку! И все это решено в ритмах веселого рок-н-ролла, когда хочется встать и танцевать вместе с участниками спектакля.
Главные роли в мюзикле исполнят Маруся Княгина и Варвара Ментюкова (Тося), Иван Коряковский и Артем Елисеев (Илья), Алена Фалалеева и Лика Рулла (Анфиса), Анна Гученкова и Елена Клиберда (Вера), Виктория Канаткина и Маруся Бережная (Надя), Марина Чирикова и Анастасия Павлова (Катя), Алексей Бобров и Дмитрий Янковский (Ксан Ксаныч), а также Андрей Вальц, Константин Соколов, Андрей Федоров, Сергей Смолин и др.
Евгения Симонова и Зоя Кайдановская прочтут стихи и прозу в честь Дня всех влюбленных
«Семейный вечер» Евгении Симоновой и Зои Кайдановской состоится 14 февраля 2025 года в Театре в Хамовниках. Две актрисы, мать и дочь, представят программу стихов и прозы серебряного века.
- Моя бабушка Зоя была автором моей первой театральной программы, она составила ее из стихов своей юности: Мережковский, Северянин, Гиппиус, - рассказывает Евгения Симонова. - Однажды Екатерина Еланская, которая создала уникальный Театр "Сфера" мне предложила почитать стихи. У Цветаевой есть такая потрясающая проза, белый стих, который называется «Нездешний вечер» - как она пришла к Кузьмину в Петербурге, и они всю ночь читали стихи. И вот в «Сфере» был такой поэтический «Нездешний вечер», на котором Михаил Казаков читал Блока, и Бродского, и Пастернака, Доронина Татьяна Васильевна читала Есенина, изумительно, божественно читал Маяковского Александр Сергеевич Лазарев, он читал с такой молодой энергией, неудержимой, просто как-то становился даже похож на него. Но я сказала Екатерине Ильиничне, что не читаю стихов. А она предложила мне придумать что-нибудь легкое, потому что в основном все читали стихи очень драматические. И я вспомнила стихи Северянина, которые всегда пленяли меня своей красотой - там были все время принцессы, королевы, экипажи, там были какие-то моря, пажи. И я в этом спектакле читала Северянина с большим удовольствием. Он был королем поэзии, потом в нищете умер в Таллине во время войны. В его поэзии есть красота, есть самоирония, а красоты всегда в жизни не хватает, поэтому я прочитаю сейчас Игоря Северянина: «Янтарная элегия», «Ананасы в шампанском», «Кензели» («В шумном платье муаровом»), «Идиллия», «Это было у моря». Ещё из книжек, которые читала мне бабушка, были рассказы Аверченко и рассказы Надежды Тэффи. Моя бабушка Зоя мою дочку Зою, к сожалению, не увидела. Но я передаю ей эстафету, она прочитает рассказ «Вендетта» Надежды Тэффи.
Итальянскую комедию «Цилиндр» поставил Дмитрий Астрахан в Театре на Трубной
Премьера спектакля «Цилиндр» состоится в Театре на Трубной 14-16 февраля 2025 года. Комедию по одноименной пьесе Эдуардо де Филиппо поставил художественный руководитель театра Дмитрий Астрахан.
- Представьте себе: вы стоите на грани, когда каждое утро становится испытанием, а каждый вечер — борьбой за выживание. Что вы готовы сделать, чтобы спасти свою семью? Как далеко вы зайдете, чтобы избежать нищеты? – сообщается в синопсисе. - В неаполитанской квартире, где стены помнят шепот надежд и крики отчаяния, разворачивается история, которая заставляет задуматься о том, что значит быть человеком. Две семьи, сталкивающиеся с финансовыми трудностями, вынуждены искать выход, и, как часто бывает, находят его в самых неожиданных местах. Перед героями спектакля встает вопрос, который волнует каждого из нас: что важнее — сохранить принципы или воспользоваться шансом на новую жизнь? Эта история — не только комедия о неудачниках, но и глубокое философское размышление о моральных дилеммах, с которыми сталкивается каждый. Сколько раз вы оказывались перед выбором, где каждая опция имеет свою цену? Спектакль заставляет задуматься о том, что иногда, чтобы выжить, нужно сделать шаг в неизвестность, рискнуть всем ради надежды на лучшее. Ваша жизнь тоже полна выборов, где каждый шаг может изменить все. Готовы ли вы к этому?
В спектакле заняты Анастасия Акатова (Рита), Родион Вьюшкин и Александр Панов (Родольфо), Владимир Шульга и Александр Мохов (Аттилио), Вадим Колганов (Агостино), Татьяна Циренина (Беттина), Александр Асланян (Антонио), Александр Сеппиус (Микеле), Богдан Ветряк (Роберто) и Арсений Ветров (Артуро).