Рецензия: «Грибы» - «Дом на колёсах, часть 1» *** (Слушать)
2016, Most
На днях киевская группа «Грибы» давала в Москве сольник: поклонники едва не разнесли клуб, пиарщики устали отказывать просителям хоть каких-нибудь билетов, а соцсети наполнились восторженными междометиями, в основном далёкими от членораздельности. Собственно, в этом же тоне выдержаны примерно все отзывы о «Грибах» за последние полгода, то есть с момента их появления на орбите общественного внимания. Все эти восторги всё же представляются чуть преувеличенными, если послушать первые синглы или вот первый альбом «Дом на колёсах». Да, и форма, и содержание их песен довольно забавны - но называть их новыми законодателями мод или прорывом года я бы не спешил. «Грибы» смешивают энергичный речитатив с электрохаусом 90-х, выступают в амплуа выпивших озверина или «отвязина» «Братьев Улыбайте» или «Чугунного скорохода» и поют в основном о том, как качает бит на их танцполе. Тут группа достигает полного единства музыки и текстов: под цепкий качающий бит они говорят и показывают, как круто под них танцевать. Есть упорное подозрение, что этой нехитрой идеи недостаточно для того, чтобы поднять волну подражателей, попасть в телевизоры и стать народными артистами (в официальном или неофициальном смысле, не суть). Говорить можно пока только о том, что «Грибы» угадали потребность части аудитории и дали ей то, чего ей не хватало: возможности отбросить приличия и угорать под вот такую дурацкую и в чём-то стыдную музыку. Опять же: если вслушиваться в песни, окажется, что они не настолько стыдные и дурацкие, как хочет публика. Поэтому весь хайп вокруг «Грибов» - это не история любви к новому явлению, это хроника сбычи смутных мечт части аудитории. «Да, это, оказывается, то, чего мы давно ждали», - сказала часть публики, услышав первые синглы «Грибов». Дальше группе оставалось лишь не спугнуть подкравшуюся удачу и примерно соответствовать этим ожиданиям на дебютном альбоме. Пока удалось.
Полтора десятка лет назад Сергей Шнуров так же убедил менеджеров низшего и среднего звена, что по пятницам после офисной работы они должны напиваться и орать непотребные матерные песни. «Точно, мы этого хотим», - сказали менеджеры. К чести Шнура надо заметить, что он оказался более талантливым манипулятором, чем казалось вначале, и проделал с ожиданиями публики ещё много разных фокусов. Смогут ли «Грибы» предложить ещё какую-то концепцию или продолжат давать то, что от них сейчас хотят слышать, пока не известно. Если давать прогнозы, то скорее нет, чем да. Не очень верится, что фразы «мы как будто роботы, делаем электро», «чики-пики дела, в танце трутся наши тела», «давай будем джемиться - после того как поженимся» при всём их остроумии вырастут в нечто большее, чем сезонный аттракцион.
«Грибы» к тому же пока остаются сугубо сетевым феноменом: на концерт пришли люди, прочитавшие о нём в интернете, а после концерта они туда же написали свои эмоциональные отзывы. Не исключаю, что это те же юзеры, которые за два дня до выступления «Грибов» с тем же задором высказывались по поводу конфликта Елены Летучей и ресторана «Одесса-мама». Завтра какой-нибудь новый холивар или новая музсенсация вытеснит из их сознания недавние интересы. Так уж устроено восприятие новостей в сети, и сегодняшний успех «Грибов» совершенно не гарантирует им успех завтрашний.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему музыка Depeche Mode такая мрачная?»
2024, «Спасибо, послушаю».
Про Depeche Mode можно много чего рассказать, но в этом выпуске ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев сосредоточился на эволюции музыки проекта от приторного синти-попа к мрачной электронщине. Казалось бы, смену приоритетов можно прямолинейно объяснить сменой состава и основного сонграйтера. Но всё не так просто. Автор раннего «бойз-бэндового» репертуара Depeche Mode Винс Кларк искренне любил карамельную попсу и, уйдя из DM, вполне преуспел в этом жанре с проектом Erasure. Реализовать эти идеи в рамках Depeche Mode у него не получилось, ибо остальные участники тяготели к более «сумрачной» музыке. Во-первых, запоминающийся Дэйва Гэхена не слишком подходил для легкомысленных танцевальных хитов, а во-вторых, ставший основным автором Мартин Гор тоже был не очень расположен к веселью и беззаботности.
После ухода Кларка Мартин самозабвенно отдался изучению человеческих пороков методом погружения в сомнительные вечеринки и провокационные хеппенинги. По его подсчётам, 70% его песен были посвящены сексу, кроме того, в произведениях группы стали затрагиваться политические и социальные темы. Публика это с удовольствием приняла - альбом 1990 года «Violator» стал самым успешным в дискографии группы. Кстати, главный хит с него «Enjoy The Silence», по мнению Андрея Васильева, звучит, как посвящение New Order – но только альтернативному New Order, с Иеном Кёртисом у микрофона (фронтмен группы Joy Division Кёртис покончил с собой в 1980 году, остальные музыканты решили продолжать в другом жанре и под новым названием New Order. – А.М.).
А в 90-е мрака в звучание, да и в жизнь группы добавил Дэйв, который увлёкся саморазрушением, да так, что запрещённые вещества довели его попытки суицида и клинической смерти (это два разных случая). «Технически Гэхен умер раньше Энди Флетчера», - констатирует автор. Но Флетчера в 2022-м реанимировать не удалось, а Гэхен, по его поздним воспоминаниям, услышал, что врачи признали его мёртвым, возмутился этим фактом и «вернулся» с криком «не дождётесь!». Проверить эту версию нет никакой возможности, однако совершенно точно Depeche Mode звучали (и выглядели) не как синти-поп-группа, а как приболевшие альт-рокеры. Разве что синтезаторы они по-прежнему ценили больше гитар.
Дэйв в итоге победил свою зависимость, после чего начал и сам сочинять песни. Depeche Mode ХХI века не стал оптимистичным, но перестал быть пугающим и балансировать на краю. Теперь Дэвид и Мартин, ориентируясь на свой богатый жизненный опыт, пишут и играют меланхоличные, созерцательные песни, которые на удивление «зашли» подрастающему поколению «неодепешистов».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.