Рецензия: саундтрек «Ла Ла Лэнд» ***** (Слушать)
2016, Interscope
С датой выхода в российский прокат фильма Дэмьена Шазелла «Ла Ла Лэнд» произошло что-то неправильное. Картина уже собирала серьёзнейший урожай мировых и локальных кинопризов - а в России посмотреть её в кинотеатрах можно было только с 12 января 2017 года. Новогодние каникулы, заставляющие многих изнывать от безделья, таким образом прошли впустую - хотя, выйди фильм под Новый год, он сильно бы смешал карты пятым «Ёлкам», например (потому, видимо, и не вышел). При этом саундтрек был доступен всем интересующимся задолго до начала российского проката. Тем, кто начитался западных новостей и отзывов про «Ла Ла Лэнд», ждать выхода фильма было совершенно невозможно, поэтому звуковая дорожка к нему была прослушана сильно заранее.
Вот так ваш любопытный рецензент выяснил, что без фильма саундтрек не особо работает. С пластинки полился какой-то миленький эстрадный джазок, какая-то сплошная стилизация Джастина Гурвица под голливудские саундтреки 30-х, причём стилизация нарочито расслабленная: Эмма Стоун и Райан Гослинг будто бы специально поют так, чтобы никто не заподозрил в них профессиональных вокалистов, а усилиями Джона Ледженда, который в одиночку пытается сохранять серьёзность, можно пренебречь, ибо они не приносят никакого толку.
Просмотр фильма переворачивает эту ситуацию с головы на ноги или, вернее, с боку на бок. Как писали в учебниках литературы, «единственный положительный герой комедии Гоголя «Ревизор» - это смех», а главным героем «Ла Ла Лэнда» оказывается музыка - да-да, та самая стилизация, которая на вид кажется лёгкой и необязательной, а на самом деле держит на себе буквально всё. 14 номинаций на «Оскар» - это ответ обескураженных киноакадемиков на свежесть идей и наглость Шазелла, Гурвица, Стоун и Гослинга. В десятые годы XXI века создатели «Ла Ла Лэнда» ни с того ни с сего будто бы показывают настоящий честный, почти сказочный мюзикл, который в наше время так и хочется снабдить приставкой «ретро» - а потом смущают сознание зрителей совершенно несказочными диалогами, тонким юмором и внезапной концовкой. По законам жанра в финале все должны рыдать - и говорят, что такие случаи были, но большинство зрителей сидит, затаив дыхание, не понимая, что это вообще было, но чувствуя, что это что-то значительное, как минимум на 14 номинаций. Значительное - но надевающее дурацкую улыбку всякий раз, когда обычный фильм впал бы в пафос. Значительное - но распевающее небольшими голосами глупенькие обаятельные песенки вместо классического джаза. Значительное - но существующее, несмотря на конкретные привязки, в придуманном вне времени и пространства мире Шазелла и Гурвица.
Ну а по возвращении из кинотеатра наступит лучшее время для включения саундтрека. Можно не сразу, можно через день, два, неделю, год. Ясно только, что переслушивать альбом можно будет ещё долго и неограниченное количество раз. И это - несомненное достижение не самого маститого композитора Джастина Гурвица, музыка которого, с одной стороны, звучит так, будто существовала лет 80, а с другой - абсолютно новая и оставляющая в уверенности, что именно её вам не хватало здесь и сейчас. Вы можете вспоминать под неё сцены из фильма или наслаждаться ею без привязок к видеоряду - в этом смысле она абсолютно универсальна.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»