Николай Новоселов, руководитель научного спектакля “Доктор Фактум”: “Взрослые люди могут отказать себе в концерте, но на развитии и развлечении любимых детей в России не экономят”
В конце 2016 года московский коллектив ArtNauka выпустил семейный научный спектакль “Доктор Фактум”. За эти полгода коллектив собрал несколько аншлагов и уже обеспечил себе осенние туры.
Мы решили узнать, за счет чего был достигнут такой результат, насколько в целом интересен формат семейных спектаклей в России и как велась разработка шоу.
— Почему вы решили вдруг заниматься семейными шоу-программами? Ведь вы же работаете с топ-компаниями по всей России?
— Выезжать на одно-два выступления - это одно дело. А постоянно работать в гастрольном графике, продавать билеты и наполнять залы - гораздо более сложная задача.
Мы давно хотели такое шоу и планомерно его создавали с 2015 года. Это ведь серьезный процесс: исследовать все сегменты, придумать концепт. Исследовать цены по регионам, сделать план. Потом найти сценариста, режиссера, актеров. Это звучит просто - “найти”, но на самом деле, на поиск каждого участника уходило огромное количество времени, например, чтобы найти режиссера, мы отсмотрели более 300 резюме!
Но мы с самого начала решили, что будем делать все на высоком уровне и с профессионалами. Да, это будет гораздо дороже, но хорошие инвестиции и отбиваются хорошо, вы знаете (улыбается).
— Почему вы так долго искали режиссера?
— Не только режиссера: поиски актеров тоже стали результатом десятков групповых кастингов.
Мы искали именно “тех самых” людей. Так как мы решили делать шоу в новаторском формате — придумывать то, чего нет, - нам были нужны люди, которые одновременно много умеют и готовы учиться. Это крайне редкое сочетание: чаще всего профессионалы заняты обычным “обналичиванием” своих знаний. А работа с инновационными форматами требует много времени и сил, нужно вникать и узнавать новое. Нам нужны были люди, которые смотрят вперед, а не назад.
Но нам повезло. Режиссером стал Евгений Гомоной, режиссер Московского Губернского театра под управлением С.Безрукова. Исполнители главных ролей - Андрей Щеткин и Ксения Данилова, выпускники ГИТИСа, оба действующие актеры. Вообще весь состав получился чрезвычайно опытным. На его формирование суммарно мы потратили несколько месяцев.
— Почему именно такой формат?
— Шоу начинается с бизнеса: аналитика, экономика, маркетинг. Мы анализировали и смотрели на продажи и вкладываемые деньги в разработку разных форматов: цирковые шоу, интерактивные программы, выставки, концертные выезды музыкальных групп.
Надо сказать, что “новая экономическая реальность” сильно изменила распределение трат обычных граждан. в 2015 году 37 процентов россиян говорили о том, что будут экономить на собственных развлечениях (“Ромир”, март 2015).
Но вот на чем в России не принято экономить, так это на детях и на их развитии. Эта категория является одной из наиболее устойчивых в текущей экономической ситуации. Более того, согласно исследованию агентства Synovate Comcon, продажи в этом сегменте продолжают расти, хотя и не такими впечатляющими темпами. И студенты, и взрослые люди могут отказать себе в концерте, но на развитии и развлечении любимых детей экономить не будут.
Идеальным решением с нашей точки зрения является формат семейного шоу, куда идут и родители, и дети. Это позволяет увеличить средний чек и уменьшить вложения в маркетинг: фактически нужно привлечь меньше домохозяйств, чем если делать чисто детский формат. Кроме того, мы сформировали саму концепцию и сам продукт таким образом, чтобы максимально ужать туровые затраты. Минимальное количество людей на сцене, интеграция видео одновременно с самыми масштабными экспериментами. Гастрольные шоу - это очень хитрый формат: яркие для публики, компактные и мобильные внутри.
Затраты еще фактически уменьшаются за счет того, что семейный формат - это утреннее время в залах, а значит, дополнительная экономия на аренде. Камерный формат, экономия на аренде, групповое привлечение и другие хитрости позволили нам снизить себестоимость проведения и поставить цену ниже других привозных детских шоу, рассчитанных на схожие аудитории, но при этом оставить сохранить высокий уровень продукта.
— Любопытно, как экономика формирует продукт.
— Я бы сказал, она решает. Кстати, интересно, что по такому же принципу работает IKEA: маркетологи и экономисты определяют задачу товара, себестоимость и конечную стоимость, а все остальное уже делает дизайнер. Он делает изначально то, что может себе позволить обычный человек, и это выгодно для компании.
Да и будем честны, организаторов шоу в первую очередь сейчас волнует экономическая составляющая: слишком большие риски.
— Расскажите про сам спектакль.
— Это детский научный шоу-детектив. Вместо моего пересказа я бы процитировал слова нейропсихолога Екатерины Онокой, которая смотрела и оценивала влияние на детей по нашей просьбе.
“Спектакль — настоящее противостояние Фактума-Шерлока и его антипода Квази-Мориарти. Вместе с Доктором Фактумом головоломки Квази решают девочка Оля и робот Гипербулус. Оля отчаянно хочет попасть в лабораторию Доктора, она увлечена наукой и очень умна. Однако Фактум далеко не сразу признает в ней достойного партнера. Единственный друг Доктора Фактума — робот Гипербулус. Гипербулус, хоть и робот, не лишен чувствительности. Он обстоятельно и добросовестно выполняет поручения Доктора. Фактум вместе с аудиторией не только ищет разгадку детективной истории, знакомит зрителей с миром науки, законами физики и химии, но и сам проходит школу человеческих отношений”.
Вот такой взгляд со стороны от профессионала.
Мы действительно учли то, что родители являются “принимателями решений” о том, куда идет семья. И им тоже должно быть интересно, они должны видеть реальную пользу от посещения спектакля. Дело в том, когда мы анализировали отзывы о других шоу, мы увидели достаточно частую реакцию “ребенку нравится, мне нет, поэтому мы не пойдем”.
Задача спектакля – в игровой форме Edutainment рассказать детям о пользе знания физики и химии в жизни. Детективная история увлекает детей в расследование загадки исчезновения мальчика, объясняет зрителям законы логики и мышления, а также доказывает, что эрудированность и воображение - лучшие помощники в решении любых проблем.
На деле получается, конечно, еще интереснее: к нам подходят дети со своими изобретениями, а 33-летние мужики рассказывают в соцсетях, что они нового узнали после спектакля. Это удивительный кайф, когда ты видишь результат своей работы (улыбается).
— Так это шоу или театр?
— И ни то, и ни другое. Это симбиоз образования и развлечений, шоу и театра, видео и игры актеров. Зачем делать что-то одно, если можно все и сразу!
Мы занимаемся популяризацией и ставим вполне определенные цели. Да, мы хотим, чтобы дети узнали полезные вещи.
Мы не стали фокусироваться на чистых экспериментах или лекционной составляющей: нам кажется, дети должны познавать в игре, в движении.
А драматическая составляющая - то, что заставляет весь зал до самого конца сидеть в креслах и переживать за маленькую девочку Олю (улыбается)
Само шоу и актеры --- это видимая часть айсберга. Главная наша особенность не видна зрителям. Точнее, они знают, но не догадыватся: это маркетинговый штат. Вместе с управляющим составом (технический директор, гастрольный директор, сценограф и т.д.) они переизобретают маркетинг гастрольного формата.
— Какие результаты? Какими секретами поделитесь?
— В среднем мы получаем показатели от 70 до 80 процентов заполняемости при плане в 70 процентов (исходя из экономики одного шоу). Средняя стоимость билета получается около 800 рублей: мы увидели, что люди в первую очередь заполняют дорогие места, а не дешевые. Мы постепенно уменьшаем бюджет и трудозатраты: например, мы выяснили, что один из эффективных (и практически бесплатных) приемов - это как можно более раннее размещение на афише самой площадки. В идеале от 2-х месяцев. Кроме того, можно сильно увеличивать эффективность рекламы без увеличения ее стоимости, просто давая другой посыл. Например, мы все больше практикуем фотографии детей местных блогеров с нашими билетами вместо надоевших конкурсов. Это показывает лучшие показатели вовлечения аудитории.
— Почему?
— Мы изучили существующий опыт гастрольных шоу и нашли очень много вещей, которые можно было изменить или заметно можно улучшить. Многие инструменты показали нам в проектах “АртНауки” большой потенциал при работе в синергии: офлайн-реклама и онлайн, контент-маркетинг в связке со специально оптимизированным сайтом. Поэтому мы поставили задачей проверить и применить, а затем выписать лучшие практики. Вот такой вот подход “переизобретения” вместе с форматом шоу позволил нам получить аншлаг уже на втором показе.
— Аншлаг?
— Да, честно, мы не рассчитывали на это. Ну так, надеялись (улыбается).
Конечно, на словах или в “экселе” это смотрится замечательно. А на деле - это очень нелегко. Так как это была осень, то гардеробщицы не успевали, кассиры тоже тянули… В общем, нам даже пришлось задержать спектакль.
Кстати, по мнению экспертов, на такую заполняемость новое шоу могло выйти только к концу первого года работы. Теперь мы слушаем этих экспертов осторожнее.
— А люди не боятся самого шоу?
— Мы 5 лет делаем шоу по всей России и за ее пределами. У нас есть технические специалисты, которых нет нигде в России. Собственно, к нам несколько раз обращались другие продюсерские центры, но мы отказываем в разработке всем, так как у нас есть свой продукт.
Мы выбрали наиболее яркие и интересные из экспериментов, которые мы используем в коммерческих шоу и добавили специальные разработки, которые сделали именно для этого шоу. Например, тележка на огнетушителях — посреди шоу Оля “летает” на ней по сцене. На самом деле мы хотели, чтобы она летала на метле, но она передвигалась на ней слишком быстро (смеется).
— Ваши дальнейшие планы?
— Пока мы катаемся по России, но в ближайших планах - заграничные выезды. Мы уже работали на фестивалях в Польше, Эмиратах и Китае. Мы начинаем адаптировать программу под другие языки — наше шоу уникально не только в России, но и в мире. Грех этим не воспользоваться (улыбается)
Сценическая команда
Режиссер: Евгений Гомоной
Сценарист: Андрей Щеткин
Художник: Елена Киркова
Доктор Фактум: Андрей Щеткин
Олечка: Ксения Данилова
Гипербулус: Егор Морозов
Команда проекта:
Руководитель: Николай Новоселов
Гастрольный директор: Константин Чертов
Ассистент гастрольного директора: Светлана Чертова
Технический директор: Максим Кипайкин
Ассистент технического директора: Аслан Терешев
Маркетолог: Алина Зверева
Маркетолог: Андрей Галковский
Специалист по партнерам: Ольга Книрель
Николай Цискаридзе раскритиковал состав «Щелкунчика» в Большом театре
Николай Цискаридзе заявил о низком, по его мнению, уровне воплощения балета «Щелкунчик» в Большом театре. Он напомнил, что балет ставится уже 60 лет, но ничего нового в постановку не привнесено, а высокую планку первых спектаклей удержать не удалось.
- «Щелкунчик» Большого театра смотреть невозможно. Это не имеет никакого отношения к тому настоящему «Щелкунчику», который там должен быть, - заявил Николай Цискаридзе изданию «360». – Ничего нового никто не увидит. Увидят просто очень плохой состав.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета.
Сергей Жуков выйдет на сцену в мюзикле «Чебурашка. Ушастые ёлки»
Композитор и музыкальный продюсер шоу «Чебурашка. Ушастые ёлки» Сергей Жуков примет участие в одном из первых показов новогоднего блока мюзикла. 21 декабря 2024 года певец выйдет на сцену в новой роли.
- В этом шоу чудесная история, замечательные персонажи, любимые с детства, – заверил солист группы «Руки вверх!», – Как один из создателей мюзикла я рад, что нам удалось поставить на театральной сцене такую добрую, красивую, качественную новогоднюю сказку. А как обычный зритель и отец пятерых детей, с удовольствием возвращаюсь на «Чебурашку» с семьей и каждый раз открываю для себя что-то новое. Поэтому я с энтузиазмом воспринял идею принять участие в одном из первых показов нового сезона. Мы надеемся удивить зрителей необычным сюжетным поворотом и подарить еще больше праздничного настроения и волшебства.
Шоу-мюзикл «Чебурашка. Ушастые ёлки» пройдет в Международном центре бокса в Лужниках с 21 декабря по 7 января. За прошлый год постановку посмотрели 170 000 зрителей, по многочисленным просьбам которых спектакль вернулся в Москву на новогодний блок. Над созданием постановки работала режиссерско-постановочная группа во главе с режиссером Ниной Чусовой.
Алексей Франдетти возглавил Большой театр Ташкента
Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои. Сообщение об этом появилось в телеграм-канале театра 17 декабря 2024 года.
- Родившийся в Узбекистане российский режиссёр, актёр и педагог Алексей Франдетти назначен художественным руководителем Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, - говорится в нем. - Это событие обещает стать знаковым для культурной жизни страны и вдохновить новое поколение артистов. В качестве художественного руководителя Большого театра имени Алишера Навои Алексей Франдетти имеет возможность реализовать свои амбициозные идеи и проекты, которые, безусловно, обогатят культурную палитру не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Мы уверены, что его видение и творческий подход сделают театр ещё более привлекательным для зрителей всех возрастов.
- Это первый театр, в который я вошёл, когда мне было четыре года, и смотрел оперу «Мадам Баттерфляй», - говорит Франдетти. - Для меня это важная история. Это самый большой театр в стране, и я невероятно тронут, что мне такое дело доверили. И со своей стороны я буду максимально стараться развивать этот театр в сторону нового и интересного музыкального театра с привлечением талантливых коллег, которых я знаю. При этом не забывая, что там, конечно же, должны идти и национальные произведения. У меня в планах проведение конкурса композиторов, которые пишут именно национальную музыку, чтобы узбекская опера и балет звучали во всем мире.
Алексей Франдетти – российский режиссёр музыкального театра. Родился в Ташкенте, занимался в Ташкентской высшей школе национального танца и хореографии и в театральной студии под управлением Марка Вайля при театре «Ильхом». В 2006 году окончил ВГИК (мастерская Игоря Ясуловича). Ставил мюзиклы и оперы во многих театрах страны, в том числе в Большом театре. Неоднократный лауреат премии «Золотая Маска». В июне этого года Франдетти покинул пост главного режиссера «Ленкома Марка Захарова», где работал с 2022 года.
Ранее должность художественного руководителя ГАБТа им. А.Навои занимал Абдулло Алимов.