53-я «Петербургская музыкальная весна» пройдёт в мае
Союз композиторов Санкт-Петербурга при поддержке Российского музыкального союза, Комитета по культуре и Музыкального фонда Санкт-Петербурга проводит с 11 по 25 мая 2017 года 53-й международный фестиваль «Петербургская музыкальная весна» – старейший в нашей стране и авторитетный в культурном сообществе форум, посвященный современному композиторскому и исполнительскому творчеству (в основном петербургскому). Фестиваль проходит под патронатом губернатора Санкт-Петербурга и уже давно стал одним из культурных брендов Северной столицы. Будучи всегда открытым новому содержанию, самым разнообразным актуальным стилистическим и жанровым направлениям, экспериментальным формам общения с публикой, этот ежегодный фестиваль, тем не менее, глубоко почитает как великое классическое наследие петербургского музыкального искусства, так и собственные богатейшие традиции. Все фестивальные программы неизменно носят тематический характер, отраженный в их названиях. На «Петербургской музыкальной весне» впервые исполняется большое количество новых сочинений, многие из которых создаются специально для этого фестиваля. В его концертных программах всегда отмечаются памятные даты ушедших из жизни замечательных петербургских композиторов (в этом году это славные имена В.П.Соловьева-Седого, В.А.Успенского, О.Н.Хромушина, А.А.Пэн-Чернова, Б.И.Архимандритова, С.И.Пожлакова, В.И.Кладницкого, М.С.Самойлова…). Дань почтения отдается и ныне здравствующим юбилярам каждого года. Эти особенности станут характерными и для предстоящих 15-ти фестивальных концертов симфонической, хоровой, камерной и эстрадной музыки.
«Петербургская музыкальная весна» неизменно откликается на юбилейные даты всемирно-исторического значения, центральная из которых в нынешнем году – 100-летие Октября. Это эпохальное событие будет отмечено в концерте-открытии фестиваля (11 мая, Большой зал филармонии). В программе «Революция Александра Блока» прозвучат масштабные кантатно-ораториальные произведения С. Слонимского («Голос из хора») и В. Салманова («Двенадцать»). Два симфонических концерта под общим названием «Оркестровая палитра» (16 и 22 мая, Капелла) призваны дать представление о поисках и достижениях в этой сфере музыкального творчества. Объемная панорама современной вокальной и инструментальной музыки будет представлена в 4-х концертах серии «Петербургская камерата» (12, 15, 19 и 23 мая, Дом композиторов). В этом же зале будут исполнены тематические программы «СПб – США: музыкальные переклички» (13 мая), «Эхо Победы» (17 мая), «Майский дивертисмент» (18 мая), «Владислав Успенский – монологи и диалоги» (памяти выдающегося петербургского композитора, 21 мая), «Музыка контрастов» (24 мая). В программе «По страницам петербургской романсовой лирики» в исполнении солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра прозвучат образцы вокальной камерной музыки петербургских авторов (14 мая, Малый зал филармонии). Юбилейный концерт Е.Казановского «Судьбою песня стала» пройдет в Доме офицеров 23 мая (начало в 16.00). Концерт-закрытие фестиваля под названием «Люблю тебя!» состоится 25 мая в Малом зале филармонии и будет посвящен 50-летию Женского хора Музыкального училища им. Н.А.Римского-Корсакова. В этот вечер Хор исполнит лучшие произведения петербуржцев из своего обширного репертуара, а также впервые представит ряд новых сочинений, посвященных коллективу. Музыковедческая часть фестиваля, озаглавленная «Пэн-клуб в Красной гостиной», пройдет в виде Собрания творческих секций Союза композиторов и будет посвящена 100-летию замечательного петербургского музыканта А.Пэн-Чернова (20 мая, Дом композиторов, начало в 15.00). Начало всех фестивальных мероприятий, кроме специально отмеченных, в 19.00.
Концерты фестиваля пройдут на престижных городских площадках, а его исполнительские силы составят широко известные оркестровые, хоровые, ансамблевые коллективы, дирижеры и солисты. Вход на все фестивальные концерты свободный (по распространяемым по городу флаерам-приглашениям, которые также можно получить в Доме композиторов по адресу: ул. Большая Морская, 45 или непосредственно перед входом на концерты).
Справки по телефонам: 8-812-571-3548; 8-921-447-4992.
Рецензия на сингл Славы Скрипки «Бобр»: Крутые бобры
2024, М2.
Оценка: 8 из 10.
Вообще-то песня про бобра вышла ещё летом прошлого года, но тогда её мало кто заметил. Покорение чартов «Бобр» начал в новогодние праздники – после того, как завирусился в тиктоке. На первый взгляд, это очередная песня-мем – в то же время, как говорится, «есть в ней нечто подлинное». Недаром самая очевидная рифма к слову «бобры» - «добры».
Исполнитель песни Slava Skripka (как трогательно написало одно издание, его настоящее имя – Вячеслав Скрипка) занимается музыкой в основном по ночам, а днём он работает на мебельной фабрике в Ростовской области. Со своим соавтором Андреем Поповым они взаимодействуют дистанционно: тот живёт в Ставропольском крае. Попов стал автором музыки к «Бобру», а Скрипка сразу придумал на мелодию фразу «сидим с бобром за столом вдвоём, на ужин готовим полено». После этого соавторы долго ржали, а потом начали докручивать этот перспективный сюжет.
Естественно, они держали в голове потенциальную меметичность произведения: так в нём появилась цитата из польского мема «бобр курва», а в снятом на природе клипе – отсылки к поговоркам про бобра и культовому фильму «Бобёр» с Мэлом Гибсоном. Сыграло свою роль и то, что к бобру можно придумать кучу замечательных рифм, однако Слава в тексте очень грамотно выдержал баланс между абсурдом и реальностью. Дружба человека с бобром означает, что на ужин они оба будут есть полено (и пить алкоголь), обсуждать, зачем «между нами плотина», а потом человек отнесёт бобра к нему домой. По дороге в лесу они будут петь хиты Алсу – наконец-то и эта рифма пригодилась (кстати, в одной из версий «Бобра» звучит фрагмент песни «Зимний сон»). А потом бобр поделится с другом своим добром (ведь у него добра четыре ведра).
При всей дикости этого сюжета он нигде не выходит за рамки милоты и здравого смысла: смею предположить, что в этом и заключается главный секрет успеха «Бобра».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Альбом покойного Мака Миллера вышел через 10 лет после того, как был записан
Релиз посмертного альбома Мака Миллера «Balloonerism» состоялся 17 января 2025 года накануне его дня рождения: 19 января питтсбургскому рэперу могло бы исполниться 33 года, если бы он не скончался 7 сентября 2016-го в возрасте 26 лет от случайной передозировки.
В пластинку, слухи о которой ходили среди фанатов много лет, вошли 14 треков. Альбом демонстрирует экспериментальную сторону Миллера, смесь нео-соула и элементов джаза. Он включает такие композиции, как «5 Dollar Pony Rides», «Friendly Hallucinations», «Mrs. Deborah Downer», «Stoned», «Manakins» и «Rick’s Piano», а также совместные работы с Thundercat, SZA и Ashley All Day.
«Balloonerism» был записан в 2014 году, в плодотворный период для Миллера, когда он также работал над альбомом «Faces». В результате материал был отложен в пользу других релизов. После распространения утекших песен в сети официальный релиз пластинки был анонсирован трейлером на ноябрьском фестивале Camp Flog Gnaw.
Накануне выход альбома был представлен и анимационный короткометражный фильм «Balloonerism», основанный на текстах и музыке Миллера и снятый Сэмюэлем Джеромом Мейсоном. Он «рассказывает о группе школьных друзей, которые преображаются музыкой аккордового органа и отправляются в мир теней», говорится в синопсисе фильма. «Поглощенные черепахой времени, они должны пробираться через недра взрослой жизни». Фильм был выпущен 15 января в США и 16-го – в остальном мире на видеосервисе Amazon Prime Video и в избранных кинотеатрах.
«Мелодия» выпустила альбом к юбилею Валентина Берлинского
«Фирма Мелодия» в честь 100-летия со дня рождения виолончелиста Валентина Берлинского издала альбом камерной музыки в исполнении Квартета имени Бородина. Запись 1960, 1964 и 1988 годов впервые выпущены в цифровом виде. На альбоме представлена музыка Шуберта, Тактакишвили и Бориса Чайковского, сыгранная Квартетом им. Бородина: Валентин Берлинский (виолончель), Дмитрий Башкиров (фортепиано), Борис Чайковский (фортепиано), Николай Дмитриенко (контрабас),
19 января 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения Валентина Берлинского — выдающегося советского виолончелиста, основателя и бессменного руководителя одного из самых известных камерных ансамблей прошлого столетия — Квартета имени Бородина.
Вся жизнь Валентина Берлинского была связана со струнными инструментами и с камерными музыкальными коллективами. С детства он был окружен музыкой, вырос в музыкальной семье — его отец играл в Квартете братьев Берлинских, а мать была пианисткой и певицей. В 19 лет, еще студентом Московской консерватории, Валентин Берлинский стал участником струнного квартета, который впоследствии вошел в Московскую филармонию. А в год своего 10-летия ансамбль обрел имя, под которым работает до сих пор — Квартет имени Бородина. Ему Валентин Александрович Берлинский отдал более 60 лет, став единственным участником, который служил в нем с первых дней и до конца своей жизни. Помимо Квартета имени Бородина Валентин Берлинский часто помогал организовывать и обучать другие ансамбли по всей России и за ее пределами. Можно сказать, что Валентин Александрович практически создал советскую квартетную школу — были и другие музыканты и педагоги, которые занимались струнными квартетами, но именно Валентин Берлинский поднял такой тип камерного музицирования в Советском Союзе на высочайший уровень. Валентин Александрович также является создателем Международного конкурса струнных квартетов имени Дмитрия Шостаковича, Международного фестиваля искусств имени Андрея Сахарова и многих других музыкальных проектов.
Во многом профессиональные взгляды Берлинского и репертуарная стратегия бородинцев, как ласково называли квартет, были едины. Это стремление работать с популярными сочинениями для струнных тонко и вдумчиво, возвращать подлинный интерес к ним. В то же время коллектив активно сотрудничал с советскими композиторами-современниками, музыкантами, инструменталистами и знакомил аудиторию с новой музыкой.
Альбом к 100-летию виолончелиста отражает обе эти тенденции. Первая композиция — квинтет для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, соч. 114, Франца Шуберта. Это знаменитое произведение, известное под названием «Форель», появилось как сочинение для домашнего музицирования. В течение всей своей творческой жизни Валентин Берлинский играл это произведение со многими известными музыкантами — Святославом Рихтером, Марией Юдиной, Львом Обориным и многими другими. Впервые Валентин Берлинский записал квинтет в 1960 году вместе с пианистом Дмитрием Башкировым, скрипачом Ростиславом Дубинским, альтистом Дмитрием Шебалиным и контрабасистом Николаем Дмитриенко.
В квинтете ярко передается звукоподражание природе, которое часто использовали композиторы-романтики. Это же стало главным мотивом творчества грузинского композитора Отара Тактакишвили. Его Квартет до минор Валентин Александрович записал вместе с Квартетом имени Бородина в Тбилиси в 1988 году. Отар Тактакишвили был близким другом Квартета имени Бородина и Валентина Берлинского в частности.
Валентин Берлинский и бородинцы активно работали с современной академической музыкой. К их профессиональному мнению прислушивался Дмитрий Шостакович, чьи пьесы Квартет часто исполнял. А для композитора Бориса Чайковского Квартет имени Бородина стал постоянным соратником — музыканты часто становились первыми исполнителями его сочинений. В юбилейный альбом вошел Квинтет Бориса Чайковского, который бородинцы исполнили вместе с автором за фортепиано. Запись 1964 года последовала за первым исполнением 1962 года, которое прошло в том же составе.